Наши поездки
Одной из особенностей нашей школы является то, что образовательный процесс здесь проводится не только в форме теории и изучении параграфов учебника, но и в форме выездных погружений и поездок. Поездки организуются как в учебное время, так и в свободное. Цель поездки ставится либо учителем, либо
ребятами. По этому поводу родители могут не беспокоиться, потому что также имеют возможность либо отпустить ребенка, либо не отпустить по каким-то причинам.
Что может быть более поучающим, чем собственное исследование, организация какой-то работы в лесу или на море... Наверное, результат самостоятельного исследования, познания намного поучительнее, чем прочтение книги, да и намного интереснее... Для того чтобы понять нравы какой-то страны надо там побывать
и почувствовать это. Кремль наяву намного интереснее, чем картинка в книге. К тому же детский интерес может настолько возрасти, что ребенок захочет самостоятельно узнать побольше о том месте, где побывал. Мы вас еще не переубедили в том, что поездки для образовательного процесса просто необходимы?
'Зима в лесу - это, прежде всего тишина. Глубокая, абсолютная, пугающая. Для городских детей - шокирующая ситуация. Круглосуточный шум города, многоголосье и шелест летнего дачного леса. И вдруг - ничего. Ни одного звука. Только твои шаги, дыхание, стук сердца. Эту тишину страшно нарушить. Идем маленькой
группой - четыре человека. Обычно шумные, ребята растерянно, испуганно умолкают. Некоторые на следующий день отказываются идти в лес, не выдвигая никаких разумных причин, сами не понимают, почему им так не хочется уходить за пределы деревни. Они готовы выполнять любую работу на улице, на морозе, но рядом
с домом, где очевидно человеческое присутствие, где лают собаки, слышен шум моторов, работает радио...
... А тех, кто осмелел, освоил хотя бы элементарные навыки безопасности, отпускаю в лес поодиночке. Ведь зимой, если нет метели, заблудиться почти невозможно. Летом в лесу паутина тропок, поворотов, обманчивых примет. Зимой все обезличено, прикрыто снегом, на котором явственно вырезана твоя лыжня. Куда
бы ни забрел, по своим же следам вернешься.
... Конечно, мы заранее планируем маршруты одиночных экспедиций, готовимся к ним. Волнуемся. Но зато это время останется в памяти ребенка надолго, как некоторой откровение, встреча с собой, незнакомым, сильным, и с миром, вечным, опасным и открытым для тебя.
Вообще-то у детей есть вполне конкретная образовательная задача на это время: составлять карту местности, вести учет птиц, деревьев, звериных следов на снегу. Об этом он будет докладывать вечером у печки. А про все остальное никто не просит. Но в текстах-воспоминаниях, в разговорах неизбежно прорвется
новое знание'.
Людмила Борисовна Печатникова,
учитель литературы и русского языка. (газета 'Первое
сентября' от 11.01. 2003 г. ? 2)
'Когда думаю, променяла бы я зимние поездки с ребятами в разные города страны - Углич, Коломну, Петербург - на такие же, но в другое время года, то, ни на минуту не задумываясь, говорю - нет. И дело вот в чем. Когда еще в школе, в начале декабря, мы начинаем собираться в путешествие, то первым делом
выясняется, что мы хотим столько всего увидеть, потрогать, полазить, побегать, почувствовать, понять и постичь, что трех-четырех дней, на которые мы можем 'оторваться от семьи и школы', решительно не хватает.
... Ребенок ставит перед собой образовательные задачи и выполняет их, работая каждый день то один, то в паре или группой.
... Как сделать, чтобы вечера в путешествии стали необычными, запоминались? Защепила всех идея домашнего вечернего театра. И дело пошло, да как!... Так и повезли мы с собой томик Гоголя и Пушкина. В Угличе, а потом в Петербурге ставили 'Ночь перед рождеством', 'Пиковую даму'. Телевизионные 'развлекалки'
и дискотека отдыхали.
...Каким будет у ребенка опыт образовательного путешествия, какие культурные нормы проживания он не просто примет от взрослых (потому что 'так надо'), а сам сотворит, как проживет реальную жизнь маленького странника в незнакомом городе, в деревянном доме со скрипучими половицами, таким во многом будет
видеться ему следующий шаг. С воспоминаний начнется движение к новой поездке.
У каждого складывается свой образ зимнего мира, в котором мы живем четвертую часть нашей жизни, так что его особенностей, прелести и жестокости нельзя не замечать. И оказалось, что и нам, и ребятам в этом зимнем мире долгими вечерами увлекательно работается. Вот попробуйте сами поставить 'Пиковую даму'
с шестиклассниками в Петербурге летом - ничего не получится. А в январе...'
Наталья Антохина, учитель математики
(газета 'Первое сентября' от 11.01.2003 г. ? 2)
ГЕРМАНИЯ
Краткая справка: Столица Германии - Берлин. Общая площадь Германии - около 356 854 кв.км. Население - 81.1млн. человек (не считая нас, 13-ти москвичей). Официальный язык - немецкий. До недавнего времени официальной денежной единицей была немецкая марка. Сейчас - евро, только евро и ничего,
кроме евро!
Если Голландия ассоциируется у нас с мельницами и тюльпанами, а Испания с вином, корридой и фламенко, то представить Германию без пива нельзя. Мюнхен по праву считается столицей пива. Издавна в Баварии варились сорта самого лучшего пива. Каждая из германских земель гордится собственными сортами пива
и предлагает закуски по старым рецептам.
Кроме пива в Германии есть еще куча музеев и выставок. Посетить все нам не удалось, но там, где мы были, Антон Бурмистров, даже не успев осмотреть экспонаты, в книге отзывов и предложений оставлял самые лучшие отзывы и предложения:
Несмотря на то, что в Альпах очень красиво, мы жили в Бад Херсфельде, а это практически центр Германии. Земля Гессен. Этот город знаменит тем, что в нем жил Конрад Цузе. Изобретатель первого компа! В Бад Херсфельде проводится огромное количество различных конкурсов и фестивалей. Например, кинофестиваль.
P.S.Все написанное выше написано под воздействием Большой Советской Энциклопедии. Не принимайте всерьез!
Ландтаг и Дума: найди 5 отличий.
В Эрфурте (столице Тюрингии) мы были в Ландтаге. Ландтаг - это что-то вроде Думы. После небольшой экскурсии мы зашли в кабинет побеседовать с представителями партий. Там трое мужчин. Сначала беседа не клеилась, но потом все как-то ожили. Уже через 20 минут мы задавали интересные вопросы, а депутаты отвечали.
Мне запомнилось их высказывание о том, что они могут работать в одной партии, а придерживаться взглядов другой партии. Их ценят только как специалистов. Потому что они не депутаты, а ассистенты. В целом, очень интересно поговорили. Мне лично нравится, когда у человека есть собственное мнение. Разговаривали
они очень вежливо, не перебивали друг друга, шутили и вели себя дружелюбно. Здорово, что можно придерживаться разных взглядов, но при этом не ссориться!
То, что мы были в Ландтаге, кажется мне очень странным. Представьте себе экскурсию школьников по Думе. 'Обратите внимание, справа зал Пленарных заседаний, сюда мы зайдем чуть позже, сначала диспут с депутатами: Жириновским, Явлинским...' Представляете?!
Хочется верить, что через несколько лет мы сможем пойти на экскурсию в нашу Думу и какой-нибудь депутат расскажет нам об ее устройстве.
Ведь мы будущие избиратели!
Будем ждать.
Новикова Марина, 8 кл.
|