Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.schools.keldysh.ru/sch148/obman.htm
Дата изменения: Thu Jun 15 23:26:10 2006 Дата индексирования: Tue Oct 2 01:49:43 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п |
Особое внимание в сочинениях по натуральной магии уделялось оптике. В христианской традиции зрение всегда считалось самым обманчивым из всех человеческих чувств. Демоническим обманом считали, например, кажущийся излом палки, опушенной в воду. Сохранились решения различных церковных инстанций, запрещающие верующим пользоваться очками, так как линзы искажают действительность в угоду демонам.
Разнообразные чудеса описаны в энциклопедиях итальянского матема тика, философа и врача Ажероламо Кардано (1501-1576) «О тонкости вешей» и «О разнообразных вещах», в «Натуральной магии» Лжамбаттисты делла Порты (1535-1615) и в книге немецкого естествоиспытателя Афанасия Кирхера (1601-1680) «Великое искусство света и тени». В этих сочинениях, например, описывается действительное изображение вогнутых зеркал. В отличие от плоского зеркала, которое образует только мнимое изображение позади себя, вогнутое зеркало формирует и мнимое изобра жение позади себя, и действительное перед собой. Таким образом, скрыв зеркало, можно создать иллюзию па ряшей в воздухе тени - изображения, скажем, невидимой статуи. Этот опыт проделывали также с горящей свечой, которую можно ясно видеть, но нельзя задуть и о которую нельзя обжечься (Кирхер называл его «опытом с безвредным пламенем»). Многие полагали, что с помощью выпуклых зеркал можно получить изображения духов.
Опыты с плоскими зеркалами строились главным образом на множественности отражений в зеркалах, расположенных под углом друг к другу. Порта описал необычное «театральное зеркало», известное еще древнегреческому ученому Герону Александрийскому (около I в.): в действительности это несколько зеркал, помешенных вдоль сторон правильного многоугольника. С помощью такого устройства можно превращать изображение слона в «целое стадо слонов, казалось собранных из всей Азии и всей Африки».
В последних изданиях «Натуральной магии» Порта описал среди по добных чудес и зрительную трубу. Он пытался даже оспорить приоритет в изобретении телескопа у Галилео Га лилея. В действительности, хотя по времени эти описания предшествуют опытам Галилея, вряд ли он мог бы ими воспользоваться. Порта сам не пони мал, за счет чего происходит увеличе ние объектов, а в практическом пла не - искусстве шлифовки стекол и придания им сферической формы - Галилей значительно превзошел и его, и всех остальных шлифовальщиков стекол того времени.