Учебный план курса по
специализации
'Координация проведения
экспертизы демократического, толерантного уклада школьной жизни'
Пояснительная записка
Эффективность процесса становления
демократических обществ в постоталитарных странах и во всем мире
во многом связана с влиянием на этот процесс школьного образования.
Однако до сих пор гражданское образование школьников связывается
преимущественно с разработкой новых программ, курсов и учебников,
поэтому средства как государства, так и различных фондов направляются,
в основном, на подобные акции.
Вместе с тем возможна поддержка работы школ по созданию в них
внутреннего уклада /mode,way of life, form/ школьной жизни, такой
ее организации, такого стиля, который представляет действующую
модель демократического общества.
Если бы по такой модели была бы устроена каждая школа, то дети
и учителя получали бы не только знания о демократии, но, прежде
всего, опыт жизни в открытом обществе,
где свобода каждого развивать свою индивидуальность ограничивалась
бы только свободой других.
Для создания такого уклада необходима специальная подготовка,
а часто и переподготовка педагогов.
Однако в системе повышения квалификации такой подготовки нет,
даже во всероссийской программе модернизации воспитательной работы
на 2002 - 2004 годы нет упоминания об укладе, различные категории
воспитателей, обучающиеся на курсах ИУУ, не получают никаких знаний
об этом важнейшем компоненте образовательного процесса школы.
Между тем в школах Ассоциации демократических школ накоплен значительный
опыт этой работы, что дало возможность в 2001 году обобщить его,
провести дополнительные исследования и апробации и подготовить
учебный план на 72 часа и модуль на 12 часов. В результате такого
курса учителя получали не только представление об укладе, но и
обучались координации этой работы в школе.
В НПО 'Школа самоопределения' выдвинута, обоснована, разработана
и апробирована в 12 школах разных регионов идея, состоящая в том,
что создание уклада в школе ускоряется и наполняется новым содержанием
при помощи специального действа, которое мы назвали детско-взрослой
экспертизой демократических процессов в школе.
Такая экспертиза может проводиться как своими силами в отдельно
взятой школе, так и при участии экспертной команды из другой школы.
В этом случае возникает контакт между школами, накопленный каждой
школой опыт становится общим достоянием.
Опытно-экспериментальная работа и апробация позволили выделить
инварианты такой экспертизы
(обязательное участие и взрослых, и детей из принимающей школы,
анализ с позиций демократии не только внеклассной работы, но и
учебных занятий, включенное наблюдение и проектирование дальнейших
шагов развития демократии, работа аналитических, проблемных и
проектных групп в ходе экспертизы). Определены возможные форматы
такого действа, разработаны и обоснованы принципы экспертизы демократических
процессов. Апробация выявила, что для эксперта не важна специальная
профессиональная подготовка, но позиция координатора экспертизы
требует особых знаний и умений.
Эта позиция, несомненно, представляет собой новую по содержанию
и по средствам деятельность.
Сегодня такой деятельности никто не учит, программ обучения в
системе повышения квалификации нет.
Поэтому в 2002 году была избрана тема 'Создание учебного плана,
программ и методических рекомендаций для подготовки координаторов
детско-взрослых экспертиз'.
ПРОГРАММА
?п/п |
Тема |
Всего |
Из них
лекций |
Семинары |
Практич. |
1 |
История, сущность и проблемы демократического
образования. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Демократический, толерантный уклад жизни
школы: социальный и образовательный смысл, основные черты,
условия создания и развития. |
20 |
2 |
4 |
12 |
3 |
Детско-взрослая экспертиза демократических
процессов: культурный и педагогический смысл, образовательные
возможности и принципы организации |
16 |
2 |
4 |
10 |
4 |
Технология подготовки и проведения экпертизы:
инварианты и особенности в зависимости от задач, типов школ
и степеи развития коллективов. |
16 |
2 |
|
14 |
5 |
Деятельность координатора подготовки и проведения
экспертиз. |
10 |
|
2 |
8 |
6 |
Подготовка и защита проектов и экспертиз. |
|
|
|
6 |
|
Итого: |
72 |
8 |
12 |
52 |
Тема 1. История, сущность и проблемы демократического
образования. (4 часа)
Тема 2. Демократический, толерантный уклад жизни
школы: социальный и образовательный смысл, основные черты, условия
создания и развития. (20 часов)
Уклад как опыт выбора, опыт создания правовых норм, опыт управления
школой. Роль уклада в формировании опыта разрешения конфликтов
и защиты прав человека. Совместное проектирование уклада школы
как действующей модели гражданского общества. Детско-взрослые
органы коллектива.
Общее собрание (сбор) коллектива, его роль в укреплении уклада
и формировании опыта демократического участия.
Тема 3. Детско-взрослая экспертиза демократических
процессов. (16 часов)
Экспертные действия как феномен культуры. Роль экспертизы в развитии
образования. Самоопределение педагогов в процедурах экспертизы.
Профессиональные ценности и экспертиза.
Современное состояние и проблемы оценки деятельности школ.
Экспертиза уклада школьной жизни - средство его совершенствования.
Принципы организации детско-взрослой экспертизы.
Тема 4. Технология подготовки и проведения экспертизы:
инварианты и особенности в зависимости от задач, типов школ и
степени развития коллективов. (16 часов)
Работа экспертной группы при подготовке экспертизы, согласование
целей экспертизы. Формирование группы внешних экспертов. Разработка
программы экспертизы. Создание совместного экспертного сообщества.
Выработка критериев экспертизы. Способы и приемы работы экспертной
группы. Особенности экспертного анализа демократизации учебного
процесса. Экспертиза деятельность школьного сообщества в создании
норм и правил общей жизни (локального законодательства). Анализ
степени открытости принимаемых решений. Экспертиза работы выборных
органов управления.
Анализ коллективных творческих дел и проектов как условий для
самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка
и взрослого. Проектирование дальнейшего совершенствования уклада
жизни школы. Методика подготовки экспертного заключения.
Тема 5. Деятельность координатора подготовки и проведения
экспертизы. (10 часов)
Отличие позиции координатора (модератора) от других позиций, связанных
с анализом и оценкой деятельности школы. Действия координатора
при подготовке экспертного сообщества, составлении программы и
выработке критериев экспертизы, при формировании и работе экспертных
групп. Способы преодоления имитаций демократических процессов
при экспертизе. Координация проектной работы по совершенствованию
уклада школьной жизни.
Модерирование активности участников экспертизы, равноправия детей
и взрослых - участников экспертизы. Тренинг коммуникативных и
аналитических способностей координатора.
Тема 6. Подготовка и защита проектов экспертиз.
(6 часов)
Связь проекта с основными целями и принципами экспертизы.
Учет особенностей развития школы, ее социо-культурной среды. Охват
проектом основных факторов демократического, толерантного уклада
жизни. Деятельностный характер проекта. Пути преодоления возможных
имитаций демократических процессов.