Сборник 'Экспериментальные
площадки в московском образовании' посвящен
актуальным вопросам организации и управления
экспериментом в учебных заведениях столицы. Этот
выпуск задуман в Центре городской
экспериментальной работы (ЦГЭР) Московского
института повышения квалификации работников
образования (МИОО) как один из видов
информационной и научно-методической поддержки
педагогов-экспериментаторов. Замысел его возник
как отклик на многочисленные пожелания учителей,
управленцев, администраторов школ и научных
руководителей экспериментальных площадок иметь
информационный канал, который отражал бы
различные тенденции в развитии образования и
позволял ориентироваться в современной
ситуации.
Участники экспериментальной
деятельности общаются в значительной степени
фрагментарно - в основном 'между своими', т.е. в
рамках отдельных предметных направлений и
профессиональных интересов. По такому же
принципу чаще всего расходится и
научно-методическая литература. Между тем для
всех, кто практически занимается развитием
образования, существуют общие вопросы: как
соотнести экспериментальную работу с базовым
компонентом школьного обучения, оценить
результаты эксперимента, выстроить отношения с
научным руководителем и т.п. Но главными для всех
экспериментаторов и реформаторов школьного
обучения остаются вопросы о характере изменения
общей образовательной ситуации в столице: в
каком направлении идут реформы? Как отдельные
усилия каждого влияют на развитие системы
образования в целом?
Мы в какой-то мере неожиданно для себя
оказались в новом чрезвычайно сложном и
разнообразном мире. Для того, чтобы понимать его,
недостаточно 'иметь в виду' только свои цели,
задачи и общаться с теми, кто разделяет твою
точку зрения, необходимо видеть себя среди
других, не похожих на 'нас'. Для оценки значения
собственных поисков и способов работы, важно
определить свое место среди иных подходов и
направлений деятельности. Именно поэтому этот
выпуск задуман как первый в серии публикаций
ЦГЭР, которые могут стать своеобразным каналом
'межпредметной' и 'межпозиционной'
коммуникации.
Сборник - совместный труд ЦГЭР с
представителями экспериментальных площадок.
Возможно кому-то он покажется неоднородным по
тематике и неоднотипным по жанру. Но мы полагаем,
что такое тематическое и жанровое разнообразие
публикуемых статей оправданно, поскольку
соответствует реальной мозаичности
экспериментальной культуры московских
педагогов и научных образовательных центров.
Статьи отражают различия в научных взглядах,
ценностных и профессиональных позициях их
авторов. Мы надеемся, что подобные сборники
станут своего рода 'площадкой' для
конструктивного и открытого диалога всех тех,
кому небезразлична судьба отечественной
педагогической мысли и образования.
Сборник 'Экспериментальные площадки
в московском образовании' состоит из четырех
разделов: 'Городской эксперимент: первые итоги,
проблемы и перспективы', 'Экспериментальная
деятельность: самоорганизация и управление
развитием', 'Эксперимент в округах:
научно-методическая поддержка' и
'Экспериментальные новости'.
Названия разделов выбраны не случайно,
и структура сборника имеет определенную логику.
Первые три раздела соответствуют тем областям
экспериментирования, которые сегодня, на наш
взгляд, сложились в образовательной практике.
Эти области деятельности отличаются друг от
друга по месту и назначению экспериментальной
работы в системе столичного образования и,
соответственно, по задачам и характеру
управления этой работой. Ответы на вопросы, что
такое эксперимент и зачем он нужен школьной
практике? - определяют в более или менее явном
виде общие рамки образовательной реформы, т.е.
идеологию, цели и задачи, основные направления
развития, способы и формы обеспечения
(материального, информационного, кадрового и
проч.) всех учебных процессов.
По этому параметру (общей рамке) мы
выделили в образовании три сферы
экспериментальной практики:
- эксперименты городского уровня, ведущиеся
по программе 'Столичное образование', которые
направлены на решение общегородских проблем и
выработку способов реформирования массовой
школы;
- поисковую и инновационную работу в
различных образовательных учреждениях,
нацеленную на совершенствование системы
обучения и модернизацию педагогической
деятельности в соответствии с современными
гуманитарными ценностями и уровнем развития
технологии. Такая работа, как правило,
регулируется сообществом учителей с помощью
различных форм профессионального
взаимодействия (в сборнике представлены четыре
способа такого регулирования -
телекоммуникационные сети, клубное общение,
обучение экспериментированию и
психолого-педагогическая экспертиза);
- экспериментальную работу в учреждениях
окружного уровня, направленную на адаптацию сети
учебных заведений к образовательным запросам
жителей округов (хотя работа в округах
изначально строилась по типу общегородского
эксперимента, однако окружные модели управления
деятельностью имеют существенные отличия).
