В 2007-2008 учебном году
основными направлениями деятельности психологической службы школы была работа по
профориентации учащихся старшей школы, адаптация к школьному обучению учеников
начальных и средних классов и работа над экспериментом 'Развитие личностной
регуляции. Создание методов оценки регуляторных основ готовности учащихся к
переходу на более старшую ступень обучения'.
В рамках работы по профориентации проводилось тестирование
учащихся старших классов с целью выявления особенностей мотивации, отношения к
учению, типов мышления и профессиональных склонностей. Это позволило
старшеклассникам более осознанно подойти к выбору профильного класса и
продолжить успешное обучение по выбранной специальности. Также проводились
регулярные встречи с учениками, работа в группах и индивидуальные консультации.
В рамках работы по адаптации учеников младшей школы к
школьному обучению проводились групповые тестирования и индивидуальная работа с
учениками по запросу родителей и педагогов, консультации с преподавателями по
вопросам наиболее успешного приспособления учащихся к новой среде. Совмещение
групповой работы и индивидуальных занятий позволяет более полно оценить развитие
психических функций ребенка, найти возможные проблемы и своевременно оказать
помощь. В работе с младшей и средней школой психологическая служба активно
сотрудничает с центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции
'Практик'.
2007-2008 учебный год был завершающим годом в работе
экспериментальной площадки под эгидой Психологического института Российской
академии образования 'Развитие личностной регуляции. Создание методов оценки
регуляторных основ готовности учащихся к переходу на более старшую ступень
обучения'. С 2006 по 2008 в рамках экспериментальной деятельности были
разработаны конкретные методики, позволяющие осуществлять более полную и
разностороннюю психологическую поддержку учащихся на этапе перехода со ступени
на ступень обучения. На основе исследовательских данных был разработан и
апробирован методический комплекс диагностики показателей развития
индивидуальной саморегуляции для учащихся начальной и средней школы, позволяющий
оценить уровень индивидуальной готовности к переходу на среднюю ступень
обучения, а также позволяющий проводить анализ причин школьной
неуспеваемости. С методическим комплексом и полным
отчетом о работе эксперимента можно ознакомиться:
Также проводилось анонимное анкетирование учеников
средней и старшей школы по программе центра 'Практик', которая включала в себя
исследование защищенности от психологического насилия, исследование отношения к
образовательной среде школы, исследование состояния психологического климата в
классе и определение конфликтных зон.
Направления работы в 2008-2009 учебном году:
- Адаптация к школьному
обучению ( диагностическая, консультативная и коррекционная работа по
определению степени готовности учащихся к обучению на разных ступенях -
начальная школа, средняя школа; преодолению трудностей в адаптации и
приспособлению к ритму школьной жизни и пр.)
Методы работы:
- диагностика готовности к школьному
обучению (тестирование, наблюдение)
ћ
консультации с
преподавателями по вопросам наиболее успешного приспособления учащихся к новой
среде.
ћ
коррекционная работа (по
необходимости: коррекционные занятия, индивидуальная работа)
2.
Школа без стресса и насилия
(профилактика стрессов, обучение психической саморегуляции, формирование
уверенности в своих силах)
Методы работы:
- тестирование с целью исследования уровня комфортности
учащихся 1-4 классов, уровня тревожности учащихся 5-11 классов
- тренинги на преодоление школьной тревожности,
индивидуальные консультации
3.
Профессиональное ориентирование
(помощь учащимся 8-11 классов в выборе наиболее подходящего профильного класса,
ВУЗа, направления будущей работы; тренинги и консультации)
Методы работы:
- психологический кружок про профориентации.
- тестирование с целью исследования особенностей
саморегуляции и личностных особенностей учащихся разных профильных классов и
выявления закономерностей в развитии этих особенностей у учащихся классов
разного профиля.
- индивидуальная работа и тренинги
|