Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.scientific.ru/monitor/Zheleznyak.doc
Дата изменения: Sun Sep 4 16:05:10 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:00:08 2012
Кодировка: koi8-r



"О трех утилитарных функциях фундаментальной

науки и проистекающих из них требованиях к реформам в РАН."


А.Г.Железняк. г.Троицк МО, «Реактор2000»




Преамбула.

О мотивациях реформ и различиях горизонтов планирования как основе
возникающих противоречий.

Часть 1. Функции науки в обществе.

1.1. Наука как производительная сила.


1.2. Наука как знание, предотвращающее ущербы.


1.3. Наука как социальный институт.


Часть 2. О целях и технологии реформ.

2.1. Реформы? А зачем?


2.2 Технология реформы: принцип "не навреди!" как основа любого
оздоровления.


2.3. Структурные изменения в управлении РАН и НИИ - предложения,
варианты.










Часть 1. Функции науки в обществе.

1.1 Наука как производительная сила.

1. Наука фундаментальная и прикладная.
Фундаментальная наука - глобальный венчурный бизнес с открытой датой и
кредитной линией.
Прикладная наука - источник потребительских свойств и качественных
конкурентных преимуществ новых товаров (технологий)
Жизненные циклы знаний, технологий, товаров и специализированных
производств. Несовпадение циклов
Фундаментальная наука - государство и корпорации-гиганты. ВУЗы
Прикладная наука - государство, ВУЗы и все хозяйствующие субъекты.
1.1.2. Законные вопросы скептиков:
Зачем нужна фундаментальная наука в России, если ее результаты все равно
используются за рубежом, а не у нас?
Зачем давать элитное образование в университетах и инженерно-технических
вузах, если выпускники уезжают за рубеж?
1.1.3. Ответ скептикам: наука - это не только производительная сила.
Фундаментальная наука - основа безопасности, и основа высокого уровня
образования.
1.1.4 Технологии передачи функции науки как производительной силы от
государства к бизнесу.
Западный опыт и российская специфика. Структурные различия с 300-летней
историей. Что можно перенять?











1.2. Наука как знание, предотвращающее ущербы.

Второе значение слова "ученый" - непосредственный ответ, зачем нужна наука.
Медицина, санитарная гигиена, военные исследования, гидрометеорология и
климатология, геология и разведка ископаемых, педагогика, социология,
этнография и языкознание, и др. - отрасли, из которых государство не может
уходить не по причине экономического эффекта, а по причине неминуемого
последующего ущерба, зачастую необратимого.
Фундаментальная наука как штаб перспективного планирования и разработки
методов борьбы с угрозами техногенной цивилизации такими, как глобальное
потепление, опасность новых синтетических веществ, микробиологические
угрозы, экономические и этно-политические конфликты из-за жизненных
ресурсов; религиозно- цивилизационные конфликты и др..

1.3. Наука как социальный институт: "Если бог хочет наказать человека - он
лишает его разума"

Наука и образование как «голова и спинной мозг» общества в
постиндустриальный (информационный) период развития общества. Непрерывность
образования. Важность гуманитарных наук об обществе и о человеке.
Наука и высшее образование как фактор устойчивого регионального развития и
создания опоры и резерва для «руководящих элит». Наука в регионах как еще
один «обруч на бочке федерализма».




Общее для всех трех функций: наука как хранитель (депо) знаний и умений -
а не только как их генератор.
Учет этого назначения науки при реформировании и ликвидации институтов.
Проблема доступа к архивированной информации.


Часть 2. О целях и технологии реформ.

2.1. Реформы? А зачем?

Различные взгляды. Связь между взглядами и интересами. Разделение
источников финансирования исходя из различия интересов : федеральные,
региональные , местные , частные источники. Вопросы преемственности реформ.
Оптимизация использования капитала.

2.2 Технология реформы: принцип "не навреди!" как основа любого
оздоровления.

Процедуры принятия решений о реорганизации.
"Социальные лифты" и "эскалаторы"- снятие социального напряжения реформ.
Пилотные проекты реформ как аналог клинических испытаний новых лекарств в
медицине .
Необходимость реформ не в "идеале", а "от достигнутого", реформируясь на
ходу, с созданием параллельных структур, где это возможно, для обеспечения
конкурентного давления на уже существующие институты.
Гранты, конкурсы, прямые заказы, свободная тематика - их роль в структуре
финансирования науки и поиск оптимального соотношения.

2.3. Структурные изменения в управлении РАН и НИИ - предложения,
варианты.
«Свой «Запорожец». Один забор - один хозяин: управление недвижимостью и
опытным производством. РАН как церковь. Выборность и кооптация. Почетные
должности. Несоответствие функций и полномочий научных групп.
«Внедренческие» подразделения и их налогообложение. Экономическое
образование для научных сотрудников. Структура НИИ «Председатель -
Исполнительный директор»

Резюме.
Основные выводы и проблемы.

1. Роль фундаментальной науки только на треть определяется ее
функцией как производительной силы, и эта функция не может быть
единственным и решающим критерием при оценке эффективности НИИ или
научной группы.
2. Отношение к фундаментальной науке - эффективный индикатор
намерения жить или не жить в России.
3. Исторически структура науки и образования отличается от этой
структуры на Западе, что требует постепенного, а не
скоропалительного внедрения западного опыта
4. Реформы должны проводиться по схеме «пилотный проект - групповой
проект - массовое внедрение опыта» с общим циклом 3-5 лет.
Создание конкурентного давления в науке.
5. Характерные сроки разрешения проблем в фундаментальной науке
превышают сроки сменяемости администраций, что создает проблему
преемственности курса в реформах и требует создания
межведомственного «комитета» по реформе науки.
6. Науку, даже прикладную, нельзя «продать» бизнесу - их можно между
собой «сращивать», оставляя долю государства.
7. Фундаментальная наука - основа безопасности существования в самом
общем смысле, и затраты на нее - это затраты на обеспечение
безопасность существования. Функция обеспечения безопасности и
социальная функция определяют необходимость поддержки науки даже в
областях, где имеется заведомое отставание от Запада.
8. В постиндустриальную эпоху нельзя пренебрегать общественными
науками и обходиться только «житейским здравым смыслом»
9. Предлагается внести изменения в порядок формирования корпуса
академиков, расширив круг выборщиков из числа работников РАН
соответствующей специализации, и обеспечив академикам пожизненный
научный грант «свободного поиска».
10. Предлагается увеличить хозяйственную автономность научных групп , а
также разгрузить директоров институтов , создав схему «председатель -
исполнительный директор», что поможет сблизит науку с бизнесом,
привнося в работу НИИ черты ЗАО и промышленного холдинга.