Представление проекта
Мы хотим познакомить вас поподробнее с работой учащихся школы ? 951, которые получили за свой проект золотые медали на Московском городском конкурсе экологических проектов 'Наш Дом - планета Земля'.
Проект " Многолетний экологический мониторинг памятника природы в
Медведково - пойма реки Яузы" (далее проект "Яуза") зародился в школе ?
951 в 1998 году. Вначале 1999 года совместно с Московским полевым
учебным Центром "Экосистема" составлена экспериментальная программа
проекта "Яуза", который осуществляется силами учащихся школы под
руководством учителей экологии Зубковой Н.А. и информатики Ерохиной Т.А.
Основной целью научных исследований школьников является многолетнее слежение (мониторинг) за экологическим состоянием участка поймы реки Яуза. При реализации проекта решаются следующие задачи:
- Перенести часть учебного процесса по таким естественнонаучным дисциплинам, как экология, биология, география на природу;
- Организовать многолетнее слежение (мониторинг) за состоянием природы и антропогенных воздействий на территории памятника природы силами школьников;
- Организовать практическую работу учащихся школы по охране и благоустройству территории памятника природы и его окрестностей;
- Развернуть пропагандистскую кампанию по бережному и рациональному отношению учащихся школы и местного населения к природно-культурному наследию своей местности.
- Картографирование территории памятника природы;
- Изучение рельефа территории;
- Мониторинг почв;
- Структура биоценозов на профиле речной долины;
- Мониторинг антропогенной нагрузки на местность;
- Лихеноиндикация;
- Радиомониторинг
- Динамика роста деревьев;
- Картографирование фитоценозов;
- Геоботанические описания профиля речной долины;
- Экологическая приуроченность растений
- 'Мониторинг животных' (экология животных)
- Фауна летающих насекомых;
- Фауна птиц;
- Фауна и численность мелких млекопитающих;
- 'Мониторинг водоемов'
- комплексное описание реки Яузы;
- бентос реки Яузы;
- определение качества воды в реке методом биоиндикации;
- планктон реки Яуза;
- физико-химические показатели воды.
Суть работы состоит в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников на территории памятника природы "Яуза":
"Мониторинг ландшафта"
Экология растений" (мониторинг)
Эта программа уже является круглогодичной учебно-исследовательской деятельностью учащихся по мониторингу памятника природы в окрестностях школы.
Основным методическим подходом в рамках данной программы является "натуралистический" подход - то есть обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения являются экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.
Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение вместе с детьми биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных адаптированных и апробированных методик. Для этой программы отобраны несколько десятков "стандартных" методик, которыми пользуются большинство ученых-экологов, как у нас в стране, так и за рубежом. Работа ученика предполагает постановку целей, задач, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление данных, написание отчета, статьи, защита на учебно-исследовательской конференции.
Для того, чтобы компетентно проводить исследования в природе, старшеклассники школы ? 951 прошли поэтапный курс обучения в полевом учебном центре "Экосистема"и получили дипломы "экологов-исследователей". Учебный центр существует с 1995 года. Директором является А.С. Боголюбов, канд.биол.наук, профессор университета штата Монтана (США). Центр располагается в Подмосковье на берегу Клязьмы. В центре работают квалифицированные педагоги МГУ, Института географии, Института океанологии, Института экологии животных РАН и др.
Разновозрастые группы учащихся школы 7-8, 9, 10-11 классов в рамках программы проекта "Яуза" проделали следующие виды исследовательских работ летом 2000 года: ландшафтоведение долины реки Яузы, Орнитология, Особенности пресноводной экосистемы реки Яузы, радиомониторинг территории, исследование антропогенной нагрузки на территорию изучили состав атмосферного воздуха на территории памятника природы, изучали амфибий, рептилий и крупных млекопитающих территории.
Результатом наших исследований стала большая комплексная карта, на которой нанесены все изучаемые объекты наших исследований, а также ареалы обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Школьники 951 школы участвуют в экологических конференциях разного ранга: районных, окружных, городском фестивале "Весна в Москве", международном экологическом фестивале в Краснознаменске "Дети и экология - XXI век"; международной экологической конференции в университете штата Монтана (США); в создании районного музея в Управе "Северное Медведково", где отражена экологическая работа школы в содружестве с Ассоциацией "Экосистема"; в создании краеведческого музея в школе ? 951.
Школьниками 951 школы созданы многочисленные фотоальбомы, сняты видеосюжеты по экологии в Москве и Подмосковье с результатами исследований и по благоустройству территории. Центральное телевидение по заявке Московского Центра Труда и Занятости Молодежи (МЦТЗМ) "Перспектива" показывало неоднократно видеозарисовки о работе школьников 951 школы в летнее время в составе экологического отряда-2000 по ОРТ и ТВЦ.
Экологический Отряд "Трудовое Объединение Подростков" (ТОП), созданный на базе школы 951 имеет номинацию лучшего экологического отряда по Москве за 1999, 2000 год.
В 2001 году на конкурсе "Наш дом - планета Земля" учащиеся Панферова Ольга и Дроздова Юлия выиграли золотые медали за проект "Экология малых рек и ручьев Москвы и Подмосковья", что является заслуженной оценкой многолетнего труда двух коллективов: 951 школы и ассоциации "Экосистема". Руководитель проекта Зубкова Нина Александровна, учитель географии и экологии, педагог-экспериментатор, педагогический стаж 20 лет, окончила в 1981 году МГПУ имени Ленина, курсы повышения квалификации в 2000 году, международные телекоммуникационные курсы обучения учителей Государственного университета штата Монтана (США).