Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch11-2/DOCS/CKPR-2010.doc
Дата изменения: Fri Feb 10 18:19:27 2012
Дата индексирования: Tue Oct 2 18:48:47 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п




|«Утверждаю» | |«Согласовано» |
|Директор МОУ средней | |Ректор Института современных |
|Общеобразовательной школы ?11 | |образовательных программ |
|г. Жуковского Московской области | | |
|________________ Е.Г. Голованова | |_____________ К.А. Кирсанов. |
|«30» августа 2010 г. | |«___»_____________2010 г. |




ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ?11.
Городского округа Жуковский Московской Области























Программа развития




Тема: «Создание эффективной модели информационного пространства школы как
средство повышения познавательной мотивации обучающихся».







Принята
на педагогическом
совете школы
" 30 " августа 2010 г.
протокол ? 1.



















П А С П О Р Т программы развития МОУ СОШ ? 11
на 2010 -2015 годы
|Наименование |Программа развития МОУ СОШ ? 11 на 2010-2015 годы. |
|Программы | |
|Заказчик Программы |Управление образования г.о.Жуковский |
| | |
|Основные |Административный совет МОУ СОШ ? 11: |
|разработчики: |Голованова Е.Г., директор школы |
| |Маркина Т.Е., заместитель директора по УВР |
| |Гусейнова С.А., заместитель директора по |
| |воспитательной работе |
|Консультанты: |Ректор АНО «Институт современных образовательных |
| |программ», доктор экономических наук , профессор К.А. |
| |Кирсанов. |
| |Стратегические цели: |
| |Ориентация образовательного процесса на личность |
| |обучающегося, на максимально возможное развитие его |
|Цели и задачи |уникальных способностей, на приоритет человеческого и |
|Программы |личностного над любыми другими сферами деятельности и |
| |социальными ценностями. |
| |Формирование информационного пространства школы, |
| |обеспечивающего оптимальные условия для развития |
| |когнитивной и креативной сфер личности обучающегося. |
| |Формирование образовательного пространства школы, |
| |обеспечивающего оптимальные условия для развития |
| |мотивационно-нравственной сферы личности. |
| |Стратегическими задачами Программы являются: |
| |развитие системы обеспечения качества образовательных |
| |услуг на основе реализации компетентностного подхода и |
| |внедрения новых информационных технологий; |
| |совершенствование содержания и технологий образования; |
| |создание единого школьного информационного пространства|
| |с целью повышения эффективности управления |
| |образовательным учреждением; |
| |повышение профессионального уровня учителей через |
| |включение в научно-методическую, исследовательскую, |
| |экспертную деятельности. |
|Важнейшие целевые |1. Формирование Программы развития школы в целом. |
|индикаторы и |2. Увеличение численности обучающихся, получивших |
|показатели |призовые места на различных городских, областных |
|Программы |конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах. |
| |3. Увеличение численности учащихся старших классов, |
| |обучающихся по программам предпрофильной и профильной |
| |подготовки, по индивидуальным учебным планам. |
| |4. Повышение качества знаний за счет развития |
| |познавательной самостоятельности обучающихся. |
| |5. Увеличение количества педагогов, владеющих |
| |современными информационными технологиями, способных к |
| |повышению педагогического мастерства с использованием |
| |проектно-исследовательских методик в образовательном |
| |процессе. |
| |7. Рост общего объема опытно-экспериментальных и |
| |исследовательских работ, выполненных учителями и |
| |учащимися школы. |
| |8. Увеличение научно-методических работ учителей, |
| |публикаций, участия в различных научно-методических |
| |конференциях, конкурсах. |
| |9. Изменение структуры урока за счет внедрения новых |
| |информационных технологий и активных форм организации |
| |познавательной деятельности обучающихся. |
| |10. Создание базы данных по психолого-педагогическому |
| |сопровождению образовательного процесса. |
|Сроки и этапы |Программа осуществляется с 2010 по 2015 г.г.: |
|реализации |1 этап (2010-2011 учебный год). Изучение инновационных |
|Программы |педагогических технологий; разработка и апробация |
| |нормативно-правовых документов, регламентирующих |
| |деятельность школы как инновационного образовательного |
| |учреждения. |
| |2 этап (2011-2013 учебный год). Апробация |
| |функционирования общеобразовательного учреждения МОУ |
| |СОШ ?11 в условиях оснащенности современным |
| |оборудованием, улучшения материально-технической и |
| |компьютерной базы; укрепление учебной, |
| |научно-методической базы; освоение и внедрение |
| |инновационных педагогических технологий в |
| |образовательную практику. |
| |Создание условий для дифференциации содержания обучения|
| |старшеклассников с широкими возможностями построения |
| |школьниками индивидуальных образовательных траекторий |
| |при использовании новых информационных технологий. |
| |Применение системного подхода в использовании новых |
| |информационных технологий, изучение проблем |
| |эффективности применения новых информационных |
| |технологий. Рассмотрение отдельных путей повышения |
| |эффективности уроков, внеклассных мероприятий, занятий |
| |дополнительного образования, в дальнейшем - |
| |качественные изменения структуры и содержания занятия |
| |как целостной системы. |
| |Разработка методики применения новых информационных |
| |технологий на конкретных занятиях с постановкой задач |
| |интеллектуального развития учащихся, при этом |
| |дидактическое содержание занятий используется как |
| |средство умственного, личностного и иного |
| |разностороннего развития ребенка. |
| |Разработка алгоритмов педагогического проектирования |
| |образовательной среды с использованием новых |
| |информационных технологий. |
| |3 этап (2013-2014 учебный год). Реализация мероприятий,|
| |направленных в основном на внедрение и распространение |
| |результатов, полученных на предыдущих этапах. |
| |Передача разработанного комплекса методических |
| |материалов, методических рекомендаций для |
| |использования в педагогической практике других учебных |
| |заведений. |
| |4 этап (2014-2015 учебный год). Подведение итогов |
| |работы. Обобщение и оформление результатов развития. |
| |Планирование дальнейшей деятельности с учетом |
| |полученных результатов. |
|Источники |Финансирование Программы осуществляется за счет средств|
|финансирования |федерального, городского бюджетов, спонсорской помощи. |
|Программы | |
|Ожидаемые конечные |Создание пакета научно-методических документов до конца|
| |2012 года, новых моделей уроков. |
|результаты |Отработка модели раннего внедрения |
|реализации |информационно-коммуникативных технологий в начальной |
|Программы и |школе в условиях школьного информационного |
|показатели |пространства. |
|социально-экономиче|Увеличение количества педагогов, использующих в |
|ской эффективности |преподавании новые информационные технологии. |
| | Повышение количества обучающихся на "4" и "5". |
| |Повышение количества обучающихся, занимающихся |
| |научно-исследовательской работой. |
| |Снижение сезонной заболеваемости обучающихся и |
| |учителей, недопущения перегрузок обучающихся и |
| |педагогов за счет внедрения здоровьесберегающих |
| |технологий. |
| |Создание системы мониторинга качества образования и |
| |воспитания. |
| | |
| |Завершение монтажа школьной локальной сети и |
| |подключение к сети Internet. |
| |Создание системы мониторинга качества образовательного |
| |процесса на основе критериев оценки результатов |
| |образования при компетентностном подходе. |
| |Организация психолого-педагогического сопровождения |
| |образовательного процесса с использованием новых |
| |информационных технологий. |
| |Создание баз данных по административному, |
| |учебно-методическому, воспитательному и |
| |психолого-педагогическому направлениям. |
| | |