Безусловно, по содержанию
деятельности все три сферы экспериментальной
практики могут пересекаться в одном учреждении
или эксперименте. Тем не менее, каждая из этих
сфер формирует свои средства анализа, оценки
результатов, хода экспериментальной работы, а
также управления.
В последнем - четвертом - разделе
собраны публикации, носящие индивидуальный и
конкретный характер. Это - успешный опыт работы,
частное мнение, информация о жизни
экспериментального сообщества.
Первый раздел открывает статья
председателя Экспертного совета программы
'Столичное образование' Н.Г. Алексеева,
который анализирует современные тенденции
развития образования. 'Мы живем в век
'коммуникационной революции'', - считает
Н.Г. Алексеев. Насыщенность контактами и
неограниченность пространства общения -
возможности, появившиеся благодаря новым
техническим средствам, принципиально меняют
условия существования современного человека,
его сознание. Подготовить человека к жизни в
открытом и 'прозрачном' обществе - одна из
глобальных задач системы образования.
В остальных статьях раздела дан анализ
результатов и перспектив развития
образовательного эксперимента в Москве, а также
проблем экспериментальной работы и подходов к их
решению. 'Экспериментальная площадка' - новая
форма организации совместной деятельности
теоретиков и практиков-педагогов, рожденная два
года назад в ходе разработки столичной программы
развития образования. Такая форма организации
эксперимента была выбрана как наиболее
эффективная для развития сотрудничества научных
и образовательных учреждений. Авторы статей -
руководители экспериментальных площадок (ректор
МИОО А.Л. Семенов, зав. лабораторией
иностранного языка МИОО В.В. Пономарева,
директор Института новых технологий образования
Е.И. Булин-Соколова, ведущий науч. сотрудник
Института теории образования и педагогики РАО
М.В. Богуславский и др.) - делятся своими
размышлениями о ходе эксперимента, предлагают
различные пути решения актуальных проблем
организации экспериментальной деятельности.
Второй раздел объединяет публикации,
где обсуждаются формы взаимодействия участников
экспериментальной работы и механизмы развития
эксперимента. Формировать сообщество
педагогов-экспериментаторов с помощью создания
телекоммуникационных сетей предлагает
руководитель ЦГЭР Н.Ю. Пахомова и сотрудник
школы ? 1078 К.В. Гаршенин. О другой форме
самоорганизации экспериментаторов и развитии их
поисковой деятельности (творческий
профессиональный клуб) рассказывают директор и
сотрудник ИНТ Е.И. Булин-Соколова и
Е.В. Тростникова. Еще две публикации раздела
представляют читателям авторские версии
управления развитием эксперимента посредством
психолого-педагогической экспертизы
(зам. директора и сотрудник НПО 'Школа
самоопределения' Д.А. Иванов и
И.Г. Шестакова) и путем обучения
'экспериментированию' (сотрудник ЦГЭР
В.Ш. Крупник).
В третьем разделе собраны статьи об
опыте организации экспериментальной работы в
учреждениях образования двух округов столицы -
Центрального и Северо-Западного. Раздел
открывает обзорная статья сотрудника ЦГЭР
Т.В. Королевой; в остальных - более подробно о
своих профессиональных находках рассказывают
представители окружных методических центров,
руководители и сотрудники учебных заведений
округов.
Четвертый раздел - информационный.
Здесь собраны публикации-сообщения различного
характера: о школьном эксперименте в области
экологического образования (науч. консультант
школы ? 1048 Ю.А. Барышева), об итогах
январской конференции по информационным
технологиям в образовании (сотрудники ЦГЭР
Е.Л. Иванова, В.Ш. Крупник). Последняя статья
раздела посвящена системе курсовой подготовки,
организованной ЦГЭР (Г.П. Зернова).
Предлагаемый вниманию читателей
сборник адресован прежде всего педагогам,
методистам и директорам школ, кто ведет свой
творческий поиск или хотел бы включиться в
экспериментальную педагогическую деятельность.
Мы думаем, что он заинтересует не только
московских педагогов, но и их коллег в российских
регионах, так как многие проблемы московского
образования - лишь отражение общей ситуации в
учебных заведениях России.
Мы надеемся, что публикации ЦГЭР
станут регулярными и каждый выпуск будет
посвящен своей теме, связанной с работой
экспериментальных площадок столицы. Всех,
желающих сотрудничать, обсуждать интересные
темы и проблемы педагогического творчества, а
также тех, кто хочет заявить о себе, представить
результаты своего труда, мы приглашаем на
страницы будущих изданий.