Отзыв о Педагогических чтениях
'От идей Дьюи до нашего завтра в ученическом проектировании'
Практика школьной жизни развивает в учителях способность легко усваивать на
вербальном уровне любые инновации в области педагогической деятельности,
говорить о них, обсуждать, писать и т.д. Такие термины, как: 'проектный
метод', 'открытые образовательные технологии', 'компетенции и
компетентности' и т.д., - уже давно на слуху и знакомы практически всем
учителям. Однако их реальное воплощение в жизнь, ломающее весь привычный
строй учебного процесса, - это другая область, отделенная от слов, если не
пропастью, то глубоким оврагом. Только смелые, творческие люди, не боящиеся
трудностей и возникающих неудобств, переходят через него.
На состоявшихся в школе ? 775 Педагогических чтениях все присутствующие смогли перейти эту пропасть и окунуться в атмосферу реальной практики ученического проектирования.
Сначала, как обычно, был сделан экскурс в теорию и историю развития проектного метода, как в России, так и за рубежом, и хотя докладчики говорили с большой увлеченностью, главное было потом, когда в форме ролевой игры с участниками чтений были проведены мастер-класс и практикум по ученическому проектированию.
Н.Ю.Пахомова, истинный подвижник своего дела, с участниками секции практикума 'Анатомия учебного проекта' проектировала с 'детьми начальной школы' поточную линию по изготовлению ленивых вареников, а потом на круглом столе рассказала еще об одном занятии уже с настоящими малышами, на котором они для выполнения задания вынуждены были прибегнуть к определенному планированию своих действий, договориться между собой и работать в команде и т.д.
И.В. Суволокина с большим энтузиазмом провела мастер-класс
'Проектный урок' в форме проектного урока по обществознанию со
'старшеклассниками', обобщая представления об особенностях Российской
цивилизации.
Сейчас ни для кого не секрет, что человеческая мысль - это особый вид
энергии, она материальна. Именно эта энергия творчества, подвижничества,
результативного труда создала особую атмосферу, которая проникла в сознание
участников.
В ходе чтений можно было пообщаться с сотрудниками редакций журналов
'Справочник заместителя директора', 'Управление школой', интересующихся
школьными проблемами, а также с учителями и администрацией других школ. Для
меня лично очень интересным оказался опыт лицея ? 3 г. Дзержинска, который
фактически смог перейти на самофинансирование. В этой школе дети обучаются
по индивидуальным учебным планам уже с 7-ого класса. Об этом в личной беседе
рассказала заместитель директора лицея С.И. Пушкарева.
Несколько слов о 775-й школе, которая гостеприимно приняла участников семинара. Поскольку в программе чтений не было запланировано знакомство с ее деятельностью, стало только ясно, что она является городской
экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются
различные проектные методы. Школа уникальна как своим зданием, так и
интерьером. Кроме того, в ней создан богатый музей советской школы и
пионерской организации.
В общем, впечатлений очень много. Такой семинар не забывается.
Учитель физики ГОУ СОШ ?1161 Маталыгина Ж.И.