Концептуальные ориентиры программы развития:
цели, задачи, направления

«Концепция модернизации российского образования на период до 2015
года» предусматривает внедрение моделей применения информационных
технологий в различных школьных дисциплинах, формирование информационного
образовательного пространства.
За счет дифференциации содержания обучения и возможностей
углубленного изучения отдельных предметов, школа должна разрешить
противоречие между большим объемом содержания образования, что приводит к
перегрузке учеников, и требованиями современного рынка труда, которому
требуются знающие, квалифицированные и мобильные работники, способные
самостоятельно мыслить, добывать и анализировать информацию, проявлять
активность и деловую инициативу, пользоваться современными информационными
и производственными технологиями.
Альтернативой традиционной школе становятся образовательные
учреждения нового типа - вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость»
образования и в то же время обеспечивающие освоение воспитанниками
общекультурного образовательного ядра, организующие обучение с учетом
задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими
уровня развития и обученности. Они ориентируются, с одной стороны, на
учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские
ожидания, а с другой, - на требования федеральных образовательных
стандартов.
Сегодня существует острая потребность в таких образовательных
учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности,
взращивать в своих воспитанниках высокие духовные потребности. Вместе с
тем, общество нуждается в школе, которая может подготовить российского
делового человека - умельца, отличающегося творчеством и предприимчивостью,
который обладает крепкой духовной силой, ответственностью.
В современных условиях, характеризуемых наличием проблем во всех
потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в освоении
быстро меняющихся знаний, образование призвано обеспечить мобильность
выпускника школы, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений,
овладение поисковым, продуктивным типом деятельности.
В образовании требуется осуществить переход от «человека

