В последние годы в поисках
новых форм образовательных ситуаций для
реформирования системы образования новаторы
предлагают большое разнообразие инноваций, как в
традиционной классно-урочной парадигме, так вне
нее. Инновационный поиск непременно
отталкивается от запросов нового общества, его
экономической и политической перестройки, его
запросов на новые качества членов общества,
новый профессионализм подрастающего поколения.
Как показывает опыт, метод проектов,
деятельностный подход к обучению как нельзя
лучше решают задачи новой школы.
В образовании создание проектов
сегодня находится в центр внимания, как ученых,
так и педагогов-практиков. Учебный проект
является в ряде случаев ведущей образовательной
формой, подчиняющей себе всю
образовательно-воспитательную ситуацию
учебного заведения. Где-то учебные проекты
органично сочетаются с традиционной системой
предметного классно-урочного обучения. Велико
разнообразие учебных проектов. От проекта на
один урок до проекта на весь учебный год.
Курсовое проектирование в пред профессиональной
подготовке. Проектирование индивидуальное,
групповое и разновозрастное, общешкольное,
межшкольное и международное по составу
участников. От проектов для изучения разных
предметных тем до меж предметных, вне предметных
и внешкольных.
В МИОО 15 февраля 2000 г. состоялся
традиционный методологический городской
семинар по теме "Методология учебного
проекта" с приглашением к выступлениям и
дискуссиям ученых РАН, РАО, ВУЗов, институтов и
академии повышения квалификации работников
образования, методистов округов и МИОО,
педагогов практиков московских школ - всех, кто
интересуется темой семинара.
Как это часто бывает, первоначальный
замысел семинара, как бы тема не казалась
широкой, вышел по охвату вопроса за пределы
замысла. Было бы вернее говорить о проектном
подходе в образовании. Тем более, что, как
замечает И.Д.Чечель, "педагогическое
проектирование является феноменом, возникшим в
результате взаимодействия двух актуальных
тенденций: инновационный "взрыв"
педагогической практики и методологические
исследования в педагогической науке. Точнее,
встречное движение этих процессов отличает
современные процессы проектирования как
системный пересмотр образовательных
концепций."
В собранных в данном издании текстах
докладов участников семинара вы сможете
разобраться с причинами значительного повышения
интереса к методу проектов учителей, методистов,
ученых. Узнаете, чем учебный проект
привлекателен для детей; как меняется роль
учителя по отношению к ученику в процессе работы
над проектом; какие возможности в решении задач
обучения, развития и воспитания открываются с
использованием этого метода.
Положительный педагогический опыт при
его распространении нуждается в
научно-методическом сопровождении: осмыслении,
обобщении, классификации и очерчивании рамок его
эффективного применения. Совместная работа
науки и практики в рамках нашего семинара,
открытый обмен мнениями, представленный опыт и
результаты инноваций возможно будет полезны как
практикам, так и ученым, и всем тем, мы надеемся,
кто возьмет в руки наше издание.
Статьи сборника расположены в
алфавитном порядке фамилий авторов.
Теоретические и прикладные выступления вы
можете найти вперемежку с описаниями
результатов практической экспериментальной
работы московских образовательных учреждений.
Нинель Юловна Пахомова
E-mail: labmro@narod.ru