Экспертизы
Проведенные Ассоциацией экспертизы
и семинары:
1) 17 - 22 ноября 2000 г. выезд в школу ? 8 Мончегорска, Мурманской обл.
2) 17-23 декабря 2000 г. выезд в г. Родники, Ивановской обл. по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
3) 17-23 декабря 2000 г. выезд в 'Школу-сад' г. Краснодара по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
4) 14-20 января 2001 г. выезд в лицей г. Каменск-Шахтинска, Ростовской обл. по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
5) 11-18 февраля 2001 г. выезд в лицей ? 2 г. Астрахани по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
6) 8-15 апреля 2001 г. экспертиза школы ? 8 г. Мончегорска, Мурманской обл.
7) 15-22 апреля 2001 г. экспертиза лицея ? 29 г. Пензы
8) 5-9 декабря 2001 г. экспертиза лицея ? 29 г. Пензы
9) 10-12 декабря 2001 г. экспертиза лицея ? 8 г. Электростали
10) 12-16 декабря 2001 г. экспертиза школы г. Кировска, Ленинградской обл.
11)10-22 сентября 2002 г. 1 Всероссийский форум демократических школ (Ассоциация)
12) 24-28 ноября 2002 г. экспертиза школы ? 6 г. Тейково, Ивановской обл.
13) 26-30 ноября 2002 г.экспертиза школы ? 6 г. Северска, Томской обл.
Следующая экспертиза
может пройти в твоей школе!
Толерантный, демократический уклад школьной жизни
будет развиваться, если в школе проводится совместное действо -
экспертиза демократических процессов. Мы считаем ее изобретение
самой ценной своей находкой. Прежде всего, потому что в ней проявляется
на деле сотрудничество взрослых и детей.
Семинар для студентов и преподавателей педагогических ВУЗов в школе 734
Гуманитарная экспертиза педагогических процессов
В НПО 'Школа самоопределения' разработаны и воплощены в практику
идеи гуманитарной экспертизы педагогических процессов школьного
сообщества. Они действуют как средство запуска и дальнейшего развития
демократических принципов управления в образовании.
Такие экспертизы экспертная команда, в которую
входят 20 учеников и 6 учителей, провели не только в своей школе,
но и в школах различных регионов России: Мончегорске Мурманской
области, Родниках, Ивановской области, Каменск-Шахтинске, Ростовской
области, Краснодаре, Петрозаводске, Астрахани. Эти экспертизы, по
признанию школьных сообществ, помогли им глубоко проанализировать
и переориентировать свою деятельность в направлении дальнейшего
развития демократического, толерантного уклада школьной жизни.
По составу учеников, формату и содержанию гуманитарная
экспертиза отличается от привычной, официальной экспертизы педагогических
инициатив, курсов, экспериментов или индивидуальных 'проектов'.
Во главу угла она ставит задачу не анализа
и оценки уже кем-то выстроенной идеи или концепции, а
создания демократического поля совместного построения и осмысления
идей и способов формирования уклада школьной жизни.
Ее принципиальная особенность состоит в том, что она с первого момента
запуска строится на демократической основе и открыта для всех желающих:
учеников, педагогов, родителей, как данного учебного заведения,
так и других школ и регионов.
Сначала на общем сборе всем желающим предлагается войти в экспертную
группу, совместно выработать критерии данной экспертизы, исходя
из ее целей и задач, и посмотреть с позиции этих критериев на пространства
жизнедеятельности школы.
Экспертная группа разделяется на несколько подгрупп. Они могут
проводить экспертизу по-разному:
- либо исходя из различных ролевых позиций: учителя, ученика, управленца,
родителя;
- либо под углом рассмотрения актуальных для данного коллектива
проблем (например: равноправия и доверия, оценивания и самооценивания,
выбора и ответственности и др.)
При этом происходит самоопределение 'экспертов' и 'экспертируемых'.
Они включаются в работу одной из таких групп, вырабатывают критерии
проведения экспертизы в соответствии с выбранными темами и целями,
обсуждают процедуру на общем пленарном заседании, анализируют образовательные
процессы и пространства деятельности данного коллектива.
Например, при анализе 'демократичности атмосферы' учебного занятия
обсуждаются следующие моменты:
1. начало учебного занятия, обсуждение и принятие его цели и задач всеми участниками;
2. наличие условий для обоснованного выбора на уроке: темы, темпа и способа работы, формы занятий и отчетности;
3. реакция педагога на ошибки учеников;
4. демократичность, уважительность и равноправие в общении всех участников занятия; использование проблемных, неожиданных, нестандартных ситуаций урока для создания общего образовательного поля;
5. наличие возможности для выдвижения детьми собственных гипотез и их обсуждение;
6. создание условий, позволяющих изменить на уроке позицию учителя и учеников (перечень критериев может быть предложен или изменен в зависимости от конкретной ситуации).
Эксперты с педагогами, проводившими занятия, обсуждают увиденное,
соотнося его с выработанными критериями, пробуют моделировать собственное
занятие, отвечающее этим критериям и новым смыслам, возникшим во
время обсуждения первого цикла занятий.
Силами экспертов проводится второй цикл (модельные уроки).
Они анализируют на общем заседании. Если возникает новое понимание
проблемы, сформулированы новые взгляды и идеи, то педагогам предлагают
провести и проанализировать третий цикл таких занятий (уроков).
В результате такой организации экспертизы проявляются новые
качества образовательных процессов:
- реальная демократичность отношений, равноправие всех субъектов
образовательного процесса; ученики разных классов и школ на равных,
иногда активнее, чем взрослые, участвуют на всех этапах экспертизы;
- происходит включение участников в интенсивный поиск наилучших
методических решений для образовательных ситуаций;
- происходит смена ролей и позиций: разработчика критериев экспертизы,
эксперта на чужих уроках и занятиях, аналитика на общих пленумах,
разработчика и организатора модельного урока, экспертируемого на
своем занятии, проектировщика последующих действий, аналитика работы
экспертной группы и всей экспертизы в целом.
Такая организация экспертизы дает возможность всем участникам как в зеркале увидеть свою позицию, а также точки ее роста, активно проанализировать и скорректировать собственное развитие в ситуации 'здесь и сейчас'. Подобная экспертиза - это проектировочный и аналитический тренинг, в котором на равноправной
основе участвует множество педагогов, специалистов и учеников. Это - мощный толчок к преодолению стереотипов и появлению новых педагогических приемов и средств. Кроме того, - это вклад в создание сообщества школ, где создается уклад школьной жизни на основе сходных принципов и ценностей. В орбиту этих
процессов втягиваются другие, соседние школы, поскольку они также приглашаются в качестве экспертов.
Алексей Мойсенко,
учитель и старший научный сотрудник
НПО 'Школа Самоопределения'
Участники 1 Форма в Астрахани на сборе
Руководить такой экспертизой - новое и трудное
дело. Поэтому мы предлагаем в институтах повышения квалификации,
педагогических университетах, на базе авторских школ обучить педагогов
специальности Координатор детско-взрослых экспертиз уклада жизни
школы.
Мы приготовили учебный план
и программу, а также методическое
пособие для слушателей курсов.
Также вы можете прочитать рассказы учеников'Я
был экспертом:' , где они делятся своим опытом и ощущениями
от участия в экспертизе.
Вам, наверняка, захочется прочитать наше пособие
и самим провести экспертизу своей школы.
Наш тел. (095) 461 0623, факс (095) 461 0845
|