Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch1246/ikt/doc/APP_PROGR_SR.DOC
Дата изменения: Sat Dec 17 10:15:06 2011
Дата индексирования: Fri Feb 28 10:30:00 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: электронно-лучевых приборах



И.И. Сильванович

АППАРАТНЫЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ

Курс лекций


1. Информация

Наука Информатика изучает информацию, способы ее представления,
передачи, хранения и обработки. Информация - это сведения об окружающем нас
мире, предназначенные для передачи другому лицу или для восприятия.
Информация передается с помощью языков. Языки бывают человеческими
(русский, немецкий, английский, и другие), языки мимики и жеста, языки
живописи, музыки, компьютерных языки.
Раньше главным средством хранения информации были книги. Сейчас основным
средством хранения информации является компьютер. Компьютер - устройство,
предназначенное для хранения и обработки информации. Информация в
компьютерном виде занимает гораздо меньше места, по сравнению с книгами.
Искать информацию на компьютере гораздо удобнее, чем в книгах. С помощью
современных компьютеров можно производить сложные математические расчеты,
писать разные тексты, создавать рисунки и чертежи, управлять различными
процессами, слушать музыку и смотреть фильмы, играть в игры.
Важнейшим свойством информации является ее количество. Отсутствие
информации о предмете называется неопределенностью. Когда мы ничего не
знаем о предмете, то неопределенность равна 100%. Когда мы начинаем
узнавать о предмете, неопределенность уменьшается.

2. Двоичный код

Информация представлена в компьютере в двоичном коде, то есть в виде
нулей и единиц. Например, число 13 будет записано в память компьютера в
виде кода 1101. Применение в компьютере такой системы обусловлено
исключительно соображениями экономии: ведь числа в компьютере - это
электрические сигналы. В двоичной системе - два знака, следовательно
требуется только два разных электрических сигнала. Обычно двоичный ноль
заменяют электрическим сигналом в 2,5 Вольта, а двоичную единицу -
электрическим сигналом в 5 Вольт. В случае использования десятичной системы
потребовалось бы десять различных электрических сигналов, что в конечном
итоге привело бы к сильному усложнению конструкции компьютера и к его
удорожанию.
Любой двоичный знак - 0 или 1 - содержит в себе 1 Бит информации (Bit -
Binary Digit). Последовательность из 8-ми любых двоичных знаков, т.е. 8 Бит
называют словом Байт (Byte). Применительно к вычислительной технике обычно
подразумевают большие объемы данных. 210 Байт или, что то же самое, 1024
Байт называют 1 кБайт (читается как «КИЛОБАЙТ»). Следует сразу заметить,
что приставка "кило", заимствованная из системы СИ, обозначает здесь вовсе
не 103=1000, а 210=1024. Эта приставка была использована просто в силу
схожести своего значения в СИ с числом 1024. Аналогично 1024 Кбайт - это 1
Мбайт, хотя приставка "мега", вновь имеет значение не 103, а 210.
Итак:
. любой двоичные знак (0 или 1) содержит 1 Бит информации.
. 8 Бит = 1 Байт.
. 1024 Байт = 1 кБайт.
. 1024 кБайт = 1 мБайт.
. 1024 мБайт = 1 гБайт.
Запомните, что один (любой) символ текста (буква, знак или пробел)
всегда содержит в себе 8 бит или 1 Байт информации.

Попробуем оценить объём информации на нескольких примерах.
Задача 1: Сколько информации содержит двоичный код 1001111010100?
Правильный ответ: 13 бит
Задача 2: Сколько информации содержит слово ИНФОРМАТИКА? Ответ: 11 Байт
или 88 бит.
Задача 3: Какое количество информации содержит одна страница книги, в
которой 60 строк по 50 знаков в каждой? Поскольку на нашей странице книги
60*50=3000 знаков, то информационный объём страницы составит 3000*8=24000
бит.
А сколько это будет в Байтах? 24000/8=3000 Байт
А сколько это будет в кБайтах? 3000/1024=2,93 кБайт

Попробуйте решить следующие задачи самостоятельно:
1. Сколько бит информации в слове ТЕХНО?
2. Сколько информации (бит, байт, кБайт) содержит страница книги на
которой 40 строк по 50 знаков в каждой?
3. Сколько целых страниц из предыдущей задачи можно записать на одну
дискету, если её информационный объём составляет 1, 4 мБайт?

3. История развития компьютеров

Эра компьютеров (или ЭВМ - Электронно-Вычислительных Машин, как их
раньше называли) началась в 1946 году, когда в США заработал первый
компьютер ENIAC (Electronic Numerical Integrator And Computer), созданный
исключительно для военных целей, а точнее - для расчетов траектории полёта
снаряда. Он содержал 18 000 электронных ламп, потреблял 150 кВт энергии и
занимал собой целый зал. Уже в этом компьютере были заложены все основные
принципы, используемые и в современной компьютерной технике: двоичная
система счисления, логические элементы, программный принцип работы.
Историю компьютеров принято делить на поколения. Главным фактором
отличающим одно поколение от другого являлась элементная база, используемая
в компьютерах (то есть то техническое новшество, которое применялось в
данном поколении, но которого не было в предыдущем). А элементная база, в
свою очередь, определялась уровнем научно-технического развития тех лет.
Всего можно выделить четыре основных поколения вычислительных машин.
Основным элементом компьютеров первого поколения (1946 - 1960) являлась
электронная лампа, остальные элементы электронной аппаратуры - это обычные
резисторы, конденсаторы, трансформаторы. Машины первого поколения имели
значительные размеры, потребляли большую мощность, имели малый объем
оперативной памяти. Однако в них были заложены основы логического
построения машин и продемонстрированы возможности цифровой вычислительной
техники. В первых машинах ввод данных производился путём соединения
проводами нужных контактов. В более поздних моделях, в качестве устройств
ввода и вывода информации использовались перфокарты и перфоленты. (Не надо
забывать, что тогда компьютеры использовались ТОЛЬКО для расчетов!)
На смену ламп в машинах второго поколения (1960 - 1964) пришли
транзисторы - миниатюрные электронные приборы, выполняющие функции
сохранения и преобразования информации. Транзисторные машины обладали
б?льшим быстродействием и оперативной памятью по сравнению со своими
предшественниками, имели меньшие размеры. Особенностью компьютеров этого
поколения - конструктивное разнообразие в зависимости от их применения. В
период развития машин этого поколения появились мультипрограммные
компьютеры. В них была реализована возможность одновременного выполнения
нескольких программ за счет параллельной работы основных устройств машины.
В качестве устройств ввода - вывода данных использовались магнитные ленты.
Третье поколение (1964 - 1970) характеризуется широким применением
интегральных схем (чипов) и многослойного печатного монтажа. Чип - это
крошечная пластина, на которой выполнены и транзисторы, и все необходимые
соединения между ними. Для ввода - вывода и хранения информации впервые
стали применяться жесткие диски.
Для машин четвертого поколения (1970 - настоящее время) характерно
применение больших интегральных схем (БИС). Одна такая схема заменяла
теперь целую плату из машин предыдущего поколения. В этих машинах отчетливо
проявилась тенденция к созданию компьютеров в соответствии с единым
стандартом. Ярким выражением такой тенденции явилось производство и
развитие ЕС ЭВМ - Единой Системы Электронно-Вычислительных Машин. В
производстве ЕС ЭВМ приняли участи все развитые страны Европы и Америка.
Первые модели ЕС ЭВМ сошли с конвейера в 1972 году.

