Образовательные пространства
Помимо уроков в школе существуют и другие образовательные пространства.
Педагоги создают различные ситуации, в том числе неожиданные, в которых
нужно найти свой способ поведения. В образовательном пространстве каждому
ребенку предоставляется возможность заниматься любимым делом столько,
сколько необходимо, искать себя, пробовать в различных видах деятельности.
Пространство строится на следующих принципах:
- свобода выбора учеником учителя, темы, способа работы, темпа освоения
материала;
- постановка личных образовательных целей и задач, выработка коллективной
и индивидуальной учебной программы;
- учет личного опыта, знаний, стиля, способностей, интересов;
- побуждение к формированию личностного отношения к происходящему;
- побуждение и обучение ребенка строить самостоятельную активную деятельность
по освоению культуры и преобразованию окружающей среды;
- деятельностная взаимооценка всех субъектов образовательного процесса;
- самооценка процесса и результатов своего образования.
Пространство художественного творчества
- обеспечение широкого выбора в области искусства для выявления ребенком
своих склонностей, интересов, способностей;
- побуждение к использованию форм и способов художественного творчества
для освоения мира и самовыражения в различных областях деятельности;
- создание условий, когда разнообразная художественная деятельность
как бы пронизывает и наполняет всю школьную жизнь (театр, праздники,
игры, бенефисы взрослых и детей, выставки работ школьных художников,
скульпторов, модельеров, издание книг 'Проба пера').
Игровое пространство
- создание ситуаций для понимания ребенком смысла сюжетно-ролевой игры
(запускается в результате совместного решения учителей и учеников после
обсуждения целей и условий);
- участие детей во всех этапах проектирования и организации игр (дети
с возрастом все больше участвуют в разработке принципов, отдельных этапов
игры, становясь постепенно в позиции игротехников);
- наличие полей выбора форм, способов деятельности, роли, позиции и
т.д. (ученик выбирает как степень своего участия в игре, так и формы
этого участия, свои личные цели и задачи);
- элементы открытой и длительной командной или индивидуальной состязательности
(позволяет ребенку постоянно видеть свое место, менять позицию и степень
участия);
- наличие зримого результата деятельности, значимого не только для участников
игры, но и для окружающих (в результате игр появились музеи цивилизаций
и хоббитов, спектакль 'Декабристы', праздник Дня Победы для ветеранов);
- наличие 'полей рефлексии' как в ходе самой игры, так и по ее завершению,
обращающих ребенка к самому себе и своему продвижению в ходе игры.
Пространство социально-трудового опыта
- совместно с родителями создано несколько площадок для организации
социально-трудовой практики в различных организациях (торговая фирма,
банк, акционерное общество по производству товаров, работы по благоустройству
микрорайона, больница и т.п.);
- в старшей школе проводятся недельные стажировки учеников в выбранных
ими организациях, в учреждениях среднего или высшего профессионального
образования. Главная задача таких стажировок - своеобразная 'примерка
на себя' роли и позиции работника или студента, изучение своих возможностей,
постижение социальных и межличностных отношений в организациях;
- один день в неделю посвящается трудовой подготовке - выбор различных
мастерских, самостоятельное определение видов деятельности (изделия
из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные
ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников
и т.п.).
Детский сад
- подготовка к школе состоит не в формировании первоначальных
навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном
пространстве школы, в умении ориентироваться во взаимодействии с природой,
культурой, другими людьми, получать опыт выбора занятий, позиции, роли;
- главное - создать условия для развития органов чувств: осязания, обоняния,
слуха, зрения, умения владеть собственным телом. Условиями такого развития
признается деятельность ребенка в естественной природной и социокультурной
среде;
- в разновозрастных группах вместе с воспитателями дети 'проживают'
различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен
года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия
взрослых, в театр, цирк, концертный зал, музей и т.п.
Начальная школа
- помимо обучения чтению, письму, счету - особое внимание уделяется
становлению средств самовыражения;
- раз в неделю вместо уроков проходит день свободных мастерских (ребенок
может выбрать любое из множества занятий в 20-ти разновозрастных мастерских:
от плетения бисера до физического исследования);
- обучение самооценке (ведение рукописной книги 'Я сам', участие в выставке
личных достижений, вместе с учителем определение критериев своего продвижения).
Основная школа
- обеспечение 'пробы сил' подростка в различных видах познавательной,
трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной
деятельности;
- кроме обязательных предметов - время для уроков по выбору, а также
для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде по самостоятельно
выбранным темам и проектам;
- особенность учебных занятий - их версионный характер, когда содержание
курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез,
различных способов работы, как предлагаемых учителем и учениками, так
и существующих в культуре.
Старшая школа
- за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется
по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик;
- основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель
или приглашенный специалист (в них преимущественно осуществляется передача
способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности
от мастера к ученику);
- основная организационная форма в основной и старшей школе так называемое
'погружение', когда в течение нескольких дней изучается только один
предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма
зачета вырабатывается детьми вместе с учителем;
- создание условий для становления универсальных культуросообразных
умений. Под ними понимается такой способ, который может быть применен
в познании, освоении и преобразовании как нескольких образовательных
областей, так и разных сфер деятельности.