О нашей лабораторииНаши коллеги
Повыш. квалификации
Издательская деятльность
Новости
Методический семинар
|
|
|
|
Представление проекта
Портрет города. |
|
Введение
Начиная с 1993г. обучение младших школьников в
ГНУ ?1627 ведется по системе развивающего
обучения Л.В.Занкова. Для реализации основных
задач развивающего обучения - всестороннего
развития ребенка, его способностей, его личности,
формирования критического и творческого
мышления учащихся - педагоги нашей школы
выбирают педагогические технологии, которые
соответствуют высоким требованиям,
предъявляемым обществом современному
образовательному и воспитательному процессу.
Вот уже на протяжении ряда лет передовые школы
используют метод учебного проекта в обучении
младших школьников. Конечно, нельзя отрицать тот
факт, что обучение в начальной школе имеет свою
специфику, но метод проектов в силу своей
дидактической сущности позволяет решать задачи
формирования и развития тех интеллектуальных
умений и коммуникативных навыков, которые
закладываются с самого начала обучения. Поэтому
КПД уроков, основанных на методе проектов и в
начальной школе достаточно высок.
Цель данной курсовой работы - разработка
учебного проекта в образовательной области
'Технология'. Так как проект всегда требует
творческого подхода, то в этом смысле любой
проект можно назвать творческим. Но уроки ИЗО и
трудового обучения неразрывно связаны с
процессом творчества.
Предметы эстетического цикла в нашей начальной
школе ведутся педагогом по программе Б.М.
Неменского 'Изобразительное искусство и
художественный труд'. Программа построена тек,
чтобы дать школьникам ясное представление о
системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Стремление к выражению своего
отношения к действительности служит источником
развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на
уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме,
декоративная и конструктивная работа,
восприятие явлений действительности и
произведений искусства; обсуждение работ
учащихся, результатов коллективного творчества
и индивидуальной работы на уроках, изучение
художественного наследия; подбор
иллюстративного и справочного материала к
изучаемым темам, прослушивание музыкальных и
литературных произведений.
Как видно из самой программы, планирование и
проведение уроков в форме учебного проекта не
должно вызвать особых затруднений у педагога,
т.к. многие составляющие данной технологии
заложены в самой программе.
Тема данного проекта не случайна, хотя и не
предусмотрена программой. Она является
произвольно выбранной учителем, т.к. позволяет
реализовать основные задачи обобщающего урока с
использованием техники бумагопластики в
выпускном классе начальной школы.
Образ города проходит красной строкой через
все годы обучения в младших классах школы. Так
уже в 1 (2) классе вся третья четверть посвящена
общей теме 'Ты строишь'. Темы уроков 'Дом для
себя', 'Какие можно придумать дома', 'Город -
строится', 'Город, где мы живем'. На этих уроках
дети впервые знакомятся с техникой
конструирования из бумаги и картона.
В первой четверти 2 (3) класса в теме 'Чем и как
работают художники' проводится урок
'Выразительные возможности бумаги', на котором
учащиеся узнают много нового о бумаге, как
основном материале для макетирования. Далее в
течение второго (3) класса в теме 'Постройка и
фантазия' дети изучают многообразие форм
архитектурных сооружений.
Во второй четверти 2 (3) класса в общей теме
'Искусство на улицах твоего города' школьники
говорят о тех элементах искусства, которые
украшают любой город:
памятниках архитектуры, оградах парков,
скверов и бульваров, фонарях на улицах и парках,
витринах магазинов. На этих уроках дети вплотную
сталкиваются с техникой бумагопластики.
Вся вторая четверть 3 (4) класса посвящена общей
теме 'Древние города твоей земли'. На таких
уроках, как 'Древние соборы', 'Древний город',
'Города русской земли', 'Образ богатыря',
'Храмы - памятники' дети постигают и историю
родного края, его самобытность, учатся находить
необходимый материал, приобретают практические
навыки моделирования жилых городов.
Завершается изучение и моделирование на
городскую тематику в 3 четверти выпускного
класса в теме 'Каждый народ земли - художник'. В
этой четверти учитель ведет детей от встречи с
корнями родной культуры к осознанию
многообразия художественных культур мира.