4. Типы современных компьютеров

Все компьютеры, о которых шла речь выше, представляли собой очень
мощные, но весьма крупногабаритные устройства. Как правило, процессоры,
память и устройства для сохранения информации находились в отдельном
помещении, а в другом помещении был оборудован так называемый дисплейный
класс (несколько мониторов с клавиатурами) и сразу несколько пользователей
могли одновременно вводить и выполнять свои программы. Ясно, что такие
«крупные» компьютеры могли себе позволить только различные научные
институты, военные ведомства или учебные заведения. Но не рядовые
пользователи.
С появлением в начале 70-х годов микропроцессоров (интегральных схем,
аналогичных по своим функциям процессору большого компьютера, но имевшим
меньшую скорость работы) начал развиваться новый класс вычислительных машин
- микрокомпьютеры. По функциональному назначению выделяют три типа
микрокомпьютеров:
. встраиваемые микрокомпьютеры - блоки для применения в различных бытовых
приборах (например, в стиральных машинах и печках СВЧ), в системах
контроля и управления производством, в станках и приборах (например, в
станках с числовым программным управлением);
. программируемые микрокалькуляторы, ориентированные для выполнения
научных и инженерных расчетов (в таких калькуляторах можно ввести
программу на одном из языков программирования и выполнить ее);
. персональные компьютеры - малогабаритные компьютеры, в которых
конструкция, состав внешних устройств и программное обеспечение
ориентированны на работу с одним пользователем.
Первый персональный компьютер появился в 1975 году. Он был выпущен
фирмой MITS, назывался "Altair 8800" и стоил 500 $. Компьютер был создан на
базе микропроцессора Intel 8080, произведенного фирмой Intel, дальше всех
продвинувшейся в это время в производстве чипов процессоров и памяти.
Все возрастающая популярность персональных компьютеров (напрямую
связанная с их относительной дешевизной) постепенно привела к падению
спроса на большие компьютеры. Сейчас их можно увидеть только на некоторых
крупных предприятиях и в специализированных центрах, где требуются
компьютерные станции, более мощные, чем персональный компьютер. Ярким
примером таких больших компьютеров служат серверы Интернета, большинство из
которых находится в учебных заведениях на территории США.
Первопроходцами в производстве персональных компьютеров стали
американские фирмы IBM - International Business Machines Corporation
(компьютеры IBM) и Apple (компьютеры Macintosh). Они и по сей день остаются
главными конкурентами: все зависит от вкусов жителей той или иной страны -
если у нас более популярны компьютеры IBM, то в Японии, например, б?льшая
часть населения предпочитает компьютеры Macintosh.
Первый компьютер IBM PC на базе процессора Intel 8086 появился в 1981
году. Операционную систему под названием MS-DOS для этого компьютера
разработала малоизвестная в то время фирма Microsoft. Фирме IBM в
партнерстве с Microsoft удалось в борьбе за покупателя намного опередить
своих соперников. В результате вскоре б?льшая часть различных прикладных
программ, выпускаемых фирмами-производителями программного обеспечения,
была переориентирована именно на этот тип машин. Другие фирмы, производящие
компьютеры, были вынуждены создавать машины, идентичные по архитектуре с
IBM-компьютерами (они получили название IBM-совместимые), чтобы и на них
можно было использовать то же самое программное обеспечение. А сделать это
было нетрудно, ведь фирма IBM секретов устройства своей техники не
скрывала: при производстве IBM-компьютеров изначально был использован
принцип открытой архитектуры, то есть свободного доступа к документации по
устройству компьютеров. В итоге любая фирма, специализирующаяся на
производстве периферийных устройств, могла создавать принтеры, мыши и
прочее оборудование, подключаемое к IBM-компьютерам. Принцип открытой
архитектуры стал главным шагом к успеху IBM-компьютеров на потребительском
рынке.
В течении 80-х годов прошлого века компьютер превратился из вычислителя
(каким он был первоначально задуман) в многофункциональное устройство. В 80-
е и 90-е годы были разработаны текстовые и графические редакторы,
электронные таблицы, базы данных и другие программы, облегчающие подготовку
и создание документов, проведение расчетов, обработку графических
изображений. Все это обеспечило повсеместный успех персональных компьютеров
среди пользователей всего мира.

5. Внутренняя архитектура компьютера и двоичные коды

Несмотря на то, что существует много разных типов компьютеров, все они
построены на основе единой принципиальной схемы. Мы будем изучать
внутреннее устройство (архитектуру) компьютера на примере IBM-компьютеров
(компьютеров, производимых фирмой IBM).
Компьютер состоит из следующих основных блоков: процессора, основной
памяти и периферийных устройств (клавиатура, монитор, дисковод, принтер и
другие). Все блоки связаны между собой системной магистралью (шиной).

[pic]

6. Основная память компьютера

Основную память компьютера обычно называют памятью с произвольным
доступом (Random Access Memory - RAM). Основная память состоит из отдельных
ячеек. Процессор может записывать в ячейки данные или считывать данные из
них. Для того, чтобы при обращении к ячейкам памяти можно было отличить
одну ячейку от другой, каждая из них имеет собственное имя-адрес,
представляющее собой целое число. Нумерация ячеек памяти всегда начинается
с нуля.
Ячейка памяти состоит из одного или нескольких регистров. Регистр - это
устройство для временного запоминания информации в двоичном виде.
Запоминающим элементом в регистре является триггер - устройство, которое
может находиться в одном из двух состояний, одно из которых соответствует
запоминанию двоичного нуля, другое - запоминанию двоичной единицы. Триггер
представляет собой крошечный конденсатор-батарейку, который можно заряжать
множество раз. Если такой конденсатор заряжен - он как бы запомнил значение
"1", если заряд отсутствует - значение "0". Регистр содержит несколько
связанных друг с другом триггеров. Число триггеров в регистре называется
разрядностью компьютера. Быстродействие (скорость работы) компьютера
напрямую связана с разрядностью, которая, в зависимости от типа компьютера,
бывает 8, 16, 32 и 64.
В основную память с диска или дискет загружаются (копируются) программы,
которые выполняются в данный момент. Это значит, что когда Вы запускаете
какую-либо компьютерную программу, находящуюся на диске, она копируется в
основную память, после чего процессор начинает последовательно выполнять
команды, из которых состоит эта программа. При отключении питания
компьютера все загруженные в основную память программы стираются, поэтому
основная память считается энергозависимой памятью. В первых моделях
персональных компьютеров оперативная память составляла всего 1 мБайт.
Современные компьютерные программы часто требуют для своего выполнения не
менее 32 мБайт в основной памяти; в противном случае они просто не
запускаются.
Часть основной памяти содержит блок, называемый «ПЗУ - постоянное
запоминающее устройство» или «Базовая система ввода-вывода» (ROM BIOS -
Read Only Memory Basic Input-Output System). В этом блоке постоянно
хранится информация, которая записывается туда при изготовлении компьютера;
изменить или стереть эти данные нельзя. В ПЗУ находятся:
1. тестовые программы, проверяющие при каждом включении компьютера
правильность работы его блоков; если какой-либо блок, например клавиатура
или дисковод, отключены или не работают, то при загрузке на экран будет
выведена соответствующая информация.
2. программы для управления основными периферийными устройствами -
клавиатурой, дисководами для дискет и жестких дисков, монитором. Такие
программы называются драйверы. При включении компьютера они считываются
из ПЗУ и загружаются в основную память, где и находятся постоянно, пока
компьютер работает.
3. информация о том, где на диске расположена операционная система, которую
следует при включении компьютера прочитать с диска и загрузить в основную
память. Операционная система - это программа, управляющая работой
компьютера и позволяющая человеку совершать различные действия с данными
на дисках - удалять их, копировать с диска на диск, запускать на
выполнение различные программы и т.п. Операционная система находится, как
правило, на жестком диске. При включении компьютера операционная система
загружается (копируется) с диска в основную память и находится там в
течении всего времени работы. Для IBM-компьютеров наиболее популярными
являются операционные системы MS-DOS (Microsoft Disc Operating System) и
Windows. Существуют и другие операционные системы, например UNIX, OS/2,
Linux.

