Представление проекта
Метод учебного проекта возник в начале 20 века как метод проблем. Основывается он наличной заинтересованности ребенка в приобретении знаний для решения реальной проблемы. Для этого школьнику необходимо воспользоваться как уже полученными знаниями, так и новыми, которые ему еще предстоит приобрести Роль учителя состоит в том, что он направляет мысль ученика для поиска информации. Проект подразумевает совместную деятельность учащихся с применением знаний полученных из разных областей для получения конкретного результата с обязательной презентацией такового.
Проект должен отвечать основным условиям:
наличие проблемы значимой в исследовательском творческом плане
практической теоретической познавательной значимостью полученных результатов
самостоятельной деятельностью учащихся
структурированием содержания проекта
использование исследовательских методов с поэтапной деятельностью
Велико разнообразие учебных проектов:
От проекта на один урок до проекта на весь учебный год. Курсовое проектирование в пред профессиональной подготовке проектирование индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное по составу участников.
Проекты для изучения разных предметных тем и меж предметные, вне предметные и внешкольные.
К ним можно отнести:
* большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;
* попытки классификации учебные проекты;
* создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;
* выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст,
* организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.
Проект "Традиции и новаторство в культуре XX века".
Выбор тематики проекта был произведен с учетом учебной ситуации по своему предмету с последующим углублением знаний отдельных учеников. По типу деятельности-информационный ознакомительно-ориентировочный по характеру предметно-содержательной области - Культурологический монопроект.
По характеру координации - с открытой явной координацией.
По характеру контактов - внутренний.
По продолжительности -средней продолжительности.
Методический паспорт учебного проекта
Ситуация -9 и 11 классы общеобразовательной школы окраины Москвы. Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане, учебно-воспитательные характеристики учебного проекта) -учебный проект адресован учащимся 9 и 11 классов для более глубокого ознакомления с темами по культуре 20 века. Программой на эти темы отводится: в 9 классе 4 часа, и в 11 классе 4 часа по истории и 2 часа по обществознанию.
Работа над проектом позволили более подробно ознакомить учащихся с проблемами культуры 20 века. Каждый ребенок занимался поиском информации для своего доклада с последующим использованием материала доклада в создании группового коллажа.
Учебный проект позволяет учитывать художественные вкусы учащихся, их личные интересы и через личную мотивацию подойти к решению проблем о новаторстве и традициях в искусстве. Темы учебно-тематического плана предметов:
Декаданс - художественный символ конца 19 - начала 20 века, отрицание старого и поиск нового.
Особенности культурного процесса в ситуации раскола общества после Октября 1917 года.
Культура социалистического реализма - основа формирования советского менталитета.
Традиции и новаторство в современной культуре.
Образовательные развивающие воспитательные цели и задачи:
Вовлечение учащихся в различные виды деятельности, самостоятельное приобретение новых знаний, постановка и формулировка темы своего доклада, личностная мотивация выбора, организация деятельности учащихся как индивидуально так и по группам. Результатом являлась сама проектная деятельность.
Прошедшая в конце работы презентация проектов подразумевала самоанализ созданного. Была создана ситуация новизны деятельности учащихся.
Создать коллаж - результат совместной деятельности по итогам конференции. В плане подготовки докладов к конференции ребята были на экскурсии "Архитектура Москвы 20 века" посмотрели спектакль Чайка" А.П. Чехова. В ходе работы конференции они учились быть терпимыми к докладам своих одноклассников, мнения которые не совпадали с их собственными мнениями. В работе принимали участие 2 девятых и 2 одиннадцатых класса.
Время работы над проектом заняло 3-ю четверть и начало 4-й.
1этап:
включал в себя постановку проблемы и начало самостоятельной деятельности, выбор тем учащимися, поиск и сбор информации, подготовку докладов, экскурсию и посещение театра. В ходе работы самими учащимися были предложены темы, расширившие содержание работы по современной культуре молодежи, что не входило в первоначальный замысел преподавателя. Но это были затем одни из лучших выступлений на конференции.
2 этап:
проведение 5 апреля в начале 4-й четверти самой конференции, где были сделаны лучшие сообщения по докладам, затем разбившись самостоятельно на 5 групп, ребята занялись изготовлением коллажей - символов. В результате было создано 5 работ.
1. Метро - символ культуры 20 века.
2. Что возьмет с собой в 21 век человечество.
3. Будущее за Россией.
4. Модерн.
5. Соцреализм.
На презентации коллажей работала группа критиков, в нее входили учителя и ученики. Назвала 5 номинаций:
Самое художественное - воплощение идеи Метро.
Наиболее соответствующее поставленной задаче - проект "Соцреализм", в котором форма полностью отвечала содержанию.
В ходе презентации разгорелась жаркая дискуссия между создателями 2-х проектов: "Соцреализм" и "Будущее за Россией". Номинации получили вое мини-проекты для поощрения работы учащихся.
В ходе работы конференция был снят фильм, созданные детьми коллажи хранятся в школе в кабинете истории. Коллаж "Метро" попал на выставку работ лучших выпускников школ Москвы в Политехническом музее. В целом работа по проекту прошла успешно, в ней приняли участие практически все ученики названных классов. Каждым индивидуально был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На заключительном этапе работы были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации. Дети были включены в различные виды деятельности как индивидуальной так и групповой.
Метод учебного проекта вошел в арсенал школы и безусловно будет использоваться и дальше.
Темы культуры, как правило, не возможно раскрыть в ходе одного занятия. Это связано с объективным причинами. Метод проекта позволяет построить работу по изучению тем культуры в течении продолжительного времени в разнообразной форме: экскурсии, посещение театра, работа над сообщениями и докладами, и наконец практическая конференция.