Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/schop/Konzepciya/plan.htm
Дата изменения: Sat May 31 15:07:23 2003
Дата индексирования: Tue Oct 2 17:15:52 2012
Кодировка: Windows-1251
НПО 'Школа самоопределения'
 
 

Учебный план курса по специализации

'Координация проведения экспертизы демократического, толерантного уклада школьной жизни'

Пояснительная записка

Эффективность процесса становления демократических обществ в постоталитарных странах и во всем мире во многом связана с влиянием на этот процесс школьного образования.
Однако до сих пор гражданское образование школьников связывается преимущественно с разработкой новых программ, курсов и учебников, поэтому средства как государства, так и различных фондов направляются, в основном, на подобные акции.
Вместе с тем возможна поддержка работы школ по созданию в них внутреннего уклада /mode,way of life, form/ школьной жизни, такой ее организации, такого стиля, который представляет действующую модель демократического общества.
Если бы по такой модели была бы устроена каждая школа, то дети и учителя получали бы не только знания о демократии, но, прежде всего, опыт жизни в открытом обществе,
где свобода каждого развивать свою индивидуальность ограничивалась бы только свободой других.
Для создания такого уклада необходима специальная подготовка, а часто и переподготовка педагогов.
Однако в системе повышения квалификации такой подготовки нет, даже во всероссийской программе модернизации воспитательной работы на 2002 - 2004 годы нет упоминания об укладе, различные категории воспитателей, обучающиеся на курсах ИУУ, не получают никаких знаний об этом важнейшем компоненте образовательного процесса школы.
Между тем в школах Ассоциации демократических школ накоплен значительный опыт этой работы, что дало возможность в 2001 году обобщить его, провести дополнительные исследования и апробации и подготовить учебный план на 72 часа и модуль на 12 часов. В результате такого курса учителя получали не только представление об укладе, но и обучались координации этой работы в школе.
В НПО 'Школа самоопределения' выдвинута, обоснована, разработана и апробирована в 12 школах разных регионов идея, состоящая в том, что создание уклада в школе ускоряется и наполняется новым содержанием при помощи специального действа, которое мы назвали детско-взрослой экспертизой демократических процессов в школе.
Такая экспертиза может проводиться как своими силами в отдельно взятой школе, так и при участии экспертной команды из другой школы. В этом случае возникает контакт между школами, накопленный каждой школой опыт становится общим достоянием.
Опытно-экспериментальная работа и апробация позволили выделить инварианты такой экспертизы
(обязательное участие и взрослых, и детей из принимающей школы, анализ с позиций демократии не только внеклассной работы, но и учебных занятий, включенное наблюдение и проектирование дальнейших шагов развития демократии, работа аналитических, проблемных и проектных групп в ходе экспертизы). Определены возможные форматы такого действа, разработаны и обоснованы принципы экспертизы демократических процессов. Апробация выявила, что для эксперта не важна специальная профессиональная подготовка, но позиция координатора экспертизы требует особых знаний и умений.
Эта позиция, несомненно, представляет собой новую по содержанию и по средствам деятельность.
Сегодня такой деятельности никто не учит, программ обучения в системе повышения квалификации нет.
Поэтому в 2002 году была избрана тема 'Создание учебного плана, программ и методических рекомендаций для подготовки координаторов детско-взрослых экспертиз'.


ПРОГРАММА

?п/п
Тема

Всего

Из них лекций
Семинары
Практич.
1
История, сущность и проблемы демократического образования.
4
2
2
2
Демократический, толерантный уклад жизни школы: социальный и образовательный смысл, основные черты, условия создания и развития.
20
2
4
12
3
Детско-взрослая экспертиза демократических процессов: культурный и педагогический смысл, образовательные возможности и принципы организации
16
2
4
10
4
Технология подготовки и проведения экпертизы: инварианты и особенности в зависимости от задач, типов школ и степеи развития коллективов.
16
2
14
5
Деятельность координатора подготовки и проведения экспертиз.
10
2
8
6
Подготовка и защита проектов и экспертиз.
6
Итого:
72
8
12
52

 

Тема 1. История, сущность и проблемы демократического образования. (4 часа)

Тема 2. Демократический, толерантный уклад жизни школы: социальный и образовательный смысл, основные черты, условия создания и развития. (20 часов)
Уклад как опыт выбора, опыт создания правовых норм, опыт управления школой. Роль уклада в формировании опыта разрешения конфликтов и защиты прав человека. Совместное проектирование уклада школы как действующей модели гражданского общества. Детско-взрослые органы коллектива.
Общее собрание (сбор) коллектива, его роль в укреплении уклада и формировании опыта демократического участия.

Тема 3. Детско-взрослая экспертиза демократических процессов. (16 часов)
Экспертные действия как феномен культуры. Роль экспертизы в развитии образования. Самоопределение педагогов в процедурах экспертизы. Профессиональные ценности и экспертиза.
Современное состояние и проблемы оценки деятельности школ.
Экспертиза уклада школьной жизни - средство его совершенствования. Принципы организации детско-взрослой экспертизы.

Тема 4. Технология подготовки и проведения экспертизы: инварианты и особенности в зависимости от задач, типов школ и степени развития коллективов. (16 часов)
Работа экспертной группы при подготовке экспертизы, согласование целей экспертизы. Формирование группы внешних экспертов. Разработка программы экспертизы. Создание совместного экспертного сообщества. Выработка критериев экспертизы. Способы и приемы работы экспертной группы. Особенности экспертного анализа демократизации учебного процесса. Экспертиза деятельность школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства). Анализ степени открытости принимаемых решений. Экспертиза работы выборных органов управления.
Анализ коллективных творческих дел и проектов как условий для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого. Проектирование дальнейшего совершенствования уклада жизни школы. Методика подготовки экспертного заключения.

Тема 5. Деятельность координатора подготовки и проведения экспертизы. (10 часов)
Отличие позиции координатора (модератора) от других позиций, связанных с анализом и оценкой деятельности школы. Действия координатора при подготовке экспертного сообщества, составлении программы и выработке критериев экспертизы, при формировании и работе экспертных групп. Способы преодоления имитаций демократических процессов при экспертизе. Координация проектной работы по совершенствованию уклада школьной жизни.
Модерирование активности участников экспертизы, равноправия детей и взрослых - участников экспертизы. Тренинг коммуникативных и аналитических способностей координатора.

Тема 6. Подготовка и защита проектов экспертиз. (6 часов)
Связь проекта с основными целями и принципами экспертизы.
Учет особенностей развития школы, ее социо-культурной среды. Охват проектом основных факторов демократического, толерантного уклада жизни. Деятельностный характер проекта. Пути преодоления возможных имитаций демократических процессов.