В примитивных языках звуковые выражения включены в комплекс невербальной коммуникации - мимику и жесты. Дифференцированность звков недостаточна, количество слов невелико. В фонетике преобладают щелкающие, хрипящие звуки. Характерный прием - повторение слов, например, на языке пигиеев "нгум-нгум" означает грохотать. У бушменов множественное число демонстрируется повторением слова, так один человек - "ту", несколько человек - "ту-ту", большая толпа - "ту-ту-ту". Одно и тоже слово означает несколько понятий. Так, на языке бушменов "г'онс" означает солнце и жажда. Предложение строится как последовательность сцен. Например предложение "Я беру суп - беру, иду, прихожу - отец мой - перед лицом - даю ему - прихожу, беру хлеб - даю ему".
Поведенческий опыт обогащает коммуникативную сигнализацию, она становится системой знаков для обозначений понятий. Это и есть коллективный источник возникновения языка.
В.В.Бунак сопоставляет развитие мышления и речи с культурой и морфологическими особенностями гоминид, отмечая связь между ними. Развитие умственной и речевой деятельности гоминид - длительный и многоплановый процесс. Общая тенденция - расширение круга дифференцированных восприятий и представлений, вариабельность их сочетаний, разнообразие и дифференциация фонемного состава речи.
Существует мнение, что именно орудийная деятельность стала основой формирования мышления и речи. Однако разнообразие звуковых сигналов возникает и развивается в процессе общения особей в социуме, в то время как орудийная деятельность совершенствуется параллельно, но взаимосвязанно с сигналами.
Архаическое мышление появляется при взаимодействии человека с природной средой и социальным окружением. Это самые ранние познавательные процессы человека, опосредованные символами, т.е. мышление в символах. Выделяют три главных особенности архаического мышления человека.
Первая особенность - слияние индивида с окружающей природой.
Вторая особенность - интеграция индивида и социума, личности и рода. Это свойственно тотему, общий предок выступает как источник всех правил совместной жизни. Тотем определяет общие черты поведения, ритуалы.
Третья особенность - эмоциональность и аффективная напряженность общения.
Эти особенности определяются характером жизненных переживаний - опасность, голод, нестабильность существования. Суть архаического мышления - пытаться понять и объяснить все новое, неизвестное, непонятное, и это объяснение помогает найти решение в экстремальных ситуациях и выработать адекватные стратегии действия.
Палеолитическое искусство является доказательством существования архаического мышления у человека и его высшим творением.