Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.scientific.ru/dforum/altern/1169384241
Дата изменения: Tue Apr 12 13:00:14 2016
Дата индексирования: Tue Apr 12 14:00:14 2016
Кодировка: Windows-1251
Scientific.ru » Альтернативный форум
Scientific.ru » Альтернативный форум

Scientific.ru » Все форумы

Постоянные участники форумов

[ ... ]

[ Сoздать нoвую тeму ]

Отмечать NEW, ! сообщения за последние часов
Показывать на странице тем
Выделять сообщения от
Doctor - 21.01.2007 15:57
Пересечение физики с философией
В дополнение к статье "Наука и иррационализм", расположенной по адресу http://aklimets.narod.ru/mistika.htm , в которой обосновывается обобщенный принцип дополнительности Бора между рациональными и иррациональными аспектами действительности, частным случаем которого является дополнительность между корпускулярной и волновой картинами микромира, хочу представить вам размышления по данному поводу известного немецкого философа Иммануила Канта, изложенные в его труде "Критика чистого разума".
Родоначальник немецкой классической философии, ученый и философ  Иммануил Кант (1724-1804) близко подошел к пониманию дополнительности между рациональными и иррациональными аспектами действительности в природе. В самом деле, по Канту,чтобы ответить на вопрос: "Как возможна наука?", необходимо представлять весь процесс познания, не ограничиваясь лишь формами содержания и рассудка. Согласно Канту, вне человека существуют "вещи сами по себе" (иррациональное - D. Их ошибочно называют "вещами в себе"). Действуя на органы чувств, они порождают многообразие ощущений и приобретают характер восприятий. Деятельность рассудка (рациональное - D.) придает им всеобщий необходимый характер. Лишь таким путем вещи сами по себе становятся достоянием субъекта и его мышления. Но чтобы нечто было познано, оно еще должно быть помыслено. Научно-теоретическое познание имеет дело с мыслимыми предметами. Мыслимые и познаваемые вещи - это, с точки зрения Канта, феномены или явления (рациональное - D.). За явлениями стоят "вещи сами по себе", как они есть, или ноумены (иррациональное - D. С моей точки зрения, в микромире этому соотвествует суперпозиция возможностей). Наукой познаются лишь феномены (лично я думаю, что это происходит во время процедуры редукции состояния или декогеренции - D.), а не ноумены, поскольку вещь сама по себе во всей своей полноте не может быть представлена в (рациональном - D.) сознании. Теоретическое познание вещи самой по себе, вне конструктивной деятельности продуктивного воображения, невозможно... По Канту, вещь сама по себе (иррациональное - D.) в своей сути непознаваема принципиально, т.е. она не может быть представлена в сознании в полном объеме. Мы познаем феномены (рациональное-D.), а не ноумены (иррациональное -D.). Феноменальное знание есть знание научное, логическое, теоретическое. Это знание не обо всех, а лишь о самых существенных чертах, об общих закономерностях. Дальше этого наука идти не в состоянии. Вещи сами по себе остаются вне пределов ее досягаемости. Под вещами Кант понимал не только обычные вещи, но и мир в целом. Мир в целом (рациональное + иррациональное) - D.) непознаваем средствами науки - как и Бог, душа, свобода, принадлежащие внутреннему миру личности и изучаемые философией... Реалии такого рода (Бог, душа, свобода) и являются у Канта ноуменами в точном теоретическом смысле понятия. Их нельзя представить в виде рефлексивно контролируемых, полностью прозрачных для самосознания "идеальных" предметов, подобных концептуальным моделям и конструкциям точных наук. Любой сдвиг границы человеческого опыта не может привести к исчерпывающему поглощению "вещи самой по себе"... В исторических условиях своего времени Кантово проведение принципиальной грани между феноменами (явлениями - D.) и ноуменами (сущностью - D.) было направлено прежде всего против рационалистической утопии Просвещения, содержащей идею полного освещения действительности в "конечном" человеческом рассудке ( как и нынешняя рационализированная наука, в частности. физика, претендующая на полное постижение действительности путем создания окончательной теории всего - D.).
   Далее. Кант поставил диалектическую проблему: противоречие - неизбежный элемент нашего мышления. Например, идеи, которые, по Канту, сосуществуют на равных основаниях: 1) Тезис: в мире существует причинность через свободу. Антитезис: никакой свободы нет, все совершается по законам природы; или 2) Тезис: в ряду мировых причин есть некая необходимая сущность. Антитезис: в этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно.
   Указанные антиномии являются для Канта наиболее важными. Именно антиномии, и в частности, проблема свободы, подвигли Канта на критику рационального разума. Во всех положениях одного из основных трудов Канта "Критика чистого разума" просвечивает важная для Канта проблема - как возможна свобода человека. Свобода есть, но где она? В мире явлений (рациональном мире) мы ее не обнаруживаем, там господствует жесткая детерминация, человек свободен только в мире вещей самих по себе (иррациональном мире). Человек живет в двух мирах. С одной стороны он феномен (рационален), с другой ноумен (иррационален), существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. У человека два характера: эмпирический, привитый окружением, и ноуменальный, интеллигибельный, как бы присущий ему изнутри. В поведении человека реализуется связь между двумя характерами. На этом основана вменяемость человека, его ответственность. Человек, по Канту, свободен, так как он является жителем умопостигаемого мира, в котором нет жестского сцепления причин и следствий, там возможна причинность особого рода - "через свободу", которая только и делает человека моральным существом.
   Что касается Бога, то и его можно обнаружить только в ноуменальном (иррациональном) мире. Но о последнем мы ничего не можем знать разумом. По Канту (а так оно и есть - D.), Бог не нужен, чтобы объяснять (рациональные -D.) явления природы, но когда речь заходит о поведении человека, тут идея высшего существа необходима... Если знание о Боге невозможно, в него остается только верить. Суждения веры обоснованы только субъективной стороной. а знания нуждаются еще и в объективном обосновании. Кант устраняет знание из областей, ему не принадлежащих (из дополнительных областей в духе Бора - D.). Он ограждает его от веры и тем самым сохраняет его в чистоте и силе. Суть идеи Канта такова: знание выше веры, но это не относится к моральной вере (это высший вид веры, предполагающий не рассуждения о Боге, а способность человека быть добрым существом), которую нельзя сопоставить со знанием и которая реализуется в поведении (в том же духе обобщенного принципа дополнительности Бора -D.).
   В следующем своем труде   "Критика практического разума", Кант переходит к так называемому практическому разуму, к рассмотрению способности человека к моральному действию в области ноуменов ( в иррациональной области), недоступному чистому (рациональному) разуму и формулирует так называемый категорический императив, который в разных формулировках звучит так:"Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать и принципом всеобщего законодательства" или же "Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалась тобою как цель и никогда только как средство". Несомнена близость этой формулировки к словам из Евангелия: "Не сотвори  другому того, чего себе не желаешь". Однако здесь мы остановимся.
[прямые ответы (3)]