7. Устройство процессора

Основная работа процессора заключается в выполнении программы, которая
загружена в данный момент в основную память. Сама программа состоит из
отдельных команд. Для каждой отдельной команды процессор выполняет
следующие действия::
4. считывание этой команды из памяти;
5. выполнение действий, указанных в этой команде (такими действиями могут
быть выполнение арифметических и логических операций над данными, вывод
информации на экран и другие).
Совокупность этих двух действий называется машинным циклом.
Процессор состоит из следующих блоков:
. Устройство управления (УУ) управляет работой различных устройств
компьютера, в зависимости от тех действий, которые указанны в
выполняемой программе. Например, если выполняется команда вывода
информации на экран, то УУ посылает сигналы на монитор; если выполняется
команда по сложению данных, то УУ посылает сигнал в арифметическо -
логическое устройство.
. Арифметическо - логическое устройство (АЛУ) осуществляет арифметические
вычисления поступающих данных в соответствии с выполняемой командой.
. Несколько регистров, имеющихся в процессоре, используются как временная
память для хранения обрабатываемых в АЛУ данных и для хранения
результата их обработки и как временная память при пересылки данных из
одного блока процессора в другой;
Главной характеристикой процессора является его тактовая частота -
количество машинных циклов, выполняемых им за 1 секунду (1/с=Гц). Первый
процессор i8086, произведённый фирмой Intel для IBM-компьютеров, мог
выполнять не более 10 млн. операций в секунду, то есть его тактовая частота
была равна 10 мГц. Тактовая частота процессора i80386 составляла уже 33
мГц, а процессора i486 - 50 мГц. Различные модели процессора Pentium I
производили от 75 до 200 млн. операций в секунду, а современные процессоры
работают со частотой более 1 гГц.

8. Материнская плата и системная магистраль

Процессор и основная память находятся на большой плате, которая
называется материнская плата. Для подключения к материнской плате различных
дополнительных периферийных устройств (дисководы, мышь, принтер, сканер и
другие) на ней находятся специальные дополнительные платы - контроллеры.
Причем для каждого периферийного устройства служит свой собственный
контроллер. Эти контроллеры вставляются в слоты (разъемы, гнёзда) на
материнской плате, а к другому их концу - порту, выходящему наружу
компьютера, подключается само периферийное устройство. Большинство портов
сосредоточено на задней стенке компьютера.
Все блоки компьютера соединяются системной магистралью (шиной) - набором
проводов, передающих электрические сигналы от одного блока компьютера к
другому. Шина (Bus) состоит из шины данных, шины адресов и шины
управления. Шина адресов служит для передачи адреса конкретной ячейки
памяти или адреса периферийного устройства (все устройства компьютера, будь
то принтер или дисковод, имеют свой собственный адрес, так же, как и ячейки
памяти). Шина данных служит для передачи данных (содержание ячеек памяти,
информация от или для внешнего устройства). Шина управления передает
специальные управляющие сигналы, которые указывают ЧТО надо делать с
передаваемыми данными - записывать в ячейку или устройство или наоборот -
считывать.

9. Периферийные устройства

Периферийные устройства - это устройства, с помощью которых информация
или вводится в компьютер, или выводится из него. Их так же называют
внешними устройствами или устройствами ввода - вывода данных. Условно их
можно разделить на основные, без которых работа компьютера практически не
возможна, и прочие, которые подключаются при необходимости. К основным
относятся клавиатура, монитор и дисковод. По отношению к обрабатываемой
информации периферийные устройства бывают устройствами ввода (клавиатура,
мышь, сканер и другие), устройствами вывода (монитор, принтер и другие) и
комбинированными ввода-вывода (дисководы).

10. Клавиатура

Клавиатура служит для ввода текстовой информации. Внутри нее имеется
специальный блок - шифратор, который преобразует сигнал от нажатой клавиши
в соответствующий данному знаку двоичный код, который затем поступает в
компьютер.

11. Монитор и видеосистема компьютера

Видеосистема состоит из монитора (дисплея) и специальной платы под
названием видеоконтроллер (видеоадаптер; видеокарта), к которой монитор и
подключается.
Основной частью монитора является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Любое
текстовое или графическое изображение на экране формируется следующим
образом: из электронной пушки формируются лучи трех цветов (красный,
зелёный и синий) которые, смешиваясь, окрашивают точки внутренней
поверхности экрана в определенные цвета (изнутри экран покрыт специальным
веществом - люминофором, которое светится при попадании на него луча).
Изображение, появляющееся на экране, периодически обновляется (частота
смены кадра в современных моделях обычно составляет не менее 72 Гц).
Мониторы работают в текстовом и графическом режимах. В текстовом режиме на
экран выводятся символы теста. В графическом режиме изображение формируется
из отдельных "точек" - пикселов. Количество пикселов по вертикали и
горизонтали экрана называется разрешающей способностью монитора (например,
1024 х 786). Количество цветов, которые может показать видеосистема,
называется палитрой. За размер монитора принимают длину диагонали его
экрана.
При работе мониторов возникает вредное для человека высоко и низко -
частотное излучение (максимально направленное от задней стенки монитора).
Это излучение отсутствует в моделях мониторов на основе жидких кристаллов
(LCD-мониторы). В этих мониторах изображение не обновляется, а «висит» на
экране постоянно. Под стеклянным экраном находится тончайший слой жидких
кристаллов, а сзади них - белый экран с яркой лампой. Под воздействием
электрических сигналов, кристаллы меняют своё положение и преломляют свет,
направленный на них изнутри монитора, тем самым окрашивая белый луч света в
другие цвета.

12. Внутренние устройства сохранения информации

Для сохранения информации в компьютере ее записывают на жесткие и гибкие
магнитные диски. Запись основана на способности некоторых материалов,
содержащих в своей основе железо, сохранять остаточную намагниченность
после кратковременного воздействия на них магнитного поля. Запись
информации на дискету или магнитный диск производит дисковод (накопитель на
магнитных дисках), который состоит из мотора, служащего для вращения диска,
и специальной читающей и записывающей магнитной головки.
Магнитные диски устроены следующим образом. На обеих сторонах диска
имеются отдельные дорожки, каждая из которых замкнута в кольцо. Каждая
дорожка имеет свой порядковый номер: нулевая дорожка находится у самого
края диска. Дорожки разбиты на отдельные части - сектора по 512 Байт
каждый. Например, стандартная 3-х дюймовая дискета имеет с каждой стороны
по 80 дорожек с 18 секторами на каждой; значит ее информационный объем
может составлять не более 1,44 мБайта. Двоичные нули и единицы записываются
на дорожки в виде двух по разному намагниченных участков. Отличие жесткого
диска от гибкого заключается, помимо прочего в том, что отдельные сектора
на его дорожках объединены в кластеры (обычно, по 8 секторов в каждом).
Когда какой-либо файл записывается на жесткий диск, то ему всегда отводится
ЦЕЛОЕ число кластеров.
Жесткий магнитный диск (винчестер) размещается внутри компьютера. Объем
жесткого диска может составлять от 10 мБайт до нескольких гБайт.

