Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/schop/Konzepciya/Samoupravlenie.htm
Дата изменения: Thu Nov 27 11:02:08 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:30:36 2007
Кодировка: Windows-1251
НПО 'Школа самоопределения'
 
 

Экспертизы

Проведенные Ассоциацией экспертизы и семинары:

1) 17 - 22 ноября 2000 г. выезд в школу ? 8 Мончегорска, Мурманской обл.
2) 17-23 декабря 2000 г. выезд в г. Родники, Ивановской обл. по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
3) 17-23 декабря 2000 г. выезд в 'Школу-сад' г. Краснодара по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
4) 14-20 января 2001 г. выезд в лицей г. Каменск-Шахтинска, Ростовской обл. по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
5) 11-18 февраля 2001 г. выезд в лицей ? 2 г. Астрахани по проекту 'Создание демократического уклада школьной жизни'
6) 8-15 апреля 2001 г. экспертиза школы ? 8 г. Мончегорска, Мурманской обл.
7) 15-22 апреля 2001 г. экспертиза лицея ? 29 г. Пензы
8) 5-9 декабря 2001 г. экспертиза лицея ? 29 г. Пензы
9) 10-12 декабря 2001 г. экспертиза лицея ? 8 г. Электростали
10) 12-16 декабря 2001 г. экспертиза школы г. Кировска, Ленинградской обл.
11)10-22 сентября 2002 г. 1 Всероссийский форум демократических школ (Ассоциация)
12) 24-28 ноября 2002 г. экспертиза школы ? 6 г. Тейково, Ивановской обл.
13) 26-30 ноября 2002 г.экспертиза школы ? 6 г. Северска, Томской обл.

Следующая экспертиза может пройти в твоей школе!

Толерантный, демократический уклад школьной жизни будет развиваться, если в школе проводится совместное действо - экспертиза демократических процессов. Мы считаем ее изобретение самой ценной своей находкой. Прежде всего, потому что в ней проявляется на деле сотрудничество взрослых и детей.


Семинар для студентов и преподавателей педагогических ВУЗов в школе 734

Гуманитарная экспертиза педагогических процессов

В НПО 'Школа самоопределения' разработаны и воплощены в практику идеи гуманитарной экспертизы педагогических процессов школьного сообщества. Они действуют как средство запуска и дальнейшего развития демократических принципов управления в образовании.

Такие экспертизы экспертная команда, в которую входят 20 учеников и 6 учителей, провели не только в своей школе, но и в школах различных регионов России: Мончегорске Мурманской области, Родниках, Ивановской области, Каменск-Шахтинске, Ростовской области, Краснодаре, Петрозаводске, Астрахани. Эти экспертизы, по признанию школьных сообществ, помогли им глубоко проанализировать и переориентировать свою деятельность в направлении дальнейшего развития демократического, толерантного уклада школьной жизни.

По составу учеников, формату и содержанию гуманитарная экспертиза отличается от привычной, официальной экспертизы педагогических инициатив, курсов, экспериментов или индивидуальных 'проектов'. Во главу угла она ставит задачу не анализа и оценки уже кем-то выстроенной идеи или концепции, а создания демократического поля совместного построения и осмысления идей и способов формирования уклада школьной жизни.
Ее принципиальная особенность состоит в том, что она с первого момента запуска строится на демократической основе и открыта для всех желающих: учеников, педагогов, родителей, как данного учебного заведения, так и других школ и регионов.
Сначала на общем сборе всем желающим предлагается войти в экспертную группу, совместно выработать критерии данной экспертизы, исходя из ее целей и задач, и посмотреть с позиции этих критериев на пространства жизнедеятельности школы.

Экспертная группа разделяется на несколько подгрупп. Они могут проводить экспертизу по-разному:
- либо исходя из различных ролевых позиций: учителя, ученика, управленца, родителя;
- либо под углом рассмотрения актуальных для данного коллектива проблем (например: равноправия и доверия, оценивания и самооценивания, выбора и ответственности и др.)

При этом происходит самоопределение 'экспертов' и 'экспертируемых'. Они включаются в работу одной из таких групп, вырабатывают критерии проведения экспертизы в соответствии с выбранными темами и целями, обсуждают процедуру на общем пленарном заседании, анализируют образовательные процессы и пространства деятельности данного коллектива.
Например, при анализе 'демократичности атмосферы' учебного занятия обсуждаются следующие моменты:

1. начало учебного занятия, обсуждение и принятие его цели и задач всеми участниками;
2. наличие условий для обоснованного выбора на уроке: темы, темпа и способа работы, формы занятий и отчетности;
3. реакция педагога на ошибки учеников;
4. демократичность, уважительность и равноправие в общении всех участников занятия; использование проблемных, неожиданных, нестандартных ситуаций урока для создания общего образовательного поля;
5. наличие возможности для выдвижения детьми собственных гипотез и их обсуждение;
6. создание условий, позволяющих изменить на уроке позицию учителя и учеников (перечень критериев может быть предложен или изменен в зависимости от конкретной ситуации).

Эксперты с педагогами, проводившими занятия, обсуждают увиденное, соотнося его с выработанными критериями, пробуют моделировать собственное занятие, отвечающее этим критериям и новым смыслам, возникшим во время обсуждения первого цикла занятий.

Силами экспертов проводится второй цикл (модельные уроки). Они анализируют на общем заседании. Если возникает новое понимание проблемы, сформулированы новые взгляды и идеи, то педагогам предлагают провести и проанализировать третий цикл таких занятий (уроков).

В результате такой организации экспертизы проявляются новые качества образовательных процессов:
- реальная демократичность отношений, равноправие всех субъектов образовательного процесса; ученики разных классов и школ на равных, иногда активнее, чем взрослые, участвуют на всех этапах экспертизы;
- происходит включение участников в интенсивный поиск наилучших методических решений для образовательных ситуаций;
- происходит смена ролей и позиций: разработчика критериев экспертизы, эксперта на чужих уроках и занятиях, аналитика на общих пленумах, разработчика и организатора модельного урока, экспертируемого на своем занятии, проектировщика последующих действий, аналитика работы экспертной группы и всей экспертизы в целом.

Такая организация экспертизы дает возможность всем участникам как в зеркале увидеть свою позицию, а также точки ее роста, активно проанализировать и скорректировать собственное развитие в ситуации 'здесь и сейчас'. Подобная экспертиза - это проектировочный и аналитический тренинг, в котором на равноправной основе участвует множество педагогов, специалистов и учеников. Это - мощный толчок к преодолению стереотипов и появлению новых педагогических приемов и средств. Кроме того, - это вклад в создание сообщества школ, где создается уклад школьной жизни на основе сходных принципов и ценностей. В орбиту этих процессов втягиваются другие, соседние школы, поскольку они также приглашаются в качестве экспертов.

Алексей Мойсенко,
учитель и старший научный сотрудник
НПО 'Школа Самоопределения'

 


Участники 1 Форма в Астрахани на сборе

Руководить такой экспертизой - новое и трудное дело. Поэтому мы предлагаем в институтах повышения квалификации, педагогических университетах, на базе авторских школ обучить педагогов специальности Координатор детско-взрослых экспертиз уклада жизни школы.

Мы приготовили учебный план и программу, а также методическое пособие для слушателей курсов.

Также вы можете прочитать рассказы учеников'Я был экспертом:' , где они делятся своим опытом и ощущениями от участия в экспертизе.


Вам, наверняка, захочется прочитать наше пособие
и самим провести экспертизу своей школы.

Наш тел. (095) 461 0623, факс (095) 461 0845