знающего к человеку умеющему». Это приводит к необходимости смены
образовательной парадигмы. Сегодняшняя социальная ситуация диктует
потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и
средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества
и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий
во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в

виду потребность в творческой саморазвивающейся личности,

способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы,

решать проблемы общества.
Цель программы развития - внедрение в образовательный процесс новых
информационных технологий, обеспечивающих качественную общеобразовательную
подготовку, ориентированную на индивидуализацию и социализацию обучающихся
с учетом реальных потребностей рынка труда.
Основными направлениями программы являются:
. развитие познавательной самостоятельности обучающихся при
использовании новых современных информационных технологий в
образовании;
. разработка конкретных методик преподавания с использованием
компьютерной поддержки;
. выявление психолого-педагогических условий для достижения новых
результатов образования;
. интеграция допрофессиональной подготовки в образовательный процесс;
. построение новой модели образовательного учреждения для успешного
функционирования учебного заведения в режиме развития при
использовании новых информационных технологий.
Существенными характеристиками указанного педагогического пространства
являются наличие психологического комфорта для каждого ученика,
формирование мотивов к учебной деятельности, к постоянному наращиванию
творческого потенциала личности, к овладению навыками самостоятельной
деятельности, развитие познавательных интересов учащихся с разными
психолого-физиологическими данными, исходным уровнем обученности и другими
особенностями.

Задачи программы:
0. обеспечить потребность обучающихся в обучении на повышенном

уровне сложности за счет внедрения информационных технологий в
образовательный процесс;
1. формировать у обучающихся культуру жизненного самоопределения, умений
трудиться, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать свою
деятельность, добиваться высокого качества труда;
2. создавать условия для дифференциации содержания обучения
старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками
индивидуальных образовательных траекторий при использовании новых
информационных технологий;
3. организовать системный подход в использовании новых информационных
технологий, изучение проблем эффективности их применения;
4. наметить пути повышения эффективности уроков, внеклассных мероприятий,
занятий дополнительного образования с целью качественного изменения
занятия как целостной системы при использовании новых информационных
технологий;
5. разработать методики применения новых информационных технологий на
конкретных занятиях с постановкой задач интеллектуального развития
обучающихся, при этом дидактическое содержание занятий используется как
средство умственного, личностного и иного разностороннего развития
ребенка;
6. разработать алгоритм педагогического проектирования образовательной
среды с использованием новых информационных технологий.

Наличие условий для реализации программы
МОУ СОШ ?11 г.о.Жуковский, Московской области является средним
общеобразовательным учебным заведением, ориентированным на обучение,
воспитание и развитие всех и каждого обучающегося с учетом их
индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психологических,
интеллектуальных и др.) образовательных потребностей и возможностей,
личностных качеств путем создания максимально благоприятных условий для
умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого
ребенка.
В школе обучается 371 обучающийся. Из них довольно много детей имеют
задатки и склонности к творческой и исследовательской деятельности.
Значительное число обучающихся стремится получить повышенную подготовку по
различным дисциплинам.
Вот уже в течение нескольких лет школа успешно решает следующие
задачи:
0. обеспечение обязательных стандартов образования;
1. удовлетворение запросов и потребностей учащихся на

образовательные услуги (раннее изучение информатики и иностранных
языков, проектная деятельность, предпрофильная и профильная
подготовка);
2. создание психологически комфортной образовательной среды

