Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/school1413/proekt2002/ito.htm
Дата изменения: Thu Dec 19 18:05:50 2002
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:15:31 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: m 5

В ноябре 2001 года прошла XI конференция-выставка
Информационные технологии в образовании.
В нашем выступлении в рамках секции "ИТ в учебном процессе" мы попытались раскрыть:


ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ С ПОМОЩЬЮ "МЕТОДА ПРОЕКТОВ"


В докладе рассматривается формирование проектной деятельности учащихся средней школы при изучении курса "Информатики". Показана эффективность использования метода проектов, который позволяет учитывать интересы и направленность учащихся при выборе содержательной области проектов, способствует развитию креативности и становлению профессионального самоопределения.


Информационные технологии пронизывают сейчас всю деловую жизнь современного общества. Поэтому уже в школе необходимо использовать принцип связи обучения с жизнью, т.е. давать всем своим выпускникам такую подготовку в области информатики, которая необходима каждому, независимо от его будущей профессии, некий инвариант информационных знаний и информационных умений.
Разработка программы курса "Информатики" осуществлялась с позиций деятельностной теории учения (Л.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Согласно этой теории цели обучения курса информационных технологий в школе могут быть представлены в виде системы задач.
1. Информационные задачи (поиск, преобразование, обработка, хранение, передача информации) c использованием банков данных и сетей связи между компьютерами.
2. Пользовательские: использование компьютерных (аппаратных) средств и программного обеспечения для решения информационных задач.
Для реализации этой программы мы использовали метод проектов, который целенаправленно побуждает эмоциональную и интеллектуальную деятельность.
Учитель Селестен Френе (1896-1966) назвал метод проектов технологией свободного труда.
Метод проектов всегда предполагает самостоятельное решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, а также творческих областей.
С помощью метода проектов формировалась, с одной стороны, сама проектная деятельность учащихся как общепознавательная, а с другой стороны, система информационных знаний и умений. Учащимся раскрывалось содержание проектной деятельности.
Проекты создавались учащимися старших классов в течении учебного года, освобождая выпускников от подготовки к сдаче экзаменов по билетам. Проекты выполнялись в виде компьютерных программ, мультимедиа- продуктов и Web- страниц, которые размещались и размещаются на школьных сайтах, пополняя русскоязычные ресурсы Интернет.

http://schools.techno.ru/sch758





http://schools.keldysh.ru/school1413


Работы учеников широко используются в учебном процессе в качестве дидактического материала, обучающих и контролирующих программ по различным предметам.
Проектная деятельность учащихся при выборе содержательной области проектов, способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий, приближает результат процесса профессионального самоопределения, т.е. готовность к выбору будущей профессии.
При разработке проектов перед учащимися ставится проблема - выполнение творческого проекта. Работа планируется в референтной группе, микросоциуме, определяется общая цель и сроки, распределяются роли в зависимости от наклонностей, способностей, ЗУН, профессиональной готовности. Проект выполняется как в рамках школьного курса, так и на внеурочных занятиях. Нами разработаны требования к защите проектов и модульный контроль за выполнением задания по срокам.
Работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск, а учитель дает советы по организации работы, консультирует при отборе материала, приходит на помощь при затруднениях, т.е. разработка проекта - это коллективная работа учащегося и учителей, одна из форм сотрудничества. На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником (дети - новички, а взрослые - эксперты), исчезает барьер страха перед необходимостью отвечать или спрашивать о непонятном. Ученики чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.
Проектная деятельность позволяет изучить материал выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Internet. При этом учащиеся обучаются работе в Сети, поиску информации, использованию различных поисковых систем. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их реорганизация.
Разработанная программа была апробирована на учащихся школ ?758 и ?1413 г. Москвы в течение пяти лет. В наших школах сложилась традиция защиты учащимися выпускных классов творческих межпредметных проектов, в качестве экзамена по выбору.
Многие проекты учащихся являются призерами окружных, городских конкурсов компьютерных проектов.
Авторы проектов принимают участие в научно - практических конференциях "Поиск", "Юниор", "Шаг в будущее", а также в работе международных компьютерных выставок, таких как "Интернет в образовании", "Школа 2000", "Интернет ШОУ".

Королева Ирина Николаевна - учитель информатики,
общеобразовательная средняя школа 758 г.Москва,
Ярочкина Галина Александровна - учитель информатики,
общеобразовательная средняя школа 1413 с углубленным изучением английского языка г.Москва

возврат