Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sao.ru/hq/slkom/seti/SETI2005_II/seti-levitan-tezisy.doc
Дата изменения: Wed Feb 24 17:53:28 2010
Дата индексирования: Tue Oct 2 12:52:44 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п

Е.П. Левитан (РАКЦ, РАЕН)

ПЕДАГОГИКА SETI КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К АСТРОНОМИИ

1. Среди проблем, которые пытается решить современная педагогика (в том
числе российская), - изменение отношения детей к учебе. Не секрет, что
по разным причинам интерес к учебе находится на низком уровне,
вследствие чего снижается эффективность всего процесса обучения, ибо
трудно обучить того, кто просто не желает учиться.
2. На изменение создавшейся ситуации направлено ставшее массовым
изобретение всякого рода педагогических нововведений и технологий,
спектр которых в достаточной мере отражен, например, в газете «1-е
сентября», имеющей «предметные выпуски» по физике, литературе и ряду
других учебных предметов. Изобретательство учителей беспредельно:
порой они превращают уроки в диспуты, миниконцерты, защиту проектов,
экскурсии и т.д.
3. Однако тиражировать подобные педагогические находки довольно трудно,
поскольку они чаще всего органически связаны с личностью учителя,
требуют большой затраты времени до уроков и т.д. И вообще невозможно
себе представить, что можно преобразовать подобным образом все уроки
по всем предметам, а отдельные, даже блестящие, вкрапления общую
ситуацию изменить не могут.
4. Необходимо найти, научно обосновать некие глобальные мотивы к учебе,
уходящие корнями в глубины новой социально-экологической реальности и
учитывающие психологические особенности современных детей и
подростков. По убеждению автора, один из таких мотив - изучение в
школе элементов астрономии - науки, интереснейшей по своей сущности.
Их изучение может быть включено в курсы различных предметов,
проводиться в виде факультативных и разнообразных внешкольных занятий
со школьниками, а затем и в виде систематического курса астрономии,
завершающего (хотя бы в «профильных» классах!) физико-математическое и
философское образование учащихся.
5. Но в последние годы учителя, которым удается преподавать астрономию (в
условиях исключения этого учебного предмета из числа обязательных в
школе!), заметили, что падает интерес и к изучению самой астрономии (и
это не смотря на фантастические открытия в науке о Вселенной,
фантастические космические эксперименты и т.д.!).
6. Анализ причин создавшегося положения должен быть предметом отдельного
обсуждения. Здесь уместно отметить лишь то, что «педагогика SETI»,
активно развивающаяся в настоящее время, способна оказать
существенную помощь в формировании интереса к астрономии (и к учебе
вообще!).
7. Для этого необходимо умело использовать главные научные проблемы SETI
для создания соответствующих учебных ситуаций. Причем делать это можно
и нужно не только в старших классах общеобразовательной школы, но и в
начальной школе. Представляет интерес разработка элективных
(избирательных) курсов астрономии для начальной школы, в которых
систематизирующая роль принадлежала бы идеям SETI.
8. Очевидно, что придется разработать современные программы таких курсов,
создать необходимую учебную и методическую литературу, а также
соответствующую мультимедийную продукцию. При этом особенно важен
дифференцированный подход, ориентированный на различные объем и
глубину материала, адресованного либо всем школьникам, либо страстно
увлеченным астрономией. Автор готов помогать в проведении подобных
научно-педагогических экспериментальных (и, возможно, диссертационных)
исследований.