13. Внешние устройства сохранения информации: диски, дискеты и дисководы

Гибкие магнитные диски (дискеты) служат, в основном, для переписывания
программ и данных с одного компьютера на другой. Сейчас в употреблении
имеются только 3-х дюймовые (3,5" - 89 мм) дискеты. За размер принимается
диаметр диска, находящегося внутри пластиковой коробки. Сама пластиковая
коробка выполняет функцию защиты дискеты от грязи и жирных рук.
Максимальный объем дискеты составляет 1,44 мБайт
Форматирование дискеты (инициализация) - процесс нарезки дорожек на
дискете, разбиение дорожек на сектора, их нумерация. Любую дискету можно
отформатировать на максимально возможный для неё объём или на меньший
объём, предназначенный для данного типа дискет. Форматировать можно и
бывшую в работе дискету, при этом все данные на ней уничтожаются.
В настоящее время для хранения информации широко используются лазерные
компакт-диски. Для чтения данных с таких дисков (и для записи) в состав
компьютера входит специальный читающий (или пишущий) CD-ROM-дисковод.
Компакт-диски бывают следующих видов:
. CD-ROM (Compact Disk Read Only Memory). На такие диски информация
записывается однократно в момент изготовления самого диска. Удалить или
изменить эту информацию нельзя. CD-ROM-диск представляет собой пластину
из прозрачного пластика на одну сторону которой нанесён тончайший слой
алюминия или золота; другая сторона диска (обложка) обычно используется
для его маркировки. На поверхности металла имеется спиральная дорожка,
начинающаяся у центра и постепенно раскручивающаяся к внешнему краю
диска. Запись данных на диск производит специальное устройство, которое
наносит на металлическую дорожку крошечные углубления. При считывании
информации в CD-ROM-дисководе на вращающийся диск направляется луч
лазера под некоторым углом, проходит через пластик, отражается от
зеркального металлического слоя и попадает в фотоэлемент -
светоприёмник. Когда луч попадает в углубление, он отклоняется и не
попадает на фотоэлемент. Фотоэлемент преобразует мигание света в
двоичные сигналы 1 (световой сигнал есть) и 0 (световой сигнал
отсутствует). На CD-ROM-дисках может быть записана информация любого
вида: компьютерные данные, музыка, видео (как правило сжатое с помощью
специальных технологий).
. CD-R (Compact Disk Recordable). Информацию на такие диски можно
записывать на своем компьютере, но однократно (при условии, что CD-ROM-
дисковод является пишущим). Процесс записи заключается в том, что луч
лазера «зачерняет» (закрашивает) те участки диска, от которых при чтении
луч отражаться не должен. Стирать информацию с такого диска нельзя, но
ее можно дописывать, если на диске имеется свободное место.
. CD-RW (Compact Disk Re-Writable). Эти компакт-диски отличаются от дисков
CD-R тем, что информацию на них можно не только записывать и дописывать,
но и стирать. Вся информация с диска стирается целиком, а не частично;
такая процедура называется очистка компакт-диска. Для записи информации
на диски CD-R и CD-RW используются специальные программы, например «Nero
Burning».
Компакт-диски CD-ROM, CD-R и CD-RW первоначально были сконструированы
таким образом, что максимальный объем записываемой на них информации не
превышал 640 мБайт. Немного позднее объем этих дисков увеличили до 700
мБайт.
Для чтения информации с компакт-дисков и для записи на них информации
компьютер снабжается CD-ROM-дисководом. CD-ROM-дисковод характеризуется
скоростью чтения, иногда её называют скоростью передачи данных. Она не
может быть меньше 150 кБайт/с. Дисковод, работающий с такой скоростью
называется односкоростным (обозначается 1х). 32-скоростной дисковод (32х)
имеет скорость чтения данных в 32 раза выше, чем у односкоростного, то есть
150*32=4800 кБайт/с. Современные CD-ROM-дисководы являются
многоскоростными, то есть способны изменять скорость вращения диска. После
вставки диска дисководы вначале тестируют читаемую информацию и, в
зависимости от её вида, уменьшают или увеличивают скорость вращения: для
чтения звуковых файлов требуется меньшая скорость, чем для чтения
компьютерных данных или изображений.
В настоящее время, наряду с указанными типами компакт-дисков, широко
используются диски DVD (Digital Versatile Disk). В основном на такие диски
записываются оцифрованные видео - материалы высокого качества и с
многоканальным стерео - звуком. Но в принципе, на такие диски можно
записывать любой тип компьютерных данных. Объем однослойного DVD-диска
составляет 4,7 гБайт, двухслойного - в два раза больше. Для того чтобы CD-
ROM-дисковод мог читать такие диски, он должен быть DVD-совместимым.
Существуют записываемые DVD-R и перезаписываемые DVD-RW диски.

14. Дополнительные периферийные устройства

Принтер - устройство для вывода на бумагу текстов и небольших
графических изображений. В настоящее время используются следующие типы
принтеров:
Матричный (точечный или игольчатый) принтер. Принцип действия такого
принтера заключается в том, что печатающая головка, содержащая тонкие
металлические стержни (иголки), движется вдоль печатаемой строки; иголки в
нужный момент ударяют по бумаге через красящую ленту; в результате
многочисленных ударов изображение формируется из отдельных точек. Красящая
лента замкнута в кольцо и уложена в специальную коробку - картридж.
Матричные принтеры - наиболее дешевые. Качество печати у них невысокое.
Скорость печати в среднем - 1 минута на страницу. Матричные принтеры - не
цветные.
Струйный принтер. В принтерах этого типа мельчайшие капли краски выдуваются
на бумагу через крошечные сопла (трубочки, зауженные к концу), находящиеся
в печатающей головке, которая двигается вдоль листа бумаги. Красящие
чернила находятся в картридже. Качество печати - высокое. Скорость печати -
от 10 секунд до 1 минуты на страницу. Струйные принтеры бывают цветными и
не цветными.
Лазерный принтер. В таких принтерах частицы краски переносятся со
специального красящего барабана на бумагу с помощью электрического поля.
Качество печати - высокое. Скорость печати в среднем - от 4 до 15 страниц
за 1 минуту. Лазерные принтеры бывают цветными и не цветными.
Плоттер (графопостроитель) служит для вывода на бумагу чертежей и
больших красочных рисунков. Изображение создается двигающимся по листу
манипулятором с цветными чернилами. Обычный плоттер может выводить чертеж
на лист размером до А1 (841 х 594 мм). Но существуют большие плоттеры,
выводящие изображение на лист с размерами до 3х3 м.
Сканер предназначен для ввода в компьютер текстовых и графических данных
с листа бумаги. Имея сканер можно не утруждать себя, создавая рисунок с
помощью графического редактора, а быстро набросать изображение от руки на
листе бумаги и ввести с помощью сканера в компьютер. Аналогично можно
ввести и рукописный текст, который, при наличии программы распознавания
шрифтов (например «FineReader»), будет автоматически преобразован в
нормальный (напечатанный) вид. Сканеры бывают ручными, которыми проводят
сверху по листу и планшетными (листовыми), где лист кладется внутрь.
Принцип работы сканера заключается в том, что при сканировании он
распределяет сканируемое изображение на большое количество мелких участков,
затем в каждый участок направляет луч света и по интенсивности отраженного
луча определяет цвет и степень окрашенности данного участка.
Устройства управления курсором (манипуляторы) служат для быстрого
перемещения курсора по экрану. Наиболее распространенным среди них является
мышь. Внутри нее имеется шар, который при движении мыши катится по
поверхности и передает свое движение специальным роликам. Сигналы от
поворота роликов считываются фотоэлементами и поступают в компьютер. В
последнее время широко используется так называемая оптическая мышь. В ней
установлен фотоэлемент, который с огромной частотой делает снимки
поверхности по которой перемещают мышь - таким образом и отслеживается
траектория движения. В переносных портативных компьютерах «NoteBook» вместо
мыши обычно используется устройство под названием трекбол. Оно представляет
собой или слегка выступающий над поверхностью корпуса клавиатуры шар
(который нужно поворачивать) или небольшую прямоугольную пластину (которую
нужно двигать в разных направлениях). Манипулятор под названием джойстик
представляет собой рукоятку с кнопками и, в отличие от перечисленных
устройств, применяется только для игр.
Звуковая плата - устройство (контроллер) для преобразования цифровой
звуковой информации, записанной на дисках и компакт-дисках в стерео -
звуки. Стандартная звуковая плата содержит процессор звуковой платы, память
звуковой платы, микросхему синтезатора, производящую синтез звука, порты
ввода и вывода, гнёзда для подключения акустических систем (колонок),
микрофона, наушников. К порту звуковой платы можно подключить усилитель
звукового сигнала и колонки для воспроизведения стереозвука.
Компьютер, оснащенный CD-ROM-дисководом и звуковой платой называется
мультимедийным компьютером (мультимедиа - представление информации в
видео- и аудиоформе).