для общего интеллектуального и нравственного развития

личности.
Это подтверждается традиционными формами аттестации: экзаменами,
письменными годовыми и промежуточными контрольными работами, тестированием
обучающихся, результатами аттестации школы.
Занятия в МОУ СОШ ?11 проводятся в одну смену. Режим работы
школы - пятидневка .Режим работы школы обеспечивает занятость обучающихся
по интересам во второй половине дня. Работают кружки: художественного
слова, экологический, хоровой, бисероплетения, вязания, художественной
лепки, рисования. Организованы спортивные секции по волейболу, пионерболу,
баскетболу, футболу, мини футболу, общей физической подготовке.
С 2004 года школа сотрудничает с Институтом новых образовательных
систем, осуществляющего подготовку учителей для работы с федеральным
учебно- методичеким комплектом для начальной школы «Планета Знаний»
использующий развивающие методики обучения детей.
Учителями начальных классов проводятся интегрированные уроки
информатики и математики, информатики и окружающего мира, информатики и
технологии, информатики и русского языка.
Со 2-го класса учащиеся изучают английский язык.
В 8-11 классах материальные технологии заменены информационными.
Школа имеет выход в Интернет. В школе имеется 31 компьютер, АРМы учителя
биологии , географии, начальных классов, физики, русского языка и
литературы, математики, английского языка, ОБЖ, администрации,
библиотекаря, 5 мультимедийных проектора, 7 принтеров, 3 сканера,
лицензионное программное обеспечение. На педагогических советах, совещаниях
разных уровней, смотрах, конкурсах, семинарах, «круглых столах»
используется мобильное рабочее место учителя.
С 2001 учебного года учителями-предметниками успешно проводятся
интегрированные уроки с применением новых информационных технологий. С
2004 года школа регулярно проводит окружные семинары для учителей-
предметников, председателей методических объединений, заместителей
директора по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов по
использованию новых информационных технологий в образовательном процессе.
С 2007-2008 учебного года педагогический опыт учителей школы представлен
на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». В
результате - учителя школы имеют Дипломы Издательского дома «Первое
сентября», подписанные председателем оргкомитета Фестиваля педагогических
идей А.С.Соловейчиком. Педагоги школы принимали участие в работе
международных конференций «Информационные технологии в образовании ИТО-
2004, ИТО -2005, ИТО-2006, ИТО -2007, ИТО - 2008, ИТО -2009,ИТО - 2010»,
«Информационные технологии в образовании ИТО-2006 », «Применение новых
технологий в образовании Байтик-2007 », «Применение новых технологий в
образовании Байтик-2008», «Применение новых технологий в образовании Байтик-
2009», «Применение новых технологий в образовании Байтик-2010».
Учащиеся 7 классов с 2007 года участвуют в экологических проектах.
Стали призерами и победителями областной конференции научно-
исследовательской и проектной деятельности школьников «Юный исследователь»,
областной экологической конференции «Основные черты природной среды города
Жуковского», областного экологического форума «Экология и мы».
С 2005 года школа сотрудничает с Московской школой - интернатом
«Интеллектуал» и принимает активное участие в открытых гуманитарных
конференциях «Вышгород».
В 10-11 классах функционируют элективные курсы с применением новых
информационных технологий:
. проектная деятельность;
. допрофессиональная подготовка;
. новые информационные технологии в начальной школе.
. развивающая среда начальной школы. Конструирование и развитие речи
(конструктор Лего). Дидактические материалы Спектра.
. «Живая геометрия», «Живая физика», «Живая география», «Живая химия».
96% педагогов прошли обучение по новым информационным технологиям
в Федерации «Интернет-образование».
Школьная библиотека обладает значительным книжным фондом, имеет
АРМ библиотекаря, медиатеку, насчитывающую более 60 дисков по различным
предметам, полностью удовлетворяющими потребности школы. Компьютер
библиотекаря используется для систематизации библиотечной документации,
подбора рабочего материала. Компьютер ученика - для работы учащихся с
медиатекой по различным предметам, подготовки докладов, презентаций.
Педагоги используют компьютер для подготовки к урокам (подбор учебного
материала, иллюстраций и т.д.).



Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Современный этап развития образования ориентируется на создание
необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого
ребенка и его самореализацию в жизни.
Вместе с тем, экологические, экономические, демографические и иные
негативные социальные факторы последних лет привели к значительным
изменениям физического, психического и социального состояния здоровья
детей.
Практика убеждает нас в том, что в современной школе многочисленные
проблемы детей резко обостряются. Помимо количественного увеличения этих
проблем, нарушения в развитии ребенка все чаще изменяют его поведение,
деформируя личность ребенка.
Изменение социально-экономической ситуации в России за последнее
десятилетие привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся
детей и подростков.
В совокупности эти процессы формируют особую ситуацию развития
личности ребенка на современном этапе. Ее изучение говорит о необходимости
создания новых моделей, обеспечивающих разработку и внедрение в практику
процесса образования различных форм и подходов, а также о необходимости
индивидуализации обучения, учитывающего:
- готовность к обучению;
- индивидуально-психологические особенности;
- состояние здоровья;
- социальное состояние индивидуума.
В связи с этим, повышается значимость психолого-педагогических и
медико-социальных служб, оказывающих помощь детям в развитии, поведении и
сопровождающих обучение детей и воспитание.
Образовательная система должна опираться на развивающую парадигму,
которую часто обозначают так же как «вариативную», «гуманистическую» или
«личностно-ориентированную».
Мы опираемся на следующие принципы:
1. Личностно ориентированные принципы:
а) Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования
предполагает совершенно определенный тип школы. Это такая (адаптивная)
школа, которая «стремится, с одной стороны, помочь максимально
адаптироваться учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой, - по
возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». Не
ребенок для школы, а школа для ребенка! Она должна быть предельно гибкой
системой, чтобы в ней нашли себе место и дети, по тем или иным причинам
оказавшиеся позади основной массы сверстников, и одаренные дети, и дети с
разной подготовленностью и разными интересами.
б) Принцип развития. В нашем представлении, основная задача
школы - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его
личности и готовности этой личности к дальнейшему развитию. Развивающее
образование в прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы
создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы
себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и
способности, но именно личность.
в) Принцип психологической комфортности. Сюда относятся, во-
первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-
вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе
раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы. И, в-
третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в
частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.
2. Деятельностно- ориентированные принципы.
а) Принцип обучения деятельности. Мы учим деятельности - не
просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать
свои и чужие действия. Мы должны научить школьников предметно-практическим
действиям. С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и
приемы чисто учебной деятельности и деятельности познавательной. Должны
быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою
деятельность.
б) Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной
ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход
необходимо хотя бы потому, что основная цель общего образования - сделать
ученика готовым к самостоятельной ориентировке в реальном мире, в
действительной жизни. Эта задача связана с переходом от сиюминутной,
ситуативной ориентировки к поиску и использованию внеситуативных
ориентиров, к использованию системы знаний как «универсальной»
ориентировочной основы.
в) Принцип управляемого перехода от совместной учебно-
познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на
определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива
обучающихся под руководством учителя. То, что сначала выступает в форме
коллективной деятельности обучающихся, затем в результате процесса
интериоризации, начинает существовать как внутренний способ мышления
ребенка.
г) Принцип опоры на предшествующее развитие. Не делать вид, что
того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а
опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское»
развитие!
д) Креативный принцип. В школе необходимо учить творчеству, т.е.
«выращивать» в учащихся способности и потребности самостоятельно находить
решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач.
Проблема перегрузки в рамках развивающей парадигмы является
псевдопроблемой. Перегрузка зависит не от количества, а от качества учебной
деятельности. Говоря об объеме учебной нагрузки, следует учитывать, что эта
нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться
исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника
или в объеме материала. Оптимальная нагрузка обучающихся не независима от
психологического отношения у обучающегося к процессу обучения: то, что
интересно, то, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта
перегрузки. И наоборот - то, что вызывает у обучающихся отторжение, тот
материал, в котором обучающийся не видит перспективы, то, что для него
бессмысленно и бесцельно, может вызвать такой эффект даже при относительно
скромных объемах учебного материала. В этом смысле проблема учебной
нагрузки зависит и от содержания образования, и от структуры этого
содержания, и от используемых предметных методик и педагогических
технологий.
Информационные технологии в развитии, обучении и воспитании детей
можно рассматривать как одну из фундаментальных отраслей научного знания,
формирующую системно-информационный подход к анализу окружающего мира,
изучающую информационные процессы, методы и средства получения,
преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно
развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности
человека. Использование в образовательной системе информационных технологий
развивает у ребят:
- применение формальной логики: построение выводов путем применения
логических операций;
- алгоритмический подход к решению задач - умение планирования
последовательности действий для достижения какой - либо цели, а также
решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или
утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде
набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою
роль для функционирования объекта в целом;
- объективно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не
действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием,
выделять общие признаки предметов этой группы и действия, умение описывать
предмет по принципу «из чего состоит предмет и что делает (можно с ним
делать)».


Психологическое обеспечение профессионального самоопределения
обучающихся в ходе предпрофильной подготовки.

