Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Teatr/prog.htm
Дата изменения: Mon Mar 18 14:49:20 2002 Дата индексирования: Sat Dec 22 01:47:46 2007 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: ngc 6520 |
Школьный театр миниатюр, школа 1952, г.Москва, ВАО, район Богородское.
Руководитель - Архипова Элеонора Алексеевна.
|
Восточное
окружное
управление
образования
Средняя
общеобразовательная
школа № 1952
(экспериментальная)
дополнительного
образования
руководитель
Архипова Э.А.
Программа
составлена
на основе
знакомства
с
программами
общеобразовательных
учреждений
министерства
Просвещения
г.
Москвы
Актерская
грамота.
Программа четырехлетнего
курса
обучения
подростков в
театральной
школьной
студии. В
предлагаемой
программе
отражено
своеобразие
начального
периода
специальной
подготовки
с учетом
особенностей
не только
подросткового
возраста, но
и
начального
этапа
освоения
художественной
профессии. 'Школа'
предполагает
поступательность
в
познавательной
деятельности
каждого
ученика и
всей группы,
динамику и
последовательность
в
приобретении
знаний,
пусть
специфическое,
но все же
соблюдение
рамок урока
и
ритмичность
нагрузки.
Необходимым
условием
обучения
является
создание
оптимальных
условий для
формирования
личности
будущего
артиста-художника.
Эта задача
решается в
театральных
студиях,
классах,
которые, в
союзе с
общеобразовательной
школой при
поддержке
семьи и
общественности
и с
использованием
средств
массовой
информации
признаны
обеспечить
каждому
ученику
условия для
широкого
всестороннего
развития,
так и для
узкого
специального
образования. Театральные
студии и
классы
предназначены
обучать и
воспитывать
одаренных к
художественному
творчеству
подростков.
Каждому
педагогу
следует
ответственно
и чутко
подходить к
работе по
ранней
профессиональной
подготовке
подростков,
предварительно
взвесив
свои силы.
Продуманность
и
тщательность
в работе
театрального
педагога
обуславливается
высокими
требованиями
к желающим
работать в
искусстве и
ответственностью
за судьбу
подростков.
Для
преподавателя
знакомство
подростков
с
важнейшими
требованиями
к
театральному
творчеству,
воспитание
стремления
следовать
им,
формирование
представлений
об
обязанностях
артиста
перед
зрителями и
высоком
назначении
искусства
должны быть
определяющими
критериями
при
составлении
плана
каждого
занятия, при
выборе
целей, задач
и оценке
результата.
Каждое
занятие-задание-задача-требование-этюд
может
ненавязчиво
стимулировать
открытие
студийцами
ценности
трудолюбия,
пытливости,
самостоятельности,
требовательности
к себе,
совершенствования
в технике,
расширения
знания о
предмете
работы,
ответственности
перед
зрителями,
повышения
общего
культурного
уровня,
театрального
вкуса,
культуры
анализа
театральных
впечатлений. Сущность актерского мастерства понимается нами как создание 'образа действия' (Станиславский) на основе драматургии задания. На занятиях каждый студиец знакомится с сущностью исполнительского театрального творчества: с существованием языка действий, с выразительностью и содержательностью этого языка, с достижениями в пользовании им - и познает свои возможности в творчестве. Основными
опасностями
начального
этапа
профессиональной
подготовки
подростков
мы считаем: а)
доведение
их
преданности
искусству
до степени
фанатизма; б)
небрежность
в
выполнении
ими своих
обязанностей;
в)
тривиальность,
штампованность
трактовки,
решений
исполнительских
заданий.
Каждое
подобное
проявление
должно
вынуждать
педагога
вносить
необходимые
коррективы
в учебно-воспитательную
работу.
Нельзя
позволять
стихии
фанатизма
захватить
подростков,
необходимо
всеми
силами
обеспечивать
их
всесторонне
развитие на
базе
повышения
требовательности
к уровню
своих
творческих
достижений,
то есть
укреплять
чувство
ответственности
при решении
вопроса о
своем
жизненном
призвании..
Тщательность,
аккуратность
в
выполнении
всех работ и
обязанностей
- от
творческих
до учебно-технических
- важный
навык,
формируемый
именно на
начальном
этапе
становления
художника.
Значение
этих
качеств
легко
открывается
для
подростков,
когда им
понятно, на
что данные
качества
должны быть
направлены. На
протяжении
всего
обучения
доминирующая
ценность
самостоятельности,
самобытности,
своеобразия
личного
подхода к
решению
творческих
задач
требует
обостренного
чуткого
внимания
педагога к
поискам,
находкам,
предложениям
учеников.
Воплощение
и
осуществление
детьми
банальных
задумок,
традиционных
толкований
при
одобрении
педагога
обедняют
механизм
творческого
поиска,
сводят на
нет
требовательность
к глубине и
своеобразию
понимания
окружающей
жизни. Теоретической
основой
материала,
изучаемого
в 4-х летнем
курсе 'Актерская
грамота',
служат
учение
Станиславского
К.С. и
интерпретация
его идей,
предложенная
Ершовым П.М.