15. Общие сведения об операционной системе

Компьютер состоит из двух взаимодействующих компонентов - аппаратуры
(hardware) и набора различных программ, именуемого программным обеспечением
(software или просто soft). Все компьютерные программы делятся на две
группы: прикладное программное обеспечение (программы для создания
пользователем рисунков, текстов, выполнения расчётов и т.п.) и системное
программное обеспечение (программы для поддержания функционирования
компьютера и сопутствующие программы для обслуживания дисков). Основной
программой в системном программном обеспечении является операционная
система.
Операционная система - это набор программ, которые:
управляют работой компьютера, поддерживая связь между процессором и
периферийными устройствами - монитором, клавиатурой, принтером и т.п.
(программы для управления периферийными устройствами называются драйверы);
позволяют пользователю выполнять различные действия с данными на диске -
удалять, добавлять, копировать и т.п., а так же выполнять различные
прикладные программы.
Для разных типов компьютеров созданы разные операционные системы. Так
например, операционной системой для компьютеров Apple Macintosh является
операционная система MAC. Серверы Интернета работают под управлением
системы UNIX. Для персональных компьютеров типа IBM основной операционной
системой в настоящее время является система Windows, но можно использовать
и другие, например Linux.
Первая операционная систмема, созданная корпорацией Microsoft для IBM-
совместимых компьютеров, появилась в начале 80-х годов и называлась MS-DOS
(Microsoft Disk Operating System). Она была командной операционной
системой. То есть для того, чтобы, например, скопировать файл с диска на
дискету, пользователю следовало набрать на клавиатуре команду типа сopy
c:\doc\pic.bmp a:\ Для упрощения работы вскоре были созданы специальные
программы-оболочки (например Norton Commander или Dos-Shell), которые
позволяли выполнять подобные операции уже с помощью клавиш на клавиатуре и
меню на экране.
В 1993 году на смену MS-DOS пришла операционная система Windows. Windows
- это графическая операционная система, включающая в себя, помимо
драйверов, системных программ и программ для управления файлами, еще и
различные прикладные программы - текстовые и графические редакторы, игры и
т.п. Операционную систему Windows характеризуют следующие свойства:
Прежде всего, система Windows является первой графической операционной
системой для IBM-совместимых машин (а операционная система MAC для
компьютеров Macintosh была графической изначально, еще с начала 80-х
годов). Для пользователя такой «графический» подход означает, что ему
(почти) можно забыть о структуре файлов и директорий, и не тратить больше
времени на поиск необходимого исполнимого файла, чтобы запустить программу.
В графической среде Windows программы изображаются в виде рисунков -
иконок, для запуска которых достаточно просто щелкнуть мышью на
соответствующем рисунке.
Кроме того, Windows, в отличии от MS-DOS, обладает свойством
многозадачности. Работая в среде MS-DOS вы никогда не сможете запустить
одновременно более одной программы. В Windows это возможно. Можно запустить
одновременно несколько программ и переходить из одной в другую простым
щелчком мыши. Данная возможность реализована за счет того, что каждая
программа запускается в своем собственном окне на экране (отсюда, кстати, и
название системы).
Наконец, все программы среды Windows - единообразны, что выражается, во-
первых - в стандартном интерфейсе программ, а во-вторых - в едином подходе
всех программ к документу. Документ (текст, рисунок, таблица - короче,
продукт вашей деятельности в прикладных программах) - воспринимается всеми
программами Windows как графический объект, а это, в свою очередь,
позволяет осуществлять обмен фрагментами между разными документами, в не
зависимости от того, в каких программах они были созданы. Обмен фрагментами
производится посредством буфера обмена, который является общим для всех
программ среды Windows.

16. Файловая структура данных

Данные на диске находятся в виде отдельных файлов. Файл - это
совокупность данных, находящихся на диске или дискете, и имеющая единое
имя. Файлы можно группировать по папкам (другие названия папки: директория,
каталог, folder). Такую структуру легко понять, если представить файл как
книгу, а папку как ящик для хранения книг и других ящиков. Внутри папки
может находится другая папка, подобно тому, как устроена русская матрешка.
Итак, папка может содержать: а) файлы; б) другие папки; в) файлы и папки;
г) быть пустой.
Поскольку имена папкам и файлам дает пользователь, то следует знать
правила составления этих имен.
Жесткий диск (винчестер) как правило имеет имя С: , второй жесткий диск
(если он имеется) - D: , следующий - Е: , и так далее. Дисковод для дискет
называется А: . Дисковод для дисков типа CD-ROM и DVD называется буквой,
следующей после обозначения всех жестких дисков (если на компьютере один
винчестер, то он называется C:, а дисковод CD-ROM называется D: ).
Название папки - произвольное слово. Название файла состоит из двух
частей - имени и расширения или типа (слово до 3, а в некоторых случаях до
4 символов включительно). Имя и расширение разделяются точкой. Расширение
говорит о том, какого рода данные содержатся в файле. По расширению
операционная система определяет, какую программу следует запустить для
редактирования данного файла при двойном щелчке мышью на этом файле. Вот
некоторые общепринятые расширения:
DOC и TXT - файлы с документами, созданными в текстовых редакторах;
BMP, JPG, GIF - файлы с рисунками, созданными в графических редакторах;
SYS - файлы с программами и данными Windows;
COM и EXE - файлы с программами на языке двоичных машинных кодов, то
есть уже готовые к выполнению. Чтобы выполнить такую программу, достаточно
дважды щелкнуть на этом файле мышью.
Необходимо помнить, что в именах файлов и директорий можно использовать
любые символы кроме:
/ \ : * ? " < > |
(В MS-DOS, кроме указанных символов, нельзя было использовать в имени
файла и папки русские буквы и пробел. А имя файла или папки не должно было
превышать 8 знаков.).
Полное имя файла включает в себя имя файла, имена директорий, в которых
этот файл находится, и имя диска; все эти части отделяют друг от друга
наклонной чертой "\", именуемой "обратный слэш".
Пусть, например, в верхний дисковод будет вставлена дискета следующего
содержания:

[pic]

Вот примеры полных имен некоторых файлов на этой дискете:
A:\DOCUM\letter.doc
A:\GAMES\cdman.exe
A:\writer.com

Полное имя папки отображается в верхней части окна, в котором мы
просматриваем содержимое папки.

17. Работа с программами и окнами

Система Windows автоматически запускается при включении компьютера. Для
завершения работы с Windows (и с компьютером) следует выполнить пункт меню
«Завершение работы», вызываемом нажатием на экранную кнопку «Пуск». Следует
всегда завершать работу только таким способом, так как при этом головки
винчестера отводятся от диска в безопасное место. Если просто отключить
питание, головки могут испортить дорожки диска. Поэтому после неправильного
выключения и повторного включения компьютера специальная программа ScanDisk
начнет проверять дорожки диска на целостность структуры данных.
После запуска Windows на экране появится «Рабочий стол», на котором
находятся небольшие рисунки-ярлыки (другие названия: иконка, пиктограмма,
shortcut). Эти ярлыки изображают программы, имеющиеся на компьютере. Чтобы
запустить любую программу, достаточно дважды щелкнуть мышью на
соответствующем ярлыке. Другая часть программ запускается через основное
меню Windows под названием «Программы», которое вызывается нажатием на
кнопку "Пуск", находящуюся в левом нижнем углу экрана.
Любая программа запускается и выполняется в собственном окне. Окно с
программой имеет в верхнем правом углу экранные кнопки, осуществляющие
следующие функции:
[pic]


Развернуть во весь экран Свернуть в окно Закрыть окно и выйти из
программы

Если окно занимает часть экрана, то его размеры можно легко изменить.
Для этого следует подвести мышиный курсор к границе окна или к одному из ее
углов, чтобы курсор превратился в стрелку, смотрящую в обе стороны, нажать
левую клавишу, передвинуть мышь, показав новые границы и отпустить левую
клавишу.
Чтобы предвинуть окно по экрану, следует подвести мышиный курсор к
заголовку окна, нажать левую клавишу, передвинуть окно на новое место и
отпустить левую клавишу.
Если содержимое окна не видно целиком, то справа и снизу появляются
"линейки прокрутки". Нажимая на кнопки перемещения на этих линейках, или
просто потянув мышью за бегунок, можно передвигать содержание окна
(перемещение по вертикали можно производить используя колесико мыши).
Если открыто много окон, то они могут целиком или частично перекрывать
друг друга. Чтобы "выложить" нужное окно на передний план, достаточно
щелкнуть мышью в любом (видимом) месте этого окна.
Для выхода из программы следует выполнить пункт меню "Файл - Выход" или
нажать экранную кнопку с изображённым на ней крестом.
Если требуется временно убрать окно с программой с экрана (не заканчивая
работу с программой), следует использовать кнопку:
[pic]
Она сворачивает окно программы в экранную кнопку и располагает её внизу
экрана на панели задач. Когда потребуется вернуться к работе с программой,
достаточно нажать эту кнопку и окно программы вновь раскроется (и не надо
пытаться для этой цели запускать программу второй раз!).
Итак, вы запустили несколько программ и желаете переключиться в одну из
них. Сложность заключается в том, что окна эти программы перекрывают друг
друга, и найти нужную среди них - нелегко. Как только вы запускаете какую
либо программу, внизу экрана на панели задач появляется кнопка,
соответствующая этой программе; если нажать на такую кнопку, то окно с этой
программой будет тут же выложено на экран поверх остальных.

