С древних времен в своей повседневной жизни человек не
мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических
подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности,
потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало
количественной оценки обретенных знаний Используя опыт ушедших поколений,
первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей
из наук, имя которой - математика Неслучайно корень этого слова в переводе
с греческого означает наука" Десятки веков канули в прошлое, но до
нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего
а середине тысячелетия до нашей эры "Все есть число" - считал
он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В
копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству
Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при
защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры Дайте мне точку опоры,
и я поверну Землю" - говорил Архимед, и созданный им метод вычисления
длины окружности и площади фигуры был первым шагом к созданию дифференциального
и интегрального исчислений, появившихся лишь два тысячелетия спустя, а
понятие сколь угодно большого числа проложило дорогу к осознанию бесконечности
нашего мироздания
История хранит множество примеров, когда талантливые ученые открытиями
в области математики на многие годы и даже века опережали свою эпоху,
уходя из жизни так и не понятыми и не принятыми современниками Но не зря
датский физик Нильс Бор говорил, что математика - это нечто значительно
большее, чем наука, поскольку она является языком науки. И постепенно
усложняясь и совершенствуясь, математические методы становились незаменимыми
инструментами в достижении различных целей, стоящих перед учеными-исследователями
в области физики и биологии, химии и экономики. Без строгих математических
расчетов не появлялись на свет никакие машины и механизмы, не возводились
строительные конструкции, не рождались новые материалы и энергетические
системы. И даже в искусстве античного мира при создании знаменитых и по
сей день скульптур, использовались математические расчеты, которые впоследствии
были отражены великим Леонардо да Винчи в определении метода "Золотого
сечения".
И вот теперь, когда накопленные за тысячелетия достижения мировой математики
систематизированы и апробированы в различных отраслях нашей жизнедеятельности
науки и техники, многие из нас ощущают, насколько велико влияние этой
Науки Наук на процесс познания всего живущего на Земле и за ее пределами.
Не случайно 2000 год (последний год нашего тысячелетия) решением ЮНЕСКО
объявлен Годом математики. А чтобы не прерывалась связь времен, необходимо
передать стремление к познанию математики нашим детям Как это важно, чтобы
каждый ребенок, начинающий изучать азы этой науки, воспринимал такие занятия
не как скучную необходимость, а как интереснейшее путешествие в мир чисел,
знаков и фигур! Напрягаясь в поисках решения задачи о бассейне, наполняемом
несколькими трубами, наши юные сограждане не должны забывать, что и две
тысячи лет назад эта же задача стояла перед мальчиками и девочками той
эпохи, и, справляясь с ней, они как будто передавали свои знания и умения
следующим поколениям учеников.
Хорошо, что, несмотря на все трудности, испытываемые
в последнее время нашей страной, у нас находятся еще такие влюбленные
в свое дело педагоги-энтузиасты, которым удается вовремя разбудить пытливый
ум ребенка и вызвать у него интерес к математике. Так, многим жителям
района "Чертаново Северное" известна школа ? 679 с лицейскими
классами, спрофилированными для обучения их выпускников в МФТИ Директор
школы Галина Александровна Матвиенко стремится создать здесь все условия
для углубленного изучения математики. В этом ей оказывает неоценимую помощь
учитель математики А. В. Шевкин. В школе ? 679 Александр Владимирович
работает уже 23-й год, являясь кандидатом педагогических наук, автором
книг для учителей и учеников, шести школьных учебников математики. Преподавание
в школе он совмещает с работой в должности старшего научного сотрудника
Института общего среднего образования Российской Академии Образования.
Несмотря на такую загруженность, Александр Владимирович находит время
для занятий с шестиклассниками в бесплатном кружке "Занимательная
математика", которые каждую субботу проводятся в школе по его книгам
"Сборник задач для учащихся 5-6 классов" и "Задачи на смекалку".
Цель этих занятий заключается в том, чтобы поддержать у сильных учащихся
интерес к математике, восполнить пробелы в знаниях у более слабых учеников
и подготовить самых способных и старательных из них к поступлению в 7-ой
класс с углубленным изучением математики. Большой опыт работы этого незаурядного
педагога позволил сделать вывод о том, что для качественной подготовки
будущих студентов недостаточно объявить набор желающих обучаться в 8-ом
или 9-ом классе с углубленным изучением математики и физики - необходимо
вести большую подготовительную работу "И чем раньше она начнется,
тем лучше" - считает Александр Владимирович, понимая, что гораздо
легче сразу преподнести на необходимом уровне основы математических знаний,
чем потом переучивать недоучившихся ребят.
Школа ? 679 является местом приведения многолетнего эксперимента по обучению
младших школьников на базе учебника "Арифметика 5-6" авторского
коллектива академика С. М. Никольского. К 1 сентября 1999 г. издательство
"Просвещение" выпустит вторым изданием учебник "Алгебра-7"
(авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин),
по которому в 7-м классе школы ? 679 будет вестись преподавание. Такие
учебники, входящие в серию "МГУ - школе", нацелены на сохранение
и развитие лучших традиций отечественного математического образования,
а их создатели - верные и опытные проводники наших детей в увлекательный
мир математики.
|