Последовательность
распределения
материала
заключается
в том, чтобы в
течение
первого
года
ученики
открыли
для себя поведение
(действие)
как
основной
материал
актерского
мастерства,
в течение
второго
года -
выразительность
и яркость
поведения
как основу
выступления
актера
перед
зрителем, а
на третий
год -
познакомились
с
технологией
создания 'характера'
на сцене. В
последний
же,
четвертый
год
обучения,
ученики
театрального
класса
будут
заняты
проблемами сверхзадачи
и
содержанием
работы
актера
между
показами
спектакля. Оценивать работу каждого подростка по предполагаемой программе в конце года или полугодия как по уровню выступления на зачетном, экзаменационном показе, так и по уровню положительной динамики развития каждого ученика. В
задачу
педагога
входит
обеспечить
художественное
развитие
каждого
ученика.
Программы
по
дисциплинам
'Сценическое
движение'
педагогу
лучше всего
составить
самостоятельно,
учитывая
свои
интересы,
знания,
возможности
и
окружающие
условия (материальную
базу
обучения,
наличие или
отсутствие
в городе
театров,
музеев и т.д.).
В программе
по
актерской
грамоте
содержится
несколько
советов-пояснений
о возможных
пересечениях
'актерской
грамоты' с 'художественным
словом'.
Взаимосвязь
и
взаимозависимость
этих двух
основных
дисциплин
легко
достижима. Руководствуясь
программой 'Актерская
грамота',
преподаватель
сможет
осуществлять
последовательное
и
поступательное
развитие
подростков
в течение
четырех лет
обучения.
Методическим
ключом к
поурочному
распределению
материала
является
перечень
умений и
навыков. Они
составляют
часть
практического
освоения
материала, а
понятийное
его
освоение
закрепляется
в терминах,
перечисленных
в разделе 'Словарь
новых
учебных
терминов'.
Этот раздел
может
помочь
педагогу
подготовиться
к занятиям,
цель
которых -
помочь
преподавателю
правильно
распределить
свои усилия
и увидеть в
программе
возможности
для
собственного
педагогического
творчества.
|
№ темы |
Наименование
темы |
Кол-во часов |
|
Первый год(профессиональная
подготовка) |
|
1.1 |
Многообразие выразительных средств в театре |
24 |
1.2 |
Значение
поведения
в
актерском
искусстве |
20 |
1.3 |
Связь
предлагаемых
обстоятельств
с
поведением |
20 |
1.4 |
Значение
подробностей
в
искусстве |
20 |
1.5 |
Целесообразность
поведения |
20 |
|
Подготовка
к уроку-зачету
и его
проведение |
20 |
1.6 |
Органичность
поведения,
подготовка
к
общешкольным
праздникам |
20 |
1.7 |
Бессловесные
элементы
действия,
проведение
праздников |
20 |
1.8 |
Специфика актерских задач |
20 |
|
Подготовка к экзамену-выступлению и его проведение |
32 |
|
Всего
за год |
216 |
|
Второй год |
|
2.1 |
Бессловесные
элементы
действия (повторно) |
12 |
2.2 |
Словесные
действия |
30 |
2.3 |
Логика
действия и
предлагаемые
обстоятельства |
30 |
2.4 |
Связь
словесных
действий с
бессловесными
элементами
действия |
20 |
|
Подготовка
к уроку-зачету
и его
проведение |
18 |
2.5 |
Драматургический
материал
как канва
для выбора
логики
поведения (действий) |
10 |
2.6 |
Работа
над ролью в
отрывке |
50 |
2.7 |
Актер и
его роли |
30 |
|
Подготовка
к экзамену-выступлению
и его
проведение |
16 |
|
Всего
за год |
216 |
|
Третий год |
|
3.1 |
Проявление характера персонажа в общении |
12 |
3.2 |
Борьба
как
условие
сценической
выразительности |
20 |
3.3 |
Параметры
общения,
подготовка
общешкольных
праздников |
40 |
3.4 |
Исполнительская
техника и
ее роль в
работе
артиста |
20 |
|
Подготовка
к уроку-зачету
и его
проведение |
20 |
3.5 |
Работа
над ролью в
спектакле,
проведение
праздников |
44 |
3.6 |
Импровизация
в работе
актера |
20 |
3.7 |
Мизансцены
в
спектакле |
20 |
3.8 |
Подготовка
к экзамену-выступлению
и его
проведение |
20 |
|
Всего
за год |
216 |
|
Четвертый годПервое и второе полугодие |
|
4.1 |
Специфика работы актера перед зрителем |
30 |
4.2 |
Анализ
учащимися
своей
работы и
работы
товарищей
в учебном
спектакле,
подготовка
праздников |
30 |
4.3 |
Подготовка
выпускного
спектакля |
100 |
4.4 |
Теоретическое
обобщение
пройденного
материала,
праздники |
40 |
4.5 |
Подготовка
и
проведение
выпускного
экзамена-концерта |
16 |
|
Всего
за год |
216 |
|
Итого по курсу |
864 |