18. Общие свойства работы с документами

В любой прикладной программе сохранение документа в файл производится по
команде "Файл - Сохранить как", после чего на экране появится диалоговое
окно. Порядок работы с этим окном следующий:
в поле "Папка" следует нажать кнопку со стрелкой вниз и выбрать требуемый
диск;
в цетральном поле двойным щелчком выбирают и открывают требуемую папку; для
выхода на один уровень вверх следует нажимать экранную кнопку «Переход на
один уровень вверх». Если имеется необходимость, можно создать и новую
папку. Для этого надо воспользоваться кнопкой "Создать папку". Новая папка
будет создана внутри открытой (текущей) папки.
в поле "Имя файла" вводят имя файла, в который будет сохранен документ. Имя
вводится без расширения. Расширение будет добавлено автоматически в
зависимости от типа программы. Так, документы, созданные в программе Word
имеют расширение .DOC, в программе Paint - .BMP, в программе Excel - .XLS.
При желании, расширение можно изменить, для чего надо воспользоваться полем
"Тип файла", но это следует делать лишь в особых случаях, речь о которых
пойдет ниже.
для завершения операции нажимают на экранную кнопку «Сохранить» или на
клавишу Enter.
Для сохранения новой (измененной) версии документа взамен старой,
следует воспользоваться командой "Файл - Сохранить".
Следует помнить, что при сохранении файла система Windows всегда
предлагает сохранить его в специальную папку «Мои документы». Это очень
удобно, чтобы впоследствии не пришлось искать файл по всему диску, забыв
куда вы его сохранили. Внутри папки «Мои документы» можно создать другие
папки, систематизируя таким образом ваши файлы с документами.
Загрузка ранее созданного документа (с целью доработки или печати)
производится командой "Файл - Открыть". В появившемся диалоговом окне
выбирают диск, папку, указывают, если нужно тип файла и в появившемся
списке файлов дважды щелкают на имени требуемого файла или нажимают кнопку
«Открыть».
Для создания нового документа в любой программе надо выполнить команду
меню "Файл - Создать". (Но после запуска программы можно сразу создавать
новый документ.)

19. Общие сведения о прикладном программном обеспечении

Прикладное программное обеспечение представляет собой совокупность
программ, предназначенных для выполнения различных пользовательских задач -
создание текстовых документов, чертежей или рисунков, проведение расчетов и
т.п. Различают следующие типы прикладных программ:
1. Текстовые редакторы - программы для создания, редактирования и
последующей печати текстовых документов. (Вообще, под термином "документ" в
информатике подразумевается любой результат нашей деятельности в прикладных
программах - и рисунок, и таблица, и текст...) К преимуществам текстовых
редакторов относится прежде всего простота редактирования текста (изменение
всевозможных параметров текста без ввода заново). Современные разработки,
такие, как например Microsoft Word, имеют встроенную систему проверки
орфографии, встроенный графический редактор и редактор для создания таблиц.
Кроме того, современные текстовые редакторы имеют в своем составе
специальные программы-мастера, которые автоматически создают необходимый
документ - пользователю необходимо лишь ответить на ряд вопросов. Подвидом
текстовых редакторов являются издательские системы. Они позволяют создавать
(верстать) газетные полосы, журнальные страницы, буклеты, книги и прочее. К
числу наиболее распространенных издательских систем относятся программы
Aldus PageMaker и Ventura Publisher. В состав СТАНДАРТНЫХ программ Windows
входит простой текстовый редактор WordPad.
2. Графические редакторы служат для создания различных графических
изображений. По своему назначению графические редакторы делятся на
редакторы для иллюстративной графики и редакторы для инженерной графики.
Первые используются для создания рисунков и иллюстраций (редакторы Paint,
CorelDraw), вторые - для архитектурных и технологических чертежей (редактор
AutoCAD). Иллюстративные редакторы имеют в своём составе набор графических
примитивов (круг, прямоугольник, линия), палитру (набор цветов) и различные
инструменты рисования (кисть, ластик). Инженерные редакторы, как правило,
имеют большую библиотеку (набор) графических образцов (условные изображения
часто используемых деталей, типы штриховок и т.п.), используя которые можно
быстро создать необходимый чертеж. Многие инженерные редакторы позволяют
создавать трехмерные (пространственные) чертежи.
Существуют специальные графические редакторы, предназначенные для
обработки сканированных фотографий (PhotoShop, CorelPhotoPaint,
PhotoSuite).
По способу работы графические редакторы делятся на растровые (Paint) и
векторные (CorelDraw, AutoCAD). При работе в растровом редакторе мы
попросту закрашиваем пикселы на экране, а в векторных редакторах мы строим
независимые друг от друга объекты (линия, круг, многоугольник), и меняем
при необходимости их свойства: размеры, цвет заливки, прозрачность. Следует
помнить, что при масштабировании (то есть при изменении размера рисунка), в
растровом редакторе всегда ухудшается его качество, а в векторном - нет.
При сохранении файла в растровом редакторе запоминается информация о КАЖДОМ
пикселе экрана и его цвете; а в файлах векторных редакторов содержится
информация об ОБЪЕКТАХ (круг, линия), их координатах и цвете; размер файла
в этом случае значительно меньше. В состав СТАНДАРТНЫХ программ Windows
входит растровый графический редактор Paint.
Подвидом графических редакторов являются мультипликаторы (аниматоры) -
программы для создания компьютерных мультфильмов. Такие редакторы позволяют
создавать лишь первую и последнюю фазу изображения, а весь переход одной
фазы в другую программа делает сама. К числу наиболее распространенных
мультипликаторов относятся 3Dstudio, MacromediaFlash.
3. Системы управления базами данных (СУБД) позволяют пользователю
хранить на компьютере различные типы справочных текстовых данных
(прообразом базы данных была картотека). Пользователь может создавать свою
собственную форму базы данных, указывая какие в ней должны быть разделы
(поля). Данные в базе можно сортировать по любому полю и выводить на экран
или на печать в форме удобных таблиц. Наиболее популярными являются системы
управления базами данных Access, dBASE.
4. Электронные таблицы позволяют создавать различные вычисляемые
таблицы. Вычисляемой называется такая таблица, ячейки которой расчитываются
по формулам в зависимости от других ячеек этой таблицы. Используя такие
таблицы не надо пересчитывать итоговые данные при изменении исходных данных
- пересчет будет производиться автоматически. Такие электронные таблицы,
как Excel, могут автоматически строить по данным таблиц различные
диаграммы. Кроме того, они, подобно базам данных, обладают возможностью
сортировать и выбирать определённые данные по условиям.
5. Существуют специальные программы, которые включают в себя
одновременно и текстовый редактор и систему управления базой данных и
электронную таблицу. К числу таких программ, называемых интегрированными
системами, относится, например, программа Works.

