Мы хотим познакомить вас поподробнее с
работой учащихся школы ? 951, которые получили за
свой проект золотые медали на Московском
городском конкурсе экологических проектов 'Наш
Дом - планета Земля'.
Проект " Многолетний экологический
мониторинг памятника природы в Медведково -
пойма реки Яузы" (далее проект "Яуза")
зародился в школе ? 951 в 1998 году. Вначале 1999 года
совместно с Московским полевым учебным Центром
"Экосистема" составлена экспериментальная
программа проекта "Яуза", который
осуществляется силами учащихся школы под
руководством учителей экологии Зубковой Н.А. и
информатики Ерохиной Т.А.
Основной целью научных исследований
школьников является многолетнее слежение
(мониторинг) за экологическим состоянием участка
поймы реки Яуза. При реализации проекта решаются
следующие задачи:
- Перенести часть учебного процесса по таким
естественнонаучным дисциплинам, как экология,
биология, география на природу;
- Организовать многолетнее слежение (мониторинг)
за состоянием природы и антропогенных
воздействий на территории памятника природы
силами школьников;
- Организовать практическую работу учащихся
школы по охране и благоустройству территории
памятника природы и его окрестностей;
- Развернуть пропагандистскую кампанию по
бережному и рациональному отношению учащихся
школы и местного населения к
природно-культурному наследию своей местности.
Суть работы состоит в
самостоятельной учебно-исследовательской
деятельности школьников на территории памятника
природы "Яуза":
- комплексное описание реки Яузы;
- бентос реки Яузы;
- определение качества воды в реке методом
биоиндикации;
- планктон реки Яуза;
- физико-химические показатели воды.
Эта программа уже является
круглогодичной учебно-исследовательской
деятельностью учащихся по мониторингу памятника
природы в окрестностях школы.
Основным методическим подходом в
рамках данной программы является
"натуралистический" подход - то есть
обучение и воспитание детей в природной
обстановке, на примере живых объектов,
существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения
являются экскурсии и самостоятельная
исследовательская работа.
Самостоятельная исследовательская
деятельность предполагает проведение вместе с
детьми биологических и комплексных
экологических исследований, с использованием
заранее отобранных адаптированных и
апробированных методик. Для этой программы
отобраны несколько десятков "стандартных"
методик, которыми пользуются большинство
ученых-экологов, как у нас в стране, так и за
рубежом. Работа ученика предполагает постановку
целей, задач, выбор методики, планирование
исследования, сбор материала, его первичную
обработку, анализ и осмысление данных, написание
отчета, статьи, защита на
учебно-исследовательской конференции.
Для того, чтобы компетентно проводить
исследования в природе, старшеклассники школы ?
951 прошли поэтапный курс обучения в полевом
учебном центре "Экосистема"и получили
дипломы "экологов-исследователей". Учебный
центр существует с 1995 года. Директором
является А.С. Боголюбов, канд.биол.наук, профессор
университета штата Монтана (США). Центр
располагается в Подмосковье на берегу Клязьмы. В
центре работают квалифицированные педагоги МГУ,
Института географии, Института океанологии,
Института экологии животных РАН и др.
Разновозрастые группы учащихся школы
7-8, 9, 10-11 классов в рамках программы проекта
"Яуза" проделали следующие виды
исследовательских работ летом 2000 года:
ландшафтоведение долины реки Яузы, Орнитология,
Особенности пресноводной экосистемы реки Яузы,
радиомониторинг территории, исследование
антропогенной нагрузки на территорию изучили
состав атмосферного воздуха на территории
памятника природы, изучали амфибий, рептилий и
крупных млекопитающих территории.
Результатом наших исследований стала
большая комплексная карта, на которой нанесены
все изучаемые объекты наших исследований, а
также ареалы обитания животных и растений,
занесенных в Красную книгу.
Школьники 951 школы участвуют в
экологических конференциях разного ранга:
районных, окружных, городском фестивале "Весна
в Москве", международном экологическом
фестивале в Краснознаменске "Дети и экология -
XXI век"; международной экологической
конференции в университете штата Монтана (США); в
создании районного музея в Управе
"Северное Медведково", где отражена
экологическая работа школы в содружестве с
Ассоциацией "Экосистема"; в создании
краеведческого музея в школе ? 951.
Школьниками 951 школы созданы
многочисленные фотоальбомы, сняты видеосюжеты
по экологии в Москве и Подмосковье с
результатами исследований и по благоустройству
территории. Центральное телевидение по заявке
Московского Центра Труда и Занятости Молодежи
(МЦТЗМ) "Перспектива" показывало
неоднократно видеозарисовки о работе школьников
951 школы в летнее время в составе экологического
отряда-2000 по ОРТ и ТВЦ.
Экологический Отряд "Трудовое
Объединение Подростков" (ТОП), созданный на
базе школы 951 имеет номинацию лучшего
экологического отряда по Москве за 1999, 2000 год.
В 2001 году на конкурсе "Наш дом -
планета Земля" учащиеся Панферова Ольга и
Дроздова Юлия выиграли золотые медали за проект
"Экология малых рек и ручьев Москвы и
Подмосковья", что является заслуженной
оценкой многолетнего труда двух коллективов: 951
школы и ассоциации "Экосистема".
Руководитель проекта Зубкова Нина
Александровна, учитель географии и экологии,
педагог-экспериментатор, педагогический стаж 20
лет, окончила в 1981 году МГПУ имени Ленина, курсы
повышения квалификации в 2000 году, международные
телекоммуникационные курсы обучения учителей
Государственного университета штата Монтана
(США).