Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.scientific.ru/monitor/onishchenko-mironov.doc
Дата изменения: Sun Feb 3 20:08:32 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:04:34 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п


Совершенствование конкурсных механизмов поддержки научных исследований в
России и совершенствованию системы государственной научно-технической
экспертизы

Одними из наиболее слабых звеньев в системе государственной научной
политики являются неразвитость конкурсных механизмов поддержки научных
исследований и несовершенство организации научно-технической экспертизы.
Такое положение дел крайне негативно сказывается на эффективности
государственных финансовых вложений в исследования и разработки и ставит
под вопрос успешную реализацию поставленных государством задач, поскольку
зачастую ведет к нерациональному выбору приоритетов и поддержке не самых
достойных проектов. Вывод научно-образовательной сферы из кризисного
состояния практически невозможен без развития адекватных конкурсных
механизмов, важнейшей частью которых является квалифицированная экспертиза.
Реформирование системы государственной научно-технической экспертизы
является комплексной задачей, требующей долговременной проработки, но
следующие первоочередные меры, связанные с изменением бюджетной политики и
совершенствованием законодательной базы, могут быть предприняты уже сейчас.

1. Увеличение доли государственных научных фондов в государственном
финансировании гражданской науки.

Первым шагом в совершенствовании системы государственной научной
экспертизы должна быть ставка на наиболее совершенные из существующих
механизмов конкурсного распределения финансирования в научной сфере -
научные и научно-технические фонды, в первую очередь,- Российский фонд
фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. На
данный момент, механизм проведения конкурсов и организации экспертизы,
налаженный в этих фондах, является наиболее совершенным из существующих в
России. Однако важным препятствием для их эффективной работы является
мизерный размер грантов, который не позволяет проводить нормальное
обеспечение научных исследований. В ближайшие 2-3 года представляется
целесообразным минимум в 2 раза повысить долю от выделяемых на гражданские
исследования и разработки средств, идущую на финансирование государственных
научных фондов, доведя долю двух упомянутых выше государственных фондов до
12-15%.

2. Совершенствование Федерального закона о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд с учетом специфики массовых научных конкурсов.

Согласно последней редакции (апрель 2007 г.) Федерального закона о
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд, на экспертизу конкурсных заявок
отводится срок 10 дней, а вся процедура предварительной оценки заявок и
экспертизы должна быть проведена в месячный срок. Вся практика работы
научных фондов как в России (в частности, и практика конкурсов поддержки
ведущих научных школ через лоты Роснауки), так и в мире показывает, что
нормальная организация экспертизы нескольких тысяч заявок в столь сжатые
сроки невозможна. Это ставит под вопрос возможность нормальной реализации
Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России», разработанной в соответствие с поручением президента
РФ В.В.Путина, и являющейся важнейшим шагом к преодолению кризисных
тенденций в области подготовки кадров. Для успешной реализации данной ФЦП
требуется подготовить и принять поправки к упомянутому Федеральному закону,
учитывающие особенности проведения массовых конкурсов в сфере науки и
образования.