  • [вернуться на форум]
  • Пересечение физики с философией – Doctor, 21.01.2007 15:57
  • Re: Не смешите – valia, 22.01.2007 14:14
  • Re: А почему бы нет? – valia, 22.01.2007 17:13
  • Re: математик Малых М.Д. – Уникум, 22.01.2007 17:44
  • Re: Не смешите – Усачев В.М., 22.01.2007 14:40
  • Re: Не смешите... по-русски. – valia, 22.01.2007 15:07
  • Re: Не смешите... по-русски. – Усачев В.М., 22.01.2007 16:19
  • Re: Не смешите... по-русски. – valia, 22.01.2007 23:10
  • Re: Вот именно. – ПСС, 22.01.2007 14:22
  • Не знаю. – ПСС, 22.01.2007 16:04
  • Re: – ПСС, 22.01.2007 18:15
  • Re: – valia, 22.01.2007 18:23
  • Re: Задача о движении трех тел... – Бахарев, 22.01.2007 13:33
  • Re: Задача о движении трех тел... – Усачев В.М., 22.01.2007 14:16
  • Re: Задача о движении трех тел... – Бахарев, 22.01.2007 18:20
  •  

    ТЕМА ЗАКРЫТА

    Scientific.ru » Все форумы


    © Scientific.ru, 2000-2016

    Рейтинг@Mail.ru