Пичушкина Ирина Васильевна
учитель начальных классов с 20-летним педагогическим стажем. Окончила в
1989г. Орехово-Зуевский педагогический институт по специальности 'Учитель
начальных классов'. Учитель высшей квалификационной категории. Руководитель
научно-исследовательской работы лицея в 1-7 классах, представляет:
Научно - исследовательскую деятельность в МОУ Лицей ?17 городского округа
Химки Московской области.
Обновление содержания образования, технологий обучения и воспитания, организация и управление учебно-воспитательным процессом в нашем Лицее осуществляется через реализацию инновационных технологий, в том числе, через исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Учащиеся нашего лицея вовлечены в исследовательскую работу с 2000 года. Первыми исследователями были ученики 8-11 классов. Учебные семинары для этих учеников проводились ежемесячно по возрастным группам научным руководителем нашего лицея Прокофьевой Л.Б. Результатом этой работы стала ежегодная научно - практическая конференция: 'Да не оскудеет талантами земля русская'. Работая со старшеклассниками, мы поняли, что ребятам не хватает элементарных исследовательских навыков для выполнения своих работ. Проанализировав трудности, с которыми сталкивались учащиеся, мы пришли к выводу, что начинать исследование необходимо уже в начальной школе. Ведь ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Он настроен на познание мира и постоянно хочет его познавать. Его внутреннее стремление к познанию окружающего мира через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Научно-исследовательская деятельность в лицее с 2004 года отхватывает учащихся всех классов. В течение учебного года проводятся обучающие семинары для учителей: как выбрать тему исследования, сформулировать цели, гипотезы, задачи, как построить 'Учебный Портфолио', как подготовить текст доклада, как сделать компьютерную презентацию и т.д.
Проанализировав работу 2004 - 2005 учебного года, было принято решение проводить промежуточные презентации работ. Цель промежуточных презентаций: учить детей публичным выступлениям, познакомить учащихся из других классов со своими достижениями, проанализировать сделанную работу. В течение всего учебного года проводится рефлексия на каждом этапе работы. Учащиеся анализируют сделанное, сами ищут пути исправления своих ошибок, учатся делать выводы. С 2004 года осуществляется совместная исследовательская деятельность учеников старших и младших классов. Безусловно, это сотрудничество обогащает и тех, и других. Созданы следующие совместные проекты: 'Дом, который построил вятич, кривич, радимич', 'Школа прошлого, настоящего и будущего'. В процессе совместной работы у старшеклассников происходит внутренний процесс взросления, они начинают себя чувствовать не как ученики, а как наставники. Прививаются, закладываются новые качества, умение общения с младшими, т. е. основа родительства. Может быть не каждый захочет стать педагогом, но каждый станет родителем. Ученики нашего лицея принимают активное участие в научных конференциях разного уровня: 'Я - исследователь' - для младших школьников (1 место - 2005 год, 3 место - 2006 год), конкурс В.И. Вернадского, 'Шаг в будущее'. Темы исследований охватывают все области знаний: 'Какая у нас память', 'Как ухаживать за кожей', 'Фитоценоз зоны отдыха' Дубки' и его влияние на экологическую обстановку района', 'Применение математических методов в решении задач по физике', 'История российского казачества - история моей семьи' и другие.
Исследовательская деятельность может быть использована на всех этапах обучения, вызывает живой интерес, предоставляет возможность ученику любого возраста быть социально реализованным, пронизывает как сферу обязательного образования, так и сферу дополнительного образования школьников, служит предпосылкой перестройки предметного учебного материала по теоретическому типу.
Впитывая новые подходы к воспитанию и обучению уже в стенах школы, наши выпускники не только не боятся нового, они готовы критически осмысливать инновации в стенах вузов и делать первые профессиональные шаги.
Я занимаюсь проектной деятельностью учащихся вот уже 6 лет. Впервые в эту деятельность были включены учащиеся 2 класса в курсе 'Окружающий мир' по теме 'Загрязнение окружающей среды', ребята проектировали очистные сооружения, анализировали причины загрязнения окружающей среды, составляли памятки для взрослых по охране природы. Темы наших исследований обобщают учебный материал нескольких предметных областей: историю, риторику, окружающий мир, трудовое обучение, русский язык, изобразительное искусство. 'Путешествие по миру', 'Жилища древних славян в разных климатических зонах', 'Как уберечь зрение' и другие темы интересные ребятам.
Сегодня в проектную деятельность включены все учащиеся начальной школы. Ежемесячно проводятся консультации для учителей начальной школы и индивидуальные консультации учеников по ведению работ. В 2006 - 2007 учебном году проводятся районные семинары по обучению учителей начальных классов проектной и исследовательской деятельности. Темы семинаров: 'Портфолио', 'Проектная деятельность учащихся'. В этом учебном году создана разновозрастная экспертная группа из учеников 3 - 8 классов. Цель этой группы - выработка критериев оценки работ учащихся, прослушивание предварительных презентаций, оценка работ по критериям, выработка рекомендаций юным исследователям. Ежегодно учащиеся начальной школы принимают активное участие в научно - практической конференции 'Да не оскудеет талантами земля русская. Ко всем работам выполняется компьютерная презентация, подготовленная вместе с учениками 11 класса, что делает защиту работ более интересными и увлекательными.
Так как мы имеем дело с младшими школьниками, то, конечно, им трудно самостоятельно найти и обработать материал по исследованию. Поэтому учителя начальных классов на первых родительских собрания обращаются за помощью к родителям, объясняя им, необходимость ведения этой работы для комплексного развития их детей. 60% родителей откликнулись на нашу просьбу и вместе со своими детьми ищут материал по темам. Совместный труд не только сближает и обогащает всех участников процесса, но и делает работу более глубокой и интересной.
Создан микроклимат, который способствует творческому развитию детей, нацеливает их на глубокое изучение предметов, формирует стремление к достижению поставленных задач. В процессе выполнения научно-исследовательской работы повысился не только интерес школьников к различным предметам, но и уровень усвоения знаний по данным предметам, дети на этих уроках становятся более активными и эмоциональными, повысилась познавательная активность, снизилась тревожность слабоуспевающих детей, повысилась их самооценка, ученики стали помогать друг другу в учебе.
Научно-исследовательская работа будет продолжена этими учащимися в среднем и старшем звене, что, в конечном итоге, даст им возможность быть успешными не только в профильной школе, но и в высшей.
Об опыте работы в Педагогическое сообщество учебного проектирования
представлена статья в сборнике МИОО 2005 года 'Проблемы и перспективы теории
и практики ученического проектирования'.