В соответствии с программой модернизации российского образования на
старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное
обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной
школы системы специализированной подготовки, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных
потребностей рынка труда.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации
обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности учащихся,
создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями благодаря особой структуре,
содержанию и организации образовательного процесса.
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения в старшей
школе является помощь в профильной ориентации и профессиональном
самоопределении, предпрофильной и профильной подготовке.
Психолого-педагогическое сопровождение профилизации обучения в старшей
школе позволяет организовать профильное обучение как вид личностно-
ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения,
позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося. В
отношении содержания, данная модель призвана не просто поддержать юношу и
девушку в их профессиональном выборе, но обеспечить формирование самой
способности к сознательному ответственному выбору. Предметом внимания
должна стать не только способность к планированию учебной и
профессиональной карьеры, но и более фундаментальная способность к
проектированию собственного жизненного пути.
Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении
находится в соответствии с указанными характеристиками, то повышение
требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с
ним невротических явлений, а, наоборот, способствует повышению
эффективности обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение профилизации обучения включает
следующие направления:
- диагностическое (определение профессиональных интересов и
намерений, познавательных и индивидуально-личностных особенностей
учащихся);
- просветительское (занятия по программе профессионального
сопровождения подростков).
Главная задача подобных программ - не только повышение
информированности учащихся в особенностях обучения по тому или иному
профилю, но и расширение знаний о самом себе. Важно помочь подростку
осознать свои профессиональные склонности и мотивы («хочу»), свои реальные
и потенциальные возможности («могу»), личностные особенности («имею»),
чтобы осознанно соотнести их с ситуацией профильного обучения и возможной
будущей профессиональной деятельностью.
- консультативное (поддержка педагогов и родителей обучающихся);
- координационное (сопоставление и интеграция различных форм работы со
старшеклассниками).
Основными формами психологического сопровождения предпрофильной и
профильной подготовки являются:
- организация бесед, обсуждений, дискуссий по вопросам
профессионального и личностного самоопределения (в том числе, нравственного
выбора);
- проведение деловых и ролевых игр, применение активизирующих методик
и опросников с целью повышения мотивации учащихся, осознанности и
личностной включенности;
- выполнение проектных работ по представлению различных сфер труда.
Значение предлагаемых форм заключается в их взаимодополняемости,
направленность на широкий круг проблем, использование не только
психологами, но и педагогами.

Структура управления школой в режиме развития.

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской
Федерации " Об образовании" и Уставом на принципах демократичности,
открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья
человека, свободного развития личности. В соответствии с основными
задачами школы выстраивается система управления образовательным процессом.
|1 |Педагогический Совет школы. |
|уровень| |
| | |
|2 |Управляющий | |Директор школы | |Совет трудового |
|уровень|совет | | | |коллектива |
| | |
|3 |Зам.дир. |Зам.дир. |Методический |Аттестационная |Зам.дир |
|уровень|по УВР |по ВР |совет |комиссия |по АХЧ |
|4 |ШМО |Творческая |Социально-психологическая служба |
|уровень| |группа | |
| | |
|5 |Учащиеся |НОУ |Совет старшеклассников. |
|уровень| | | |


Проектирование оптимальной системы управления образовательным
учреждением осуществляется с учетом социально-экономических, материально-
технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
Первый уровень структуры. Педагогический совет школы принимает решения
по всем важнейшим вопросам деятельности педагогического, ученического
коллектива и родительской общественности.
Второй уровень структуры - уровень директора (по содержанию - это
уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с
Управляющим советом школы стратегию развития школы, представляет её
интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную
юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает
благоприятные условия для развития школы.
В роли органа управления выступает также Совет трудового коллектива,
который занимается регулированием вопросов, связанных с деятельностью
трудового коллектива школы.
Третий уровень структуры управления (по содержанию - это уровень
тактического управления) - представлен заместителями директора по УВР и
ВР, зам. директора по финансово-хозяйственной деятельности, методическим
советом и аттестационной комиссией.
Четвертый уровень организационной структуры управления -
уровень учителей, функциональных служб (по содержанию - это уровень
оперативного управления).
Пятый уровень организационной структуры - уровень обучающихся. По
содержанию - это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой
специфичности субъектов, этот уровень, скорее, можно назвать уровнем
соуправления.





