Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.scientific.ru/doska/putin.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 21:38:51 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: aurora |
Открытое письмо Президенту Российской Федерации |
Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу |
Глубокоуважаемый господин Президент!
В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса
"Основы православной культуры" (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения
такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученые, в частности, десять академиков, среди которых - два
нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали
свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в
январе на Рождественских чтениях в Кремле
митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: "Мы повторяем просьбу миллионов людей
включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных
семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в
основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс". Министерство
образования и науки, до недавнего времени сдержано относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на
уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана "Духовно-нравственная
культура". Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227
кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК, в
этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников
ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов
для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов
государственного образца.
Немалое число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное
впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных
школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать
свою позицию.
1. Преподавание в государственных школах религиозных по сути дисциплин противоречит статье
14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Конечно, можно
вводить эти дисциплины в светской по виду оболочке, однако неустранимое противоречие духу
Основного закона останется и в этом случае. Даже если формально уроки ОПК будут факультативными,
либо же будет декларирована возможность выбора между преподаванием ОПК, исламской и других
культур, внерелигиозной этики, отсутствие квалифицированных преподавателей неминуемо приведет к
тому, что к проведению уроков будут привлекаться священнослужители, как это уже происходит там, где
те или иные религиозные курсы были введены в состав регионального компонента среднего образования.
В результате преподавание основ религиозной культуры превратится в преподавание Закона Божия.
Более того, именно в таком качестве эти курсы рассматриваются руководством РПЦ: в циркуляре патриарха Алексия II N 5925 от 9 декабря
1999 г. сказано: "Если встретятся трудности с преподаванием "Основ православного вероучения",
назвать курс "Основы православной культуры".
2. Независимо от юридической стороны вопроса, преподавание ОПК в государственных школах
нецелесообразно с точки зрения здравого смысла с учетом и соображений государственного
порядка. В регионах, где исторически доминируют представители одной религиозной конфессии, неизбежен перекос в сторону преподавания культуры и основ вероучения этой конфессии. Уже сейчас есть примеры, когда представители религиозных меньшинств или дети из атеистических семей подвергаются недопустимому давлению со стороны учителей и сверстников. Повсеместное преподавание ОПК в государственных школах неизбежно приведет к усилению религиозной поляризации страны и межконфессиональной напряженности, создавая питательную среду для экстремизма.
3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы,
духовные академии, медресе и т.д. ) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в
этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности
в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь
небольшая часть из называющих себя верующими соблюдают религиозные обряды и
предписания. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных
общеобразовательных учреждениях вместо декларируемого в качестве цели воспитания нравственности
приведет скорее к обратному эффекту - еще большему увеличению степени лицемерия, конформизма и
духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в
царской России.
4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Всероссийской
аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов
теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную
дисциплину, не требующую веры в существование Бога (богов), то списке специальностей ВАК уже
существует специальность "09.00.13 Философия и история религии, философская антропология,
философия культуры", которая позволяет получать степени по религиоведению. Если же понимать под
термином "теология" богословие, дисциплину, которая исходит из веры в существование Бога, то
введение такой дисциплины в систему государственной аттестации научных кадров будет означать
признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит
Конституции РФ. Следует отметить также, что приводимые в качестве довода за введение теологии в
номенклатуру ВАК ссылки на Болонский процесс неуместны, поскольку, в отличие от других стран
Болонского процесса, в России речь идет именно о системе государственной аттестации, а не о степени,
присуждаемой конкретным учебным заведением.
В "письме 227" противники создания государственной системы религиозного образования
обвиняются в "обскурантизме и нигилизме", расчистке "дороги для навязывания собственных
религиозных или идеологических доктрин", нетерпимом отношении "к Русской Православной Церкви,
православному христианству, православным верующим", их называют "воинствующими атеистами и
ненавистниками России". Это не просто показывает уровень полемики - это показывает, на каком уровне
и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в
государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к
расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.
Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства
образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего
образования в России.
С глубоким уважением,
Подписи (в данный момент отсутствуют)
*******************************************************************************************
Как можно помочь в проведении этой акции? Очевидно, что чем большее число подписей
под письмом будет собрано, тем больше вероятность того, что наш голос будет услышан. Если вы хотите
помочь, обратите, пожалуйста, внимание своих коллег и друзей на это письмо лично или по электронной
почте. Желательно также распечатать письмо и вывестить его на доске объявлений вашего института
(вместе с информацией о том, как можно подписать письмо). Письмо может подписать любой гражданин России, работающий в сфере науки и образования.
Сделать это можно следующим образом: Пожалуйста, во избежание изобилия вариантов подписи, нежелательного в письме подобного рода,
сообщайте о себе следующие данные: Для учета подписи обязательно сообщите контактную информацию (адрес электронной почты или
телефон)
Образцы подписей (пожалуйста, следуйте этим образцам):
Андрей Борисович Иванов, д.ф-м.н., профессор, член-корреспондент РАН, Институт изучения
сложных проблем РАН, Саратов
Петр Иванович Сидоров, PhD, Head of laboratory, Harvard Medical School, Boston, MA, USA
Николай Олегович Петров, младший научный сотрудник, Москва
|
|