: Мнэм... Во-первых, Вы, наверное, имеете в виду поправку ОТО (эффектом Этвеша, если я правильно помню, называется кое-что совсем другое). Так вот, на самом деле релятивистская поправка состоит из двух частей. Есть положительный вклад, как Вы правильно говорите, из-за скорости (СТО). И есть отрицательный вклад --- из-за эффектов ОТО часы на Земле идут медленнее, чем на спутнике. Поправка ОТО в несколько раз больше, чем поправка СТО, но учитываются обе, иначе при определении местоположения получится ошибка где-то в километр. Более точно, поправка ОТО равна
:
: δОТО = ΔФ/с2 = - GM *(1/R - 1/(R+H)) /c2
:
:
: Поправка CТО:
:
: δСТО = 1/2 *(v/c)2 = GM / (2 (R+H) c2)
:
: Здесь М -- масса Земли, R -- ее радиус, H -- высота орбиты. Подставив цифры (M = 5.97*1024, G = 6.67*10-11, c сами знаете, R = 6378км и H = 19100км для ГЛОНАСС), получаем:
:
: δОТО = -5.21*10-10
:
: δCТО = +0.87*10-10
:
: Итого получаем: δ= -4.34*10-10. Реально используемое значение равно -4.36* 10-10. Для столь простого расчета (не учитывающего форму Земли, ее суточное вращение и всякие другие тонкости) совпадение очень неплохое. И знак на месте.
:
: Из цифр видно, что пришлось использовать как поправку СТО, так и ОТО, иначе согласие было бы намного хуже (5.21 vs 4.36). Так что замедление движущихся часов тоже учитывается.
:
: Более подробно о том, какие релятивистские эффекты учитываются в GPS, можно прочесть вот где:
:
: http://relativity.livingreviews.org/Articles/lrr-2...
:
:
: (я не стал сразу давать эту ссылку: там, извиняюсь, не по-русски, и с формулами).
Повторюсь, это все "предварительная" теория, приуроченная для нальной стадии разработки системы. Если мне не изменяет память, то был даже предусмотрен некий тумблер
"Н - Э". И что, когда пришлось переключить этот тумблер на "Э", то сразу все получилось? Отнюдь, все только началось! Юстировка аппаратуры, введение дополнительных поправок, не имеющих отношения ни к Н, ни к Э, поиск возможности автоматического осреднения множества измерений,
многолетний поиск оптимальной формы расположения КА и др.
"мелочи" настолько изменили первоначальные теоретические
выкладки, что, если теперь посчитать "обратно" от практики
к теории, то получится что теория неверна.
Работоспособность GPS определяется не теорией, а практикой
и инженерными "находками" в процессе наладки системы.
Попробуйте (хотя бы мысленно) пройти все этапы определения
координат GPS и станет ясно, что корректировка времени
запаздывания просто компенсирует все возникающие помехи и
ошибки теории. В том числе и, обнаруженные мной, отклонения
света (не рефракционные) и еще некоторые факторы, влияющие
на скорость э\м волн и путь их распространения.
Поэтому не стоит еще и еще раз привлекать GPS в защиту
СТО - ОТО, это не серьезно, имхо. |