Этапы развития школы.

|Задачи этапа. |Ожидаемые результаты. |Сроки. |Ответственные. |
|1 этап. Информационно-аналитический. |
|1.1. Диагностика |1. Новый учебный план. |2010-2011 |Администрация, |
|микросреды школы, |2. Скорректированные |учебный |психологическая|
|потребностей учащихся|учебные программы по |год. |служба, |
|и их родителей в |предметам. | |заведующая |
|образовательных |3. Адаптация Программы| |библиотекой. |
|услугах. |развития школы к | | |
|1.2. Анализ состояния |образовательному | | |
|образовательного |процессу. | | |
|процесса с целью |4. Создание | | |
|выявления противоречий |внутришкольной | | |
|в его содержании и |информационной среды. | | |
|организации с учетом |5. Банк данных по | | |
|требований Программы |диагностике | | |
|развития. |образовательного | | |
|1.3. Экспертиза и |процесса и | | |
|корректировка учебного |психологической | | |
|плана. |готовности его | | |
|1.4. Апробация |участников к | | |
|Программы. |нововведениям. | | |
|1.5. Подготовка кадров.|6. Электронный каталог | | |
| |программно-методическог| | |
|1.6. Анализ и |о обеспечения | | |
|модернизация медиатеки.|образовательного | | |
| |процесса. | | |
|1.7. Анализ | | | |
|психологической | | | |
|готовности участников | | | |
|образовательного | | | |
|процесса к внедрению | | | |
|новых образовательных | | | |
|технологий. | | | |
|2 этап. Проектно-деятельностный. |
|1. Внедрение нового |1. Создание новых |2011-2012 |Администрация, |
|учебного плана. |управленческих |учебный |методические |
|2. Освоение и внедрение|структур. |год. |объединения, |
|новых образовательных |2. Новые локальные | |психологическая|
|технологий. |акты. | |служба, |
|3. Создание |3. План работы по | |педагоги |
|инновационной модели |интеграции базового, | |дополнительного|
|управления школой на |дополнительного и | |образования. |
|базе |предпрофильного | | |
|информационно-коммуника|образования. | | |
|тивных технологий. |4. Завершение монтажа | | |
|4. Разработка и |школьной локальной | | |
|внедрение новой |сети. | | |
|структуры урока с |5. База данных по | | |
|использованием |итогам | | |
|информационных |психолого-педагогическо| | |
|технологий. |го мониторинга | | |
|5. Оптимизация системы |образовательного | | |
|взаимодействия |процесса. | | |
|базового, | | | |
|дополнительного и | | | |
|предпрофильного | | | |
|образования. | | | |
|6. Создание школьной | | | |
|локальной сети. | | | |
|8. Разработка | | | |
|психолого-педагогическо| | | |
|й диагностики для | | | |
|определения динамики | | | |
|развития личности | | | |
|обучающегося. | | | |
|3 этап. Теоретико-методологический. |
|1. Отслеживание, |1. Разработанная |2012-2014 |Участники |
|корректировка и |школьная документация: |учебный |экспериментальн|
|обобщение результатов |локальные акты, схемы |год. |ых площадок, |
|инновационной |построения урочных и | |зам. директора |
|деятельности. |внеурочных занятий, | |по |
|2. Оформление |методические | |научно-методиче|
|промежуточных |рекомендации | |ской работе. |
|результатов развития |учителям-предметникам | | |
|школы. |по использованию новых | | |
|3. Проведение |методов в преподавании | | |
|практических семинаров |предметов, планы | | |
|по распространению |уроков, презентации | | |
|опыта работы школы по |новых форм учебных и | | |
|использованию новых |внеучебных занятий, | | |
|информационных |банк ученических и | | |
|технологий в |учительских проектов и | | |
|образовательном |научно-исследовательски| | |
|процессе. |х работ. | | |
| |2. Печатные работы, | | |
| |публикации на школьном | | |
| |сайте. | | |
|4 этап. Обобщающий. |
|1. Обобщение результатов |1. Анализ реализации |2014-2015 |Администрация, |
|инновационной |Программы развития. |учебный |школьные |
|деятельности. |2. Методические |год. |методические |
|2. Оформление результатов|рекомендации. | |объединения, |
|развития. |3. Программа развития| |психологическая|
|3. Планирование |школы на 2015-2020 | |служба. |
|дальнейшей деятельности с|г.г. с учетом итогов | | |
|учетом полученных |реализации | | |
|результатов. |предыдущей. | | |






Критерии оценки эффективности развития

Перед нами стояла задача конструирования такой системы критериев
развития, которая учитывала бы направления развития нашей школы, была
оптимальной для нее. Все названные основания, а также опора на
исследования в области структурного анализа школы как образовательной
системы, позволили сформировать следующие группы критериев.
Внутренние критерии (изучение динамики личностных характеристик
школьника).

