Понять сущность жизни, познать и использовать ее
закономерности, изучить ее ресурсы и перспективы, проследить ее
прошлое вплоть до исходной точки - вопросы, которые с незапамятных
времен волновали человечество. Вопросы извечные, влекущие, всегда
актуальные, вдохновляющие исследователей.
Стараясь проникнуть в суть основных вопросов жизни, человек обращался, прежде всего, к существам, привлекавшим его внимание своими размерами, силой, красотой. К слову сказать, и в наши дни человека гораздо больше привлечет дрессировка хищников или крупных копытных, чем "блошиный цирк" или "тараканьи бега". Многообразные высокоорганизованные представители царства животных поражают сложностью, совершенством и гармоничностью строения. Но именно в силу своей сложности они далеко не всегда могут быть подходящими и доступными моделями для изучения основных вопросов жизни. Взаимовлияние многих факторов у высокоразвитых организмов создает сложный клубок зависимостей, в которых подчас трудно разобраться.
Напротив, живые "модели" простых организмов,
находящихся на низких ступенях эволюционного развития, значительно более подходящие объекты для изучения. Они проще, гораздо "механичнее" и понятнее в своих проявлениях. Неисчерпаемым источником таких
простых живых моделей, где видно "все как на ладони" и где отсутствуют
сложные психические процессы, является мир вирусов.
Вирусы - мельчайшие организмы, но их влияние на жизнь каждого человека и общества в целом имеет чрезвычайно важное значение. Достаточно вспомнить, что еще совсем недавно (в масштабах истории человечества) эпидемии болезней, вызываемые вирусами, с пугающей регулярностью губили массы людей (иногда счет велся на десятки миллионов за одну пандемию).
С самого начала вирусы считались только
возбудителями болезней. Представление о вирусах как об исключительно болезнетворных агентах, поражающих растения, животных и человека, преобладает и сейчас в широких кругах "непосвященных". Однако в
настоящее время фаги (разновидность вирусов) широко применяются при лечении и профилактике многих болезней человека, в борьбе с вредными
насекомыми, а также в генной инженерии.
Цель моей работы - восполнить пробел школьной
программы по вопросам вирусологии (в учебнике общей биологии для 10-11
классов этой проблеме посвящена лишь половина страницы печатного
текста и единственный рисунок), а также увлечь ум пытливого читателя
важностью данного вопроса.
Наше время характеризуется бурным развитием
компьютерных технологий. Компьютеры проникают буквально во все сферы деятельности человека, становясь необходимыми и привычными помощниками в решении самых разнообразных задач. Они используются уже и на бытовом
уровне.
В сказанном убеждаюсь на собственном опыте. Еще
3 года назад я и мечтать не могла о том, что у меня будет персональный
компьютер. Это было что-то из области фантастики! Сегодня компьютер стал для меня обычным инструментом для выполнения различных школьных заданий. И такая я не одна...
С расширением в нашей стране сети Internet - этой глобальной общемировой информационной сети - многие стали
пользоваться ее услугами. Для получения необходимой информации
мы все реже идем в библиотеку и все чаще включаем компьютер. Однако в
настоящее время различных обучающих русифицированных проектов в сети Internet не так уж и много.
Вот почему свою работу я решила оформить в виде
Web-странички. Надеюсь, что со временем ее будет посещать все
увеличивающееся число "пытливых умов" и, возможно, в дальнейшем
кто-то из них посвятит себя изучению природы вирусов, их "приручению"
и использованию во благо, а не во зло.