Авторы программы предлагают как наиболее ценные
и связанные с культурой современного мира
культуры Древней Греции, Средневековой
(готической) Европы и Японии. На этих уроках дети
постигают гармонию человека с окружающей
природой и архитектурой, знакомятся с
величайшими памятниками архитектуры разных
культур, изучают основные направления в развитии
моды (так же, как ранее знакомились и изучали
архитектурные направления, моду и традиции
русского народа); учатся сравнивать и
анализировать те или другие особенности.
Практические навыки дети приобретают в процессе
выполнения коллективных панно. /Кстати и эти темы
вполне можно спланировать и реализовать как
учебный проект/.
Учебно-методическое обеспечение курса
предусматривает использование учебных пособий
для учащихся 'Искусство и ты' (1/2 класс),
'Искусство вокруг нас' (2/3 класс).
Я попыталась изложить последовательность
проводимых уроков, связанных с темой 'Город',
чтобы стал более понятен выбор метода учебного
проекта как формы обобщающего урока и логичность
названной темы, т. к она дает возможность не
ограничивать учащихся строгими рамками
поставленных перед ними задач, дает им право
выбора, возможность доопределить задачу, творить
и фантазировать. К тому же становится очевидным,
что дети не впервые сталкиваются с предъявляемой
им задачей, а будут опираться на уже имеющиеся у
них знания и умения, как и требует методология
учебного проекта.
Проект 'Портрет города'
Предмет: художественный труд
Класс: 3 /4/ нач. школы
Тип проекта: творческий
Планируемый результат: ученики в парах
разрабатывают декоративный макет города в виде
портрета в определенном известном им
архитектурном стиле, используя технику
объемного конструирования из бумаги,
представляют проекты классу, аргументируя выбор
стиля и названия работы. Оформление выставки.
Цели: Учить пользоваться техникой
конструирования объемных форм, усложняя их
декоративными деталями; учить различать
основные архитектурные направления; учить
выражать свое отношение к культуре разных
народов; развивать внимательность, фантазию,
воображение; развивать умение синтезировать
полученные ЗУН и выбирать необходимые;
воспитывать способность к взаимопониманию,
интерес и внимание к творческим усилиям
товарищей, давать адекватную оценку полученных
результатов (как собственных, так и чужих).
Учебно-педагогическая задача: используя
технику бумагопластики изобразить портрет
города, придерживаясь одного архитектурного
направления. С помощью декоративных деталей
украсить работу, дать ей название. Представить
свою работу, обосновав выбор стиля и данное
название.
Материалы: белая бумага, ножницы, клей
Тип групп: пары учащихся
Время: два последних урока в конце 3-й
четверти.
Работа над проектом
Урок1. Практическая работа.
1. Сообщение темы урока: сегодня на уроке мы с
вами будем творить. Вы уже знаете, что у каждого
города есть свое, неповторимое лицо. Сегодня вы -
архитекторы, градостроители, дизайнеры,
создатели портрета только своего города.
2. Задача: вы должны разбиться на пары и с
помощью имеющихся материалов разработать макет
города. Что это будет за город, из какой эпохи, из
какой страны - это ваш выбор. Вспомните,
пожалуйста, все, о чем мы с вами говорили на
последних уроках и попытайтесь создать свой
город, продумав его историю.
3. Условия: архитектурный стиль вашего города
должен быть узнаваем; и в соответствии с темой
это должен быть действительно портрет (лицо в
шляпе). А вот верх шляпы и есть ваш город.
4. Продумайте, как ваш город будет украшен,
подберите ему соответствующее название. На
следующем уроке вы будете представлять свои
проекты, знакомить нас с историей своего города.
Приготовьтесь обосновать выбор архитектурного
направления и названия портрета вашего города.
5. Я ожидаю увидеть, как вы работаете совместно,
помогая друг другу. Если потребуется помощь,
обращайтесь, пожалуйста, ко мне.
6. Не забывайте о технике безопасности при
работе с ножницами.
Урок 2. Презентация.
|
|
|
|
|