Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.schools.keldysh.ru/school1413/eco1/filos.htm
Дата изменения: Wed Mar 10 18:26:18 2004
Дата индексирования: Tue Oct 2 17:21:25 2012
Кодировка: Windows-1251
Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п
|
Из истории
Загрязнения
Утилизация отходов
Вырубка лесов
С
точки зрения философии...
Человек,
как и все живое на Земле,
неотделим от биосферы,которая
является необходимым естественным
фактором его существования.
Природа-предпосылка и естественная основа
жизнедеятельности людей, причем
полноценная их жизнедеятельность возможна
только в адекватных природных условиях.
Человек может существовать лишь в
достаточно определенных и весьма узких
рамках окружающей природной среды,
соответствующих биологическим
особенностям его организма. Он испытывает
потребность в той экологической среде, в
которой проходила эволюция человечества на
протяжении всей его истории. Как отмечает Н.Н.Моисеев,
развитие общества вне биосферы- это нонсенс!
Возможность существования общества может
быть гарантирована только в контексте
развития биосферы, и то только в
относительно узком диапазоне ее параметров.
Знание этого диапазона- жизненная
необходимость людей.Конечно,
каждый человек обладает возможностью
приспосабливаться к изменяющимся (В
известных пределах) условиям природной
среды, новой для него среде обитания. Дж.
Уайнер отмечает, что "Все представители
вида Homo Sapiens способны проявить необходимую
пластичность реакций в ответ на изменение
внешних условий". Однако при всей их
широте и мобильности, адаптационные
возможности человеческого организма не
беспредельны. Когда скорость изменения
окружающей природной Среды превышает
приспособительные возможности организма
человека, тогда наступают патологические
явления, ведущие, в конечном счете, к гибели
людей. В связи с этим возникает
настоятельная потребность соотнесения
темпов изменения окружающей среды с
адаптационными возможностями человека и
человеческой популяции, определения
допустимых пределов их воздействия на
биосферу исходя из допустимых границ ее
изменения.Человечество
как живое вещество неразрывно связано с
материальноэнергетическими процессами
определенной геологической оболочки Земли
с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.-
Оно не может физически быть от нее
независимым ни на одну секунду" .Иначе говоря, человек как биосоциальное
существо для полноценной
жизнедеятельности и развития нуждается не
только в качественной социальной среде, но
и в естественной среде определенного
качества. Это значит, что наряду с
материальными и духовными потребностями
объективно существуют потребности
экологические, вся совокупность которых
поражается биологической организацией
человека. Экологические потребности-
особый вид общественных потребностей.
Человек нуждается в определенном качестве
естественной среды его обитания. Лишь при
сохранении должного качества таких
фундаментальных условий существования
людей как воздух, вода и почва возможна их
полноценная жизнь. Разрушение хотя бы
одного из этих жизненно важных компонентов
окружающей среды привело бы к гибели жизни
на Земле.
Таким
образом, экологические потребности также
древни, как и потребности человека в пище,
одежде, жилище и т. д. На протяжении всей
предшествующей истории их удовлетворение
происходило автоматически и люди были
убеждены, что воздухом, водой и почвой они
обеспечены в достатке на все времена.
Отрезвление наступило лишь несколько
десятилетий назад, когда в связи с
нарастанием угрозы экологического кризиса
стал все острее ощущаться дефицит чистого
воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что
здоровая окружающая среда не менее значима,
чем материальные и духовные потребности.
Было бы большим заблуждением полагать,
будто бы с экологическим кризисом можно
справиться с помощью одних лишь
экономических мер. Экологический кризис
обусловлен "стрелками", направлявшими
движение нашей технократической
цивилизации к конкретным ценностям и
категориям, без корректировки которых
нельзя приступить к радикальным изменениям.
При переориентации категорий понятие
природы должно стать центральным, так что
само отношение человека к природе будет
иным, чем было до этого. Важно понять и
принять новые ценностные ориентиры,
смысловые установки, создать новый образ
человека - в противовес
человекупотребителю человека гуманного по
отношению к самому себе и природе. без этой
глобальной философской перестройки
отношений в системе" Человек- Природа"
все меры экономического, экологического,
научно-технического характера будут иметь
лишь частное значение и не смогут стать
сколько-нибудь серьезным препятствием на
пути надвигающейся экологической
катастрофы. Конечный вывод философов,
занимающихся этой проблемой, достаточно
жесток: "Либо он (человек) должен
измениться, либо ему суждено исчезнуть с
лица Земли"