20. Правила работы с текстовым редактором WordPad

WordPad - это простой текстовый редактор, входящий в группу стандартных
программ Windows. Разберем правила работы в этой программе.
1. Ввод и редактирование текста
Способ переключения клавиатуры между русским и английским языком -
Ctrl(лев)+Shift(лев). Ввод символов верхнего регистра и заглавных (больших)
букв, производится совместно с клавишей Shift. Удаление символов,
находящихся слева от курсора производится клавишей BackSpace, а находящихся
справа от курсора - клавишей Delete. При вводе текста старайтесь не
допускать ошибку всех начинающих пользователей - нажимайте клавишу Enter
только для начала нового абзаца; помните, что перенос на новую строку
WordPad производит автоматически. Для создания отступа красной строки (в
начале каждого абзаца) обычно три - пять раз нажимают на клавишу «Пробел».
Для перемещения по тексту используются клавиши управления курсором, а
так же клавиши PgUp (на экран вверх), PgDn (на экран вниз), Home (в начало
строки), End (в конец строки). Перед тем, как использовать последние четыре
клавиши, следует удостовериться, что функциональная клавиша NumLock нажата,
то есть лампочка NumLock выключена. Кроме указанного способа в редакторе
WordPad реализован быстрый способ с помощью мыши - следуtт просто щелкнуть
левой клавишей в том месте, где должен появиться текстовый курсор
(текстовый курсор выглядит в виде мигающей вертикальной черты, а курсор
мыши - в виде стрелки или в виде буквы "I", если он находится в текстовом
поле). Чтобы переместиться в другую часть документа следует использовать
стандартные для всех программ Windows вертикальную и горизонтальную линейки
прокрутки, бегунок этих линеек или колесико мыши.
Новые абзацы и пустые строки создаются клавишей Enter. Нажатие на Enter
в тот момент, когда курсор находится внутри строки, разобьет эту строку на
две.
Удаляют пустую строку двумя способами:
курсор ставят в начало последующей (нижележащей) строки и нажимают клавишу
Backspace; или
курсор ставят в конец предыдущей (вышележащей) строки и нажимают клавишу
Delete.
2. Выделение фрагментов
Для выделения фрагментов текста (с целью их последующей обработки)
следует использовать один из двух способов:
. С помощью клавиш управления курсором: поставьте курсор в начало
выделяемого фрагмента, нажмите и не отпускайте клавишу Shift,
стрелками выделите фрагмент, отпустите Shift.
. С помощью мыши: подведите мышиный курсор к началу фрагмента, нажмите
левую клавишу мыши, не отпуская ее переместите курсор к концу
фрагмента и отпустить клавишу мыши.
Если необходимо выделить весь текст целиком, необходимо щелкнуть мышью
слева от текста при нажатой клавише Ctrl или выполнить команду «Правка -
Выделить все».
Для снятия выделения достаточно щелкнуть мышью в любом месте текста.
Клавиша Delete УДАЛЯЕТ выделенный фрагмент. Запомните, что если вы
выделили фрагмент, а затем нажали клавишу с любым знаком или клавишу Enter,
то выделенный фрагмент УДАЛЯЕТСЯ из текста, а вместо него вставляется тот
знак, клавиша с которым была нажата (если Enter, то создается новая
строка).
21. Выравнивание фрагментов

Обычно все абзацы выравниваются по левой границе автоматически. Но
иногда бывает необходимо строки какого-либо абзаца выровнять по правой
границам, по центру и по обеим границам:


Директору
школы N 1246
Восточного округа
г.Москвы


Заявление

Прошу зачислить меня в 10 класс нашей школы. Обязуюсь
учиться только на "4" и "5".





В приведённом документе первый абзац (адресат) выравнивается по правой
границе, второй абзац (название документа) - по центру, текст документа -
по левой и правой границам.
Конечно, можно "отодвинуть" текст в нужное место поставив курсор в его
начало и нажимая затем клавишу «Пробел». Но этот метод обычно не
используют. Гораздо проще выделить фрагмент и нажать соответствующую
экранную кнопку («По левому краю», «По центру» или «По правому краю»).

22. Внедрение и связывание объектов

Технология, получившая название OLE (Object Linking & Embedding -
"Внедрение и связывание объектов") позволяет соединять фрагменты различных
документов, не зависимо от того, в какой программе те были созданы. Обмен
фрагментами производится через буфер обмена, который является общим для
всех программ среды Windows.
Необходимо помнить свойства буфера - неограниченность размера;
возможность хранения в буфере только одного фрагмента в данный момент
времени (начиная с версии Windows 2000 в буфере может находиться несколько
фрагментов); фрагмент храниться в буфере либо до окончания сеанса работы со
средой Windows, либо до тех пор, пока в буфер не будет записан другой
фрагмент. Прежде чем переносить фрагмент в буфер, его необходимо выделить.
Для проведения операции переноса или копирования фрагмента из одного
документа в другой, в любой программе Windows существуют команды
"Вырезать", "Копировать" и "Вставить", находящиеся в меню
"Редактирование"(или "Правка").

ВЫРЕЗАТЬ КОПИРОВАТЬ
ВСТАВИТЬ




вырезать фрагмент из документа в буфер скопировать
фрагмент из буфера в документ

скопировать фрагмент из
документа в буфер


Методика переноса фрагмента из одного документа в другой:
|Что делаем |Как делаем |
|Выделить фрагмент |Мышь или клавиатура |
|Скопировать фрагмент в буфер |"Редактирование - Копировать" |
|или перенести фрагмент в буфер |или "Редактирование - Вырезать" |
|Переключиться в другую программу, |кнопка программы на панели задач, |
|установить курсор в место вставки |затем щелкаем мышью в требуемом |
|фрагмента |месте вставки фрагмента |
|Вставить фрагмент из буфера |"Редактирование - Вставить" |

Пример переноса рисунка, созданного в программе Paint, в текст,
созданный в программе WordPad:
1. Запустить программу WordPad.
2. Создать текст.
3. Временно свернуть программу WordPad
4. Запустить программу Paint.
5. Создать рисунок.
6. Выделить рисунок.
7. Скопировать рисунок в буфер обмена (команда "Редактирование -
Копировать").
8. Переключиться в текстовый документ программы WordPad.
9. Установить курсор в место вставки рисунка.
10. Скопировать рисунок из буфера (команда "Редактирование -
Вставить").
Помните, что после выполнения операции фрагмент все еще находится в
буфере; его можно вставить в документ неограниченное число раз.
Среда Windows умеет распознавать в какой программе был создан
конкретный фрагмент документа. Это значит, что для внесения изменений
достаточно дважды щелкнуть на фрагменте - если это рисунок, то запуститься
программа Paint, если это - электронная таблица - то Excel, то есть та
программа, в которой и был создан этот фрагмент. После внесения изменений в
редактируемый фрагмент следует щёлкнуть мышью вне рисунка, после чего вы
вернётесь в редактируемый документ.
Разумеется, буфер обмена можно использовать и для переноса/копирования
фрагмента внутри одного документа, то есть из одной его части - в другую.

23. Операции с файлами в программе «Мой компьютер»

Программа «Мой компьютер» предназначена для выполнения операций над
файлами: удаления, копирования, переноса, и т.п. Программа запускается
через соответствующую иконку.
И диски компьютера, и папки, и файлы показаны соответствующими значками.
Для входа на нужный диск или в папку следует дважды щёлкнуть на
соответствующем значке. Для выхода на один уровень вверх нужно нажать
экранную кнопку «Вверх».
Если дважды щёлкнуть на значке какого-либо файла, то результат будет
зависеть от того, что находится в данном файле (то есть - от его
расширения): если файл содержит текст или рисунок, то запускается текстовый
или графический редактор для редактирования данного файла; если же в файле
находится программа, то она запускается на выполнение.
Для создание новой папки внутри текущей следует:
. Выполнить команду «Файл - Создать - Папка», затем в появившемся
значке новой папки следует ввести её имя. Или
. Щелкнуть в свободном месте ПРАВОЙ кнопкой мыши, выполнить команду
«Файл - Создать - Папка», затем в появившемся значке новой папки
следует ввести её имя.
Копирование и перенос файлов и папок производится через буфер обмена с
помощью экранных кнопок:
[pic]

