Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.scientific.ru/doska/fursenko.doc
Дата изменения: Wed Jul 14 16:48:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:35:49 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п

копия

Министру образования и науки
Российской Федерации
А.А.Фурсенко

Уважаемый Андрей Александрович!

В связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных
законов "О внесении изменений и дополнений" в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(далее - Проект) считаю необходимым обратить Ваше внимание на следующее.
Изменения, которые предполагается внести в Закон Российской Федерации
от 10 июля 1992 г. ? 3266-1 "Об образовании", в Федеральный закон от 22
августа 1996 г. ? 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. ? 127-ФЗ "О науке
и государственной научно-технической политике", не соответствуют
Конституции Российской Федерации и отменяют гарантии и льготы, направленные
на обеспечение развития образования и науки.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации "каждый
вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в
государственном или муниципальном образовательном учреждении и на
предприятии".
Данная идея отражена в п. 4 ст. 2 Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании".
Между тем согласно Проекту норма п. 4 ст. 2 упомянутого закона
излагается в

следующей редакции:


2
"4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на
конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального
образования в федеральных государственных высших учебных заведениях...".
Таким образом, Проект ограничивает действие нормы, содержащейся в ч. 3
ст. 43 Конституции Российской Федерации и охватывающей высшие учебные
заведения, находящиеся в ведении не только федеральных органов, но также
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В пояснительной записке к Проекту отмечается, что одним из основных
недостатков сложившегося к началу 2000-х годов разграничения, правового
регулирования и финансового обеспечения полномочий органов власти разных
уровней являлось "неполное соответствие Конституции Российской Федерации".
Как показывает приведенный пример, Проект также не свободен от этого
недостатка.
В силу п. 1 ст. 1 Закона об образовании "Российская Федерация
провозглашает область образования приоритетной". Это положение
сопровождается нормами о Федеральной программе развития образования (пп. 2
- 4 ст. 1), а также государственными гарантиями приоритетности образования,
изложенными в ст. 40 и предусматривающими, в частности, ежегодное выделение
финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов
национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей
федеральных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
"При этом доля расходов на финансирование высшего профессионального
образования не может составлять менее трех процентов расходной части
федерального бюджета" (аналогичное правило содержится в п/п 1 п. 3 ст. 2
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании").
Предусмотрены также налоговые льготы для образовательных учреждений и
для инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие системы образования
Российской Федерации (пп. 3 и 4 ст. 40 Закона "Об образовании").
В Проекте все эти нормы предлагается отменить. Но в таком случае идея
о приоритетности образования (хотя она Проектом и не отменена) лишается
финансовых гарантий и потому приобретает чисто декларативное значение.
Одновременно лишаются финансовых гарантий и нормы о праве на образование,
содержащиеся в ст. 43 Конституции Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству не использованные в текущем
году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у
образовательного учреждения (см. п. 2 ст. 43 Закона "Об образовании", п. 4
ст. 28 Федерального закона "О
3
высшем и послевузовском профессиональном образовании"). В Проекте эту норму
предлагается отменить.
Проектом также предусмотрена отмена норм о повышенных минимальных
ставках заработной платы педагогическим работникам образовательных
учреждений (в настоящее время эти ставки указаны в п. 2 ст. 54 Закона "Об
образовании" и п. 4 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании").
То обстоятельство, что действие данных (как и некоторых других
указанных выше) норм приостановлено законами о федеральном бюджете за
отдельные годы, не свидетельствует в пользу их отмены. Приостановление
является временной вынужденной мерой и при прекращении обусловивших его
факторов приостановленные нормы должны вступить в действие.
Проект, далее, отменяет право образовательных и научных учреждений
сдавать в аренду закрепленное за ними имущество, право свободного
распоряжения денежными средствами и иным имуществом, переданным
образовательному учреждению физическими и юридическими лицами в виде дара,
пожертвования или по завещанию, а также имуществом приобретенным на доходы
от собственной деятельности (см. п. 2 ст. 97 Федерального закона "О высшем
и послевузовском профессиональном образовании"), хотя такая возможность
общим образом предусмотрена п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ.
Ограничение хозяйственной деятельности научных и образовательных
учреждений в условиях сокращения гарантий бюджетного финансирования
уменьшает и без того скромные возможности этих учреждений по обеспечению
имущественной базы для своего дальнейшего развития.
Проект отменяет норму, содержащуюся в п. 6 ст. 17 Федерального закона
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в соответствии с
которой "организации, работники которых обучаются по очной и очно-заочной
(вечерней) формам обучения, освобождаются от налогов на сумму средств,
которые затрачены на обучающихся...".
Иными словами, работодатель никак не будет стимулироваться к тому,
чтобы предоставлять работникам, обучающимся в высших учебных заведениях,
предусмотренные законом отпуска, связанные с учебой.
Говоря о мерах социальной поддержки лиц, обучающихся в государственном
или муниципальном образовательном учреждении, Проект (в отличие от п.6
ст.50 Закона "Об образовании") не упоминает о льготном или бесплатном
проезде на транспорте.
4
Между тем указанная льгота, финансовое обеспечение которой
осуществляет бюджет субъекта Российской Федерации, позволяет студентам,
проживающим и обучающимся в Санкт-Петербурге, ежемесячно экономить около
300 рублей. Для студентов, проживающих в Санкт-Петербурге и обучающихся на
естественных факультетах, расположенных в Петродворцовом районе Санкт-
Петербурга, указанная льгота превышает размер академической стипендии.
Отмена льготного проезда существенно обострит одну из самых серьезных
проблем, указанных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации - недоступность качественного образования для
малоимущих.
Приведенные примеры (а их количество легко может быть увеличено)
свидетельствуют о том, что Проект не только не будет способствовать, но,
напротив, затруднит дальнейшее развитие научных и образовательных
учреждений в современных условиях и поэтому (применительно к изменениям,
вносимым в Закон "Об образовании". Федеральный закон "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" и Федеральный закон "О науке и
государственной научно-технической политике") подлежит пересмотру с
привлечением Российской академии наук, Российской академии образования и
Российского Союза ректоров высших учебных заведений.

Заведующий кафедрой
гражданского процесса
юридического факультета
Санкт-Петербургского
государственного университета,
директор Санкт-Петербургского филиала
Института государства и права
Российской академии наук,
доктор юридических наук,
профессор В.А.Мусин