|
-
|
':Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требования времени. Новый человек может быть воспитан только новым человеком:' Ш.А.Амонашвили |
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. С сентября 2004 года работаю по Программе института новых образовательных систем (ИНОС), в которой воплощены идеи модернизации российского образования. Разработанный учебно-методический комплект 'Планета знаний' соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования. Структура организации учебного материала и накопленный педагогический опыт дают возможность применять классические методы обучения в сочетании с различными инновационными технологиями, которые направлены на формирование у обучающихся необходимых компетенций.
Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика. Образовательные компетенции являются системными характеристиками личностно-ориентированного подхода к образованию, поскольку относятся к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. |
|
Каждый ученик - индивидуальность. У всех детей разные способности, интересы, возможности. И в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т.е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развить личностные смыслы обучения. Личный результат каждого - самое важное в его образовании. Этот результат не приходит к нему снаружи, а произрастает изнутри. Но личный рост нужно организовать. Индивидуальные задания для ребенка должны быть направлены в зону его ближайшего развития. А при решении общих задач каждый предлагает свой способ решения.
Личностно-ориентированное обучение предполагает развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути преодоления насущных проблем. Эффективным способом такого развития является разработка и осуществление того или иного учебного проекта. |
|
Проектная деятельность - одна из форм организации урочной и внеурочной деятельности школьников. Под словом 'проект' понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими работами могут быть, например: поделка, рисунок, рассказ, викторина, фотоальбом, газета, модель, концерт, спектакль и т.д.
Участвуя в проектной деятельности дети учатся :
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать свою работу;
- сотрудничать друг с другом;
- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
- доводить начатое дело до конца. |
Проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы предоставляю возможность каждому рассказать о своей работе, показать то, что получилось. С наиболее значительными проектами выступаем на школьных научно-практических конференциях. В мае 2011 года приняли участие в областной экологической конференции 'Природа встречает друзей', где получили диплом за лучшую работу в номинации 'Лесные истории'.
Развивающий - это урок, вызывающий изменения в структуре личности, способствующий ее духовному, психическому, физиологическому росту и развитию, обеспечивающий социальное становление через нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое воспитание. Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения и др., которые направлены на развитие творческого воображения, мышления, внимания, памяти, речи. И это развитие не менее важно, чем формирование прочных знаний по предметам.
Виды развивающих заданий:
- поиск закономерностей ('продолжите ряд чисел :');
- обоснование ('обоснуйте утверждение: числа :
являются четными');
- классификация ('запишите слова в три столбика :');
- соответствие ('соедините слова парами :');
- сравнение ('что общего, чем отличаются :');
- доказательство ('докажи, что в данных словах есть проверяемые безударные гласные :');
- составление алгоритма ('составьте план ваших действий при выполнении данного задания :');
- логические задачи и др.
В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. |
Данный вид обучения:
- направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и
способов действий ;
- предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых ( под руководством учителя) приводит к активному усвоению новых знаний;
- обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и
творческое их применение в практической деятельности.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.
|
|
|
При этом радикально изменяется роль учителя. Из наставника он превращается в компетентного коллегу.
С каждым годом расширяются возможности учителей в использовании информационных технологий в обучении. Появляются новые программы, усовершенствуются уже существующие, выпускается большое количество различных электронных пособий, постоянно пополняется информацией Интернет.
Главное, нужно научиться умело использовать все эти возможности.
Наглядность - один из важнейших методов обучения.
|
Яркая картинка вызывает интерес и запоминается надолго. А если эта картинка не на доске или в
учебнике , а на экране компьютера, интерес вызывает вдвойне, так как для большинства современных детей компьютер - любимая игрушка. Наша задача показать детям, что он может быть еще и хорошим помощником в учебе.
Но не всегда готовые электронные пособия соответствуют задуманному сценарию урока или внеклассного мероприятия. В этом случае создаю в MicrosoftPowerPoint собственные пособия. Создание презентации - творческий процесс, который часто занимает достаточно много времени. Но это того стоит! Ведь нетрадиционная подача учебного материала оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, позволяет им активнее работать на уроке и повышает их мотивацию. А разве не ради этого мы отдаем свои силы, свое время, свою энергию?!
Новые требования, предъявляемые ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) второго поколения, предполагают овладение обучающимися рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает необходимость использования соответствующих видов деятельности на уроках и во внеурочное время.
На протяжении уже нескольких лет я изучаю и внедряю в процесс обучения выше описанные современные образовательные технологии. Совершенствуя их, совершенствуюсь сама, стараюсь добиться максимального эффекта от их использования. Положительные результаты проделанной работы показывают обоснованность и уместность их применения. Использование современных образовательных технологий способствует позитивной динамике учебных достижений обучающихся, повышению мотивации к обучению и познанию, развитию любознательности, умению ориентироваться в различных информационных источниках.
В процессе совместной деятельности дети познают азы толерантности, коммуникативных навыков, взаимопонимания и сотрудничества. |
|
|