вырезать в буфер
скопировать из буфера

скопировать в буфер

Чтобы, например, скопировать файл с винчестера на дискету, следует
выделить его однократным щелчком мыши, нажать на кнопку «Копировать», с
помощью кнопки «Вверх» переместиться на диск А:, открыть его двойным
щелчком, нажать на кнопку «Вставить».
Для переноса файлов и папок вместо команды «Копировать» следует
использовать команду «Вырезать».
Фалы можно переносить путем перетаскивания из окна в окно. Для этого
надо открыть окно с папкой, куда надо переместить файл или папку, затем
открыть второе окно, выделить требуемый файл или папку, нажать левую кнопку
мыши на выделенном объекте и, не отпуская ее, перетащить объект в первое
окно. Если перед проведением перетаскивания нажать и не отпускать клавишу
Ctrl, то будет произведено КОПИРОВАНИЕ, а не перенос.
Чтобы скопировать или перенести несколько файлов одновременно, их
следует предварительно выделить. Выделение нескольких файлов производится
следующими способами:
Чтобы выделить группу файлов, идущих в списке подряд, надо щелкнуть на
имени первого требуемого файла, нажать клавишу Shift, щелкнуть на имени
последнего требуемого файла и отпустить клавишу Shift.
Чтобы выделить группу файлов, идущих вразбивку, следует щелкнуть мышью на
имени первого, нажать клавишу Ctrl и не отпуская ее щелкать мышью на
остальных файлах.
Чтобы выделить все файлы внутри данной папки, следует воспользоваться
командой «Правка - Выделить все».
Суммарный размер группы выделенных файлов указан слева и внизу окна. По
нему всегда можно определить, уместятся ли эти файлы, если их скопировать,
на дискету.
Для отмены выделения достаточно щелкнуть мышью в любом свободном месте.
Для удаления файла или папки следует выделить их и нажать клавишу
Delete. При этом они перемещаются в «Корзину». Удаляемые через программу
«Мой компьютер» файлы и директории на самом деле не удаляются, а помечаются
специальной меткой. Значки всех удалённых файлов помещаются в «Корзину».
Если какие-либо файлы или директории были удалены случайно, следует открыть
«Корзину», найти в списке нужный файл или директорию, выделить их и
выполнить команду «Файл - Восстановить». Удалённые файлы будут храниться в
«Корзине» до тех пор, пока на жестком диске не останется свободного места.
Тогда система выведет сообщение о том, что следует очистить всю «Корзину»
целиком, то есть окончательно удалить файлы с диска. Очистка корзины
производится командой «Файл - Очистить корзину».
"Мой компьютер" позволяет форматировать дискеты, для чего следует
вставить дискету в дисковод, однократно щёлкнуть на значке диcковода и
выполнить пункт меню "Файл - Форматировать". Форматирование может
производиться как «быстрое», то есть с дискеты просто удаляются все файлы,
так и «полное», когда на дискету заново наносятся дорожки.

24. Программы-утилиты (сервисные программы). Вирусы и антивирусные
программы

В состав операционной системы Windows входят так называемые программы-
утилиты, выполняющие различные действия по обслуживанию дисков и данных,
находящихся на них. Вот некоторые из них:
Программа для дефрагментации диска. Любые данные, записанные на диск,
располагаются там непоследовательно: при записи файл разбивается на
отдельные куски, которые записываются в свободные места. На диске всегда
содержится специальный раздел с таблицей, называемой File Allocation Table
(FAT) - "Таблица размещения файлов". В этой таблице - информация об имени
файлов и о местонахождении (номер дорожки и сектора) первого куска файла. В
каждом куске - информация о местонахождении следующего куска и т.д. При
чтении "разрезанного" файла с диска затрачивается гораздо больше времени по
сравнению с чтением файла, данные которого записаны последовательно одним
фрагментом. Программа дефрагментации устраняет фрагментацию в данных на
дисках, переписывая куски одного файла последовательно друг за другом. Эту
операцию следует производить в среднем один раз в 2 года. Она занимает
довольно продолжительное время.
Программа для архивации файлов. Программы-архиваторы сжимают (пакуют)
данные на диске, "укладывая" несколько файлов в один единственный архивный
файл. Хранить информацию в таком виде очень удобно, поскольку она занимает
значительно меньше места на диске. Принцип архивации заключается в
нахождении внутри файла повторяющихся последовательностей данных и замене
их на одно данное и число его повторений. Наиболее популярными являются
программы WinZip и WInRar, они могут распаковывать архивы, созданные и в
других программах-архиваторах. Например, чтобы сложить файлы в архив с
помощью программы WinRar, следует запустить ее, выделить файлы, нажать
экранную кнопку «Добавить», ввести имя будущего архивного файла (его
расширение будет .rar) и нажать кнопку Ok. Для распаковки следует выделить
архивный файл, нажать кнопку «Извлечь в.», открыть папку, куда должны быть
помещены распакованные файлы из архива и нажать кнопку Ok.
К числу программ-утилитов относятся и антивирусные программы.
Компьютерный вирус - это небольшая, специально написанная (часто - на языке
"Ассемблер") программа, которая может сама себя дописывать к другим
программам (заражать их). При запуске зараженной программы вирус начинает
действовать. Есть вирусы, которые портят программы на диске, меняя их куски
между собой (путем наведения хаоса в таблице FAT). Другие вирусы портят
файлы операционной системы, после чего операционная система престает
загружаться. Ранние вирусы могли приписываться только к исполнимым файлам
(COM, EXE) но современные вирусы, переносятся даже DOC-файлами. Большинство
вирусов поступает на компьютер пользователя из Интернета. В основном это
вирусы-трояны (или «черви», как их иногда называют). Они узнают ваш пароль
и логин для подключения к Интернету, а затем передают его своему автору.
Таким образом, воруется ваше время работы в Интернете и, соответственно,
ваши деньги.
Для профилактики и борьбы с вирусами следует использовать антивирусные
программы. Антивирусные программы делятся на ревизоры и полифаги (есть и
такие, которые объединяют в себе свойства обоих видов). Первые (например
Adinf) следует запускать при каждом включении компьютера. Они анализируют
все изменения, которые произошли в файловой системе за время с предыдущего
включения и если изменились исполнимые файлы (в первую очередь их размер),
то программа выдает сообщение об этом. Антивирусные полифаги (Aidstest,
Web, антивирусы Касперского, Лозинского) проверяют данные диска, отыскивают
в них вирус (если, конечно, он ей известен), уничтожают его, приводят в
порядок испорченные файлы; если исправить испорченный файл не удаётся, он
удаляется. Поскольку новые вирусы появляются регулярно, следует как можно
чаще приобретать и запускать у себя на компьютере новые версии антивирусных
программ на предмет проверки наличия вируса.

25. Инсталляция (установка) новых программ

Раньше, когда компьютеры работали под управлением MS-DOS, и когда
программы состояли всего из нескольких файлов, эти программы можно было
просто переписывать с одного компьютера на другой путем копирования с
помощью дискет. Современные программы требуется устанавливать специальным
образом. Обычно это происходит так. В дисковод вставляют диск с
устанавливаемой программой, автоматически запускается программа установки,
вы указываете в какую папку разместить программу. После этого программа
автоматически распаковывается (на диске файлы находятся как правило в в
виде архива), файлы устанавливается в указанную папку, на рабочем столе и в
меню «Пуск» появляются соответствующие ярлыки и пункты меню. Если же
программу вы скачиваете из Интернета, то она поступает на ваш компьютер в
виде выполнимого EXE-файла. Его следует сохранить, а затем запустить,
дважды щелкнув на нем. После этого файл начинает самораспоковываться.
Программы, установленные с дисков нельзя просто скопировать с одного
компьютера на другой, они просто не будут выполняться на новом компьютере.
Устанавливаемые с дисков программы обычно (кроме свободно распространяемых)
защищены специальным кодом-ключом. Не зная этот ключ программу установить
нельзя, поскольку при установке программа его запрашивает. Современные
программы, входящие в состав Microsoft Office (Word, Excel, Access)
дополнительно защищены ключом активации. Для его получения надо после
установки программы связаться по телефону или через Интернет с
представительством фирмы Microsoft в России, прочитать им серийный номер
программы и они в ответ предоставят ключ для активации. Если такой ключ не
ввести, то использовать программы можно будет не более 50 раз, после чего
они заблокируются.
Для удаления программ с компьютера следует использовать программу
«Установка и удаление программ», запускаемую через меню «Пуск - Настройка -
Панель управления». Следует выделить нужную программу и нажать кнопку
«Заменить/Удалить».

Last UpDate 2007