1. Критерий результативности, то есть соответствия образовательным
стандартам и требованиям к изучению предметов (показатели:
стабилизация или рост достижений школьника; методики - экспертная оценка и
объективные данные экзаменационных комиссии).
2. Критерий развития творческих способностей (показатели: гибкость
мышления, критичность, цельность восприятия; методики - решение
творческих заданий, тестирование).
3. Критерий нравственного развития (показатели: отношение к другим людям,
к себе, учебе, к труду, природе; методики - наблюдение,
анкетирование).
4. Критерии профессиональной ориентации (показатели: осознанность
выбора профессии; удовлетворенность выбора; мотивация)
Внешние критерии (изучение условий, обеспечивающих достижение целей,
поставленных перед школой).

1. Критерий результативности на уровне роста научно-методического
обеспечения (показатели: профессиональный рост педагогов,
конкретные научно-методические разработки; методики - экспертный анализ).

2. Критерий удовлетворенности всех субъектов результатами развития школы
(показатели -отношения субъектов; методики - опросы, анализ поля
конфликтов).
3. Мотивационный критерий (показатели - потребность
педагогов в постоянном обновлении методического инструментария;
стремление к поиску новых знаний; потребность в обновлении содержания
образования; методики - экспертный анализ, наблюдение,
анкетирование).
5. Критерий экономического и материального развития (объективные
показатели ресурсов и трудозатрат).
Исходя из определенных критериев, мы будем говорить о
прогрессивном развитии школы в том случае, если:
. не снижаются (или растут) образовательные результаты учащихся школы
(по самым различным показателям);
. имеется рост удовлетворенности всех участников образовательного
процесса школы результатами своего труда (учащихся, педагогов,
администрации, обслуживающего персонала, партнеров
школы, родителей учащихся);
. гарантирован рост научно-методического обеспечения образовательного
процесса (включая и образовательный потенциал педагогов);
. имеется ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем (на самых
различных уровнях);
. не ухудшается (улучшается) материально-техническое и экономическое
оснащение процесса;
. идет процесс большей согласованности практической деятельности и
образовательной парадигмы, как самой школы, так и более широкой
системы -города.

Оценка социально-экономической значимости реализации Программы развития.

Создание общеобразовательного учреждения инновационного типа позволит
выпускникам иметь высокую мотивацию к дальнейшему образованию с первичной
ориентацией и формированием умений и навыков к научно-исследовательской
деятельности, к комплексной подготовке молодежи, к включению в
инфраструктуру промышленности, коммерческого комплекса, в сферу социальных
услуг с учетом способностей и уровня подготовки личности.
Общеобразовательное учебное заведение такого типа может давать
качественное обучение и воспитание; может обеспечить личностно-
ориентированное образование на основе выбора направления (предметов),
поможет развивать способности одаренных детей. Школа сможет оказывать
образовательные услуги, направленные на повышение эффективности и качества
образования.

Организация и контроль за выполнением Программы развития.
Координацию и контроль за выполнением Программы, администрация школы
оставляет за собой, осуществляя их следующим образом:
. анализирует ход выполнения плана, действий по реализации Программы и
вносит предложения на педагогический совет по их коррекции;
. осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации
Программы;
. осуществляет тематический, текущий, персональный и предупредительный
контроль за деятельностью учителей и учащихся.
Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на
заседании итогового педагогического совета.
Предполагаемые итоги реализации Программы развития
МОУ СОШ ?11.
1. Сохранение и развитие системы образования школы.
2. Повышение качества образования.
3. Внедрение и совершенствование новых технологий, методов обучения и
воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников
стремления к успеху.
4. Торможение негативных процессов развития и саморазвития личности.
5. Формирование опыта общественно-позитивного поведения.
6. Защита прав и интересов ребенка.











Возможные риски и минимизация их влияния.
|?? |Возможные риски. |Мероприятия по их устранению.|
|1. |Перегрузка обучающихся и педагогов.|Разработка нового учебного |
| | |плана, внедрение |
| | |здоровьесберегающих |
| | |технологий в образовательный |
| | |процесс. |
|2. |Упрощение стандартного курса |Развитие системы |
| |предметов. |дополнительных занятий по |
| | |расширенным программам. |
|3. |Негативное влияние на развитие |Увеличение количества часов |
| |устной речи учащихся. |на изучение предметов |
| | |гуманитарного цикла, |
| | |внеклассная работа по |
| | |предметам. |
|4. |Несформированность умения учащихся|Использование в практической |
| |систематизировать полученную |части изучаемых предметов |
| |информацию и выделять |заданий, направленных на |
| |причинно-следственные связи. |развитие логического мышления|
| | |и исследовательских умений и |
| | |навыков. |