Вербицкий Андрей Александрович
О себе:
Определил в качестве
своей главной миссии теоретическое обоснование и продвижение в практику
нового типа обучения, названного мною контекстным (знаково-контекстным).
Испытываю удовлетворение и чувство реализованности, поскольку теория
контекстного обучения признана в научной среде, а технологии контекстного
обучения все больше используются в учебных заведениях системы непрерывного
профессионального образования. Заинтересовались им уже и некоторые школы
(Магнитогорск, Нижний Тагил).
Пытаюсь обосновать понятие "контекст" в
качестве смыслообразующей категории в психологии и педагогике.
Люблю
сотрудничать со студентами, слушателями, помогать аспирантам, соискателям,
докторантам, всем, кто ведет исследовательский поиск в области
психологических и педагогических проблем образования.
Люблю петь,
первый контакт с аудиторией нередко начинаю с песни или романса, что
считаю одним из сильных педагогических приемов, помогающим личностному
включению студента в познавательную деятельность. Говорят, у меня неплохо
получается, красивый, мол, голос, и медведь не совсем на ухо наступил (я с
ними не спорю - что есть, то есть). Но больше всего ценю, когда вместе со
мной начинают петь студенты (и не только в аудитории). Есть контакт!
Образование:
1964-1969 - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
факультет психологии; специальность - психолог, преподаватель психологии
1969-1972 - аспирантура в НИИ общей и педагогической психологии Академии
педагогических наук СССР 1978 - стажер ЮНЕСКО в США и во Франции по
психолого-педагогическим проблемам высшего образования
Ученые
степени и звания:
1974 - защищена кандидатская диссертация по
проблеме саморегуляции деятельности человека в условиях стимульной
неопределенности (специальность 19.00.01 - общая психология)
1980 - ВАКом СССР присвоено ученое звание "Старший научный сотрудник" по
специальности "Педагогическая и возрастная психология"
1991
- защищена
докторская диссертация на тему "Психолого-педагогические основы
контекстного обучения в вузе" по специальностям 13.00.01 - общая
педагогика и 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология
1992
-
избран членом-корреспондентом Российской академии образования
1993
-
присвоено звание профессора по специальности "Педагогическая и возрастная
психология"
Должность:
- Заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова
- Профессор кафедры гуманитарного образования Международного института менеджмента ЛИНК
Авторские курсы:
- Психолого-педагогические основы непрерывного профессионального образования
- Теория и технологии контекстного обучения
- Методы активного социально-психологического обучения
- Психологический тренинг
Научно-исследовательская и практическая
деятельность в сфере образования
1. Научное руководство и участие
в разработке:
- 'Концепции непрерывного образования' (принята в 1989 г. в качестве государственной);
- 'Концепции непрерывного последипломного образования' (принята в 1991 году в качестве государственной);
- концепции, стратегии и программы непрерывного экологического образования в РФ, Республике Удмуртия, Пензенской области;
- концепции непрерывного педагогического образования в Новгородской области;
- концепции, стандарты и программы подготовки андрагога;
- раздела "Педагогическое образование" в проекте концепции второго этапа реформы российского образования;
- обоснования психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватной, чем педагогическая психология, отражающей реалии новой образовательной парадигмы.
2. Участие в исследовательских проектах
Министерства образования России "Высшая школа России", "Инновационные
педагогические технологии".
3. Обоснование и развитие теории и
технологий контекстного обучения в системе профессионального образования,
создание соответствующей научно-педагогической школы (с 1982 года по
настоящее время).
4. Научное руководство диссертационными
исследованиями по психологическим, педагогическим и научно-методическим
проблемам контекстного обучения - подготовлено и защищено 18 кандидатских
диссертаций, 7 находятся в стадии подготовки. Научное консультирование 4-х
докторских диссертаций.
5. Публикация более 200 научных и
научно-методических работ, в том числе 5 монографий.
6. Подготовка и
публикация типовых учебных программ: "Психолого-педагогические основы
активного обучения" для ФПК преподавателей техникумов, "Психология и
педагогика высшего образования" для аспирантов страны, "Психология и
педагогика" (совместно с А.Г. Чернявской и Н.Г. Милорадовой) для вузов
непсихологического и непедагогического профиля, "Общая педагогика" для
медицинских вузов, "Преподаватель" для интернов медицинских вузов и др.
7. Участие в международных и российских конгрессах, конференциях,
симпозиумах, совещаниях по психолого-педагогическим проблемам образования,
непрерывного образования, образования взрослых, дистанционного
образования, новых педагогических технологий и др.