Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch1936/vyp_lit.htm
Дата изменения: Wed Nov 3 11:52:31 2004
Дата индексирования: Tue Oct 2 06:53:10 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: учетиопчще
В помощь выпускнику, сдающему обязательный экзамен по

В помощь выпускнику,

сдающему обязательный

  экзамен по литературе (сочинение).

 

Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой.

Анализ стихотворения - один из самых сложных вопросов школьного литературоведения, требующих основательного подхода и системности.

Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не существует. При этом общеизвестно, что анализ поэтического произведения предполагает рассмотрение истории создания, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции.

Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает, с чего начать, можно рекомендовать выстроить систему вопросов.

Вот ее возможный вариант:

1.

В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры?

Как воспринимается стихотворение, какие мысли и чувства вызывает?

Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир произведения?

2.

Имеет ли стихотворение название?

Что в нем отражено?

Кто адресат посвящения (если оно есть)?

В чем смысл посвящения?

3.

Как построено стихотворение?

Если оно делится на строфы, то сколько их?

Каковы они по форме?

Как связаны между собой?

 

4.

Как звучит начало стихотворения?

Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?

Есть ли в стихотворении лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние?

Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?

5.

Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?

Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и.т.д.?

Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?

Каковы особенности стиха и их словообразующая роль?

Какие ассоциации возникают? Почему?

Как они углубляют восприятие?

Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации?

Какими художественными средствами это изображено?

6.

Каков итог лирического высказывания?

Находит ли лирический конфликт свое разрешение?

Какими поэтическими средствами это выражено?

Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

7.

Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения?

В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?

Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?

Восприятие, истолкование, оценка.  

 

На экзамене после формулировки темы сочинения-анализа стихотворения могут присутствовать слова: восприятие, истолкование, оценка.

Рассмотрим их смысл в контексте темы.

 

Восприятие.

Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало.

Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

 

Истолкование.

Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

 

Оценка.

Оценка - это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка - это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

Желаю успехов на экзамене.

Учитель Матвеева Наталья Анатольевна