Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/labmro/kollekz/kollekz7.htm
Дата изменения: Tue Oct 9 19:50:43 2007
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:07:52 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
проект7

О нашей лаборатории

Наши коллеги

Повыш. квалификации

Издательская деятльность

Новости

Методический семинар

Коллекция учебн. проекто

Представление проекта

"Современное звучание декоративной росписи традиционных промыслов России" Print

Методическое представление.

  • Введение.
  • Методический паспорт учебного проекта
  • Осуществление учебного проекта
    "Современное звучание декоративной росписи традиционных промыслов России"
    (на примере росписи народов Севера: мезенской, пермогорской, борецкой).
  • Заключение.

Введение

Современному обществу нужны качественные характеристики образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, ценностносообразность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной среде. Новые социальные задачи вызвали необходимость применения новых педагогических технологий.

'Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления' (Полат Е.С.).

Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса, он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учиться сам. Это задача личностно-ориентированной педагогики.

Проект - это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся. Работа над проектом проходит шесть этапов.

Этапы работы

Этапы работы

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка.

Определение темы и целей проекта.

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Планирование.

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) разделение задач (обязанности между членами команды).

Вырабатывают план действий. Формируют задачи.

Предлагает идеи. Высказывает предположения.

Исследование.

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Результаты и(или) выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует.

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Отчитываются, обсуждают.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
Оценка результатов и процесса.   Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.

Роль учителя в проектной деятельности:

  • помогает ученикам в поиске источников,
  • сам является источником информации,
  • координирует весь процесс,
  • поддерживает и поощряет учеников,
  • поддерживает непрерывную связь.

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников потому что оно:

  • ориентируется на личность учащегося;
  • использует множество дидактических приемов;
  • само мотивируемо;
  • позволяет само реализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.

Продумывая для себя учебный проект, педагог мысленно представляет реакцию детей, предложение рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Учащиеся, личностно присваивая проблему проекта, стремятся к оптимальной форме ее разрешения, что повышает качество обучения.

Методический паспорт учебного проекта

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы для работы на уроках технологии по программе 'Декоративная роспись по дереву народов Севера'.

  1. Тема учебного проекта тесно связана с изучением традиций, истории, географии России.
  2. Цели проекта:
  • вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
  • воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России;
  • воспитание чувства патриотизма.
  1. Задачи проекта
  • приобщение к полезной деятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие художественного эстетического вкуса;
  • формирование навыков по исследовательской деятельности;
  • овладение техникой росписи по дереву.
  1. Возраст учащихся: 7 класс.
  2. Время работы над проектом : январь- февраль 2001г..
  3. Режим работы: 16 учебных часов.
  4. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: аудио, видео системы, диапроектор, слайды по теме 'Народное творчество', школьная и районная библиотеки.
  5. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватели по истории, литературе, географии.
  6. ЗУН и обще учебные навыки:
  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, географии, ИЗО, литературе;

- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;

  • выделять главную мысль;
  • вести поиск нужной информации;
  • использовать множество дидактических приемов
  • само мотивируемо;
  • позволяет само реализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.
  1. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация.
  2. Предполагаемые приращения.
  • новое содержание и новый взгляд по теме, изучение старых и новых традиций в прикладном творчестве.
  1. Новые практические приемы: работа с вещественными историческими источниками (экспонатами музея, старинными предметами быта), посещение школьного музея.
  2. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории культурного наследия России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными навыками росписи.
  3. Развитие навыков:
  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании деятельности, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
  • самоанализа и рефлексии.

Автор-разработчик проекта: Шибаршина М.К.

Апробация и степень распространения: школа ? 349 МКО.

Осуществление учебного проекта
"Современное звучание декоративной росписи традиционных промыслов России"

(на примере росписи народов Севера: мезенской, пермогорской, борецкой).

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

Работа над проектом была разбита на шесть этапов:

I этап: Подготовка.

Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учащихся 6-7 классов в помощь по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи. Методическое пособие должно познакомить с историей края, в котором появился вид данной росписи, с его традициями, техникой исполнения. Должны быть представлены элементы росписи, приемы выполнения тех или иных фрагментов. В заключении учащимся предлагается представить на просмотр работу, выполненную на деревянной доске с предварительной разработкой эскизов. Учитель проводит беседу, рассказывает о народном творчестве. Урок проводится с показом фильма, просмотром альбома с репродукциями. На мини экспозиции демонстрируются работы, выполненные учащимися старших классов, демонстрируются работы учителя. Определяется тема и цели проекта.

II этап: Планирование.

Определив задачи, учащиеся делятся на три группы:

1 группа (3 человека) занимаются изучением и освоением мезенской росписи;

2 группа (5 человек) занимаются изучением и освоением борецкой росписи;

3 группа (3 человека) занимаются изучением и освоением пермогорской росписи.

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.

III этап: Исследование.

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями той или иной росписи. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технология изготовления проекта, подбираются инструменты, краски. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

IV этап: Результаты и выводы.

Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих расписных изделий из дерева, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

V этап: Презентация.

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде творческой работы включающей в себя: историческую справку, собственные творческие разработки в рисунках и поделках (расписные деревянные доски).

VI этап: Оценка результатов.

Участники проекта делились мнениями, отвечали на поставленные вопросы, делились мнениями. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.

Заключение

Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности. Через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись деревянных изделий). Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами . Через творческий процесс происходит полное и глубокое удовлетворение от содеянного. В процессе работы происходит развитие творческой активности, определяется социальная позиция ребенка. Познается культура края, самобытность народов Севера, воспитываются патриотические чувства.