Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/labmro/kollekz/rus/8.htm
Дата изменения: Fri Aug 28 22:54:59 2009
Дата индексирования: Fri Oct 16 23:53:24 2009
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Коллекция учебных проектов

Коллекция учебных проектов: 'За чистоту русского языка'

 

 

Методическая разработка проекта

 

Цели

Образовательные - выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме, знакомство со специфическими особенностями несклоняемых имен существительных, вызвать интерес к спорному вопросу и углубить познания о языке на примере фамилий учащихся, формировать речевые умения, обогатить речь учащихся.

Воспитательная - воспитание толерантности - терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей, привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (социальная активность) воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие - развитие умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие устойчивого интереса к книге - источнику знаний, развитие творческих способностей учащихся, умения предъявить свою работу другим.

Тему учебного проекта мне 'подсказали' родители и ученики. Она является значимой для всех участников проекта, т. к. затрагивает вопрос знания культуру русского языка. На одном из родительских собраний мною проводилось анкетирование, где выявилось, что некоторые родители не знают, как правильно оформить свою фамилию. Отступление от норм расценивается лингвистами как признак недостаточной речевой и общей культуры. На уроке русского языка в 3 классе учащиеся лишь знакомятся с пятью несклоняемыми существительными (пальто, метро, радио, кино, шоссе). Три из них изучаются как слова с непроверяемыми написаниями. Учащимся предлагается на выбор просклонять одно из пяти существительных. Они убеждаются, что данные существительные имеют одну и ту же форму во всех падежах, т.е. не склоняются, не меняют окончание. Так как все существительные подобраны среднего рода (методический просчет) стр.56 'Русский язык' для 4 класса, то учащиеся пришли к 'ложному' выводу - не склоняются существительные среднего рода. Дополнительно ставится вопрос провокационного свойства - выделить окончание в этих словах и предлагается:

  • Просклоняйте слово озеро.
  • Почему одни существительные среднего рода склоняются, а другие нет?

Варианты ответов были разные, но не давали правильного ответа на поставленный вопрос. Уместно было и включить несклоняемые фамилии учащихся (Майер, Бурляй) женского рода. Ребята столкнулись с нерешенной грамматической задачей, т.е. оказались в тупиковой ситуации, в основе которой и была проблема.

Чтобы решить ее, учащимся требуются дополнительные теоретические сведения, поиск нужной информации в справочном материале. Для того, чтобы данную проблему сделать интересной и привлекательной 'новое должно дополнять, развивать или противоречить старому', словом, быть интересным (по определению К.Д Ушинского), продолжаю работу с 'неожиданно' принесенного почтальоном письма, адресованного учащимся моего класса с несклоняемыми фамилиями и набором слов, а также текстом письма для ребят. В качестве авторов выступают Пес и Кот, домашние существа -любимые друзья детей. Читается стихотворение А.Хайта.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шоссу
Носит в сумке шимпанзу.
Кенкуру в кафе зашел
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян
Тут и взрослый, сняв пенсию,
Хохотал на всю киню
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.

Эта песенка про то, как не надо говорить. Дети уже утверждают, что все эти слова не изменяются по падежам. Учащимся преподносится речевая ситуация, которая побуждает высказаться ученика по предложенной теме

Далее следует послесловие к этому тексту от Пса. Его прочитать может любой ученик с неклоняемой фамилией. 'Как ни трудно с падежами, насколько же труднее без них!' Я говорю о тех словах, которые пришли к нам из других языков и не научились изменяться по падежам. Предлоги, стоящие с ними, только указывают на падеж, а вот само слово никак на это не реагирует - ни одной буквой! И если нарушить их неизменяемость, получается просто ужас!

А вы, ребята, хотите узнать об этих словах и родословной своей фамилии? Как они употребляются в устной и письменной речи?

Но, следуя методике работы над проектом, надо решить первую из педагогических задач: осуществить целеполагание. т.е. поставить актуально-значимую для учащихся цель:

Хотелось бы вам узнать, почему не все фамилии склоняются, как правильно оформить их на письме, почему мы часто слышим неправильно употребляемые слова в звучащей речи, смогли бы вы самостоятельно попробовать объяснить вышеизложенное, нужная ли это работа?

Учащимся предлагается основной признак проектной деятельности - наличие цели, ее осознание. Ребята принимают данное предложение. Проектная деятельность направлена на развитие устойчивого интереса к предмету, к повышению культуры речевого общения.

Предлагаю реализовать задуманный проект в игровой форме - 'разведчики слов', 'клуб знатоков русского языка', 'проба пера' и т.д.

но игровая форма не является самоцелью, она лишь средство выполнения проекта, именно так должна восприниматься и самими учащимися. Предлагается продолжить поиск решения поставленной проблемы во внеурочное время. Определяем время работы над проектом 1 месяц. Используются часы школьного компонента по предмету. К данному проекту привлекаются родители, особенно тех учеников, которые допустили ошибки в анкетировании, приобщаю их к школьной жизни своих детей, к педагогике сотрудничества. Следующим этапом проекта является способ организации деятельности детей. Ученики самоорганизуются в группы, распределяют роли, выбирают руководителя или бригадира (как им удобно), самостоятельно планируют свою деятельность, рождается их замысел и способ решения его. Но все равно им нужна моя уверенность в их силах, готовность придти на помощь, если возникнут трудности, помочь в подборе необходимой литературы, привлечь к работе школьного библиотекаря, научить пользоваться информационно-справочным материалом (словарем) чтобы извлечь нужную информацию. Для этого предлагается прочитать вступительную статью о том, как пользоваться словарем, ознакомиться с сокращениями и условными знаками.

Проект 'за чистоту русского языка' представляет собой поисково-творческую работу, используется учителем как средство ускорения роста ученика в личностном смысле и в академическом. А для себя намечаю возможные результаты их деятельности: познавательная и практическая полезность моего

 функции, перекинуть 'мостик' к овладению посильными приемами самостоятельной работы над языком, характерной для общественно-активной, критически и конструктивно мыслящей личности. Данный проект прошел апробацию в 3 'А' классе, степень его распространения - школа ?276.