Авторский курс Елены Африной
Описание дистантной подготовки к преподаванию интегригованного курса для 5-6 классов 'Основы естественнонаучных исследований'
Основной задачей данного курса является формирование навыков исследовательской работы у младших школьников. Учащиеся знакомятся с такими приемами работы, которые действительно нужны любому исследователю-экспериментатору: химику, биологу, физику или географу, В основу этого интегрированного курса естествознания положен деятельностный подход к процессу обучения, большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся.
Курс выстроен как последовательность исследовательских работ, каждая из которых естественно вытекает из предыдущей. Домашние задания являются своеобразными "мостиками", связывающими соседние занятия.
Существенной частью методики работы является формирование и развитие навыков продуктивного взаимодействия школьников в составе малых групп. В процессе преподавания широко используются новые информационные технологии, компьютер становится рабочим инструментом как учащихся, так и преподавателей. Курс включает элементы физики, химии, биологии, географии и экологии и представляет собой пример кардинальной реконструкции традиционного учебного предмета в соответствии с требованиями подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Интегрированный курс <естествознание + информатика + технология> для пятых и шестых классов моделирует основные принципы работы ученого-исследователя и формирует некоторые навыки научно-исследовательской работы у младших школьников. Курс посвящен изучению жизни растений и включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умение обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности, умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в различных условиях, навыки работы с литературой и т.д.
Начинается курс с вводного лабораторного практикума, позволяющего научить учащихся правильно работать с такими приборами как линейка, мензурка, весы, термометр, пользоваться палеткой и т.п. Знакомясь с техникой измерений, учащиеся учатся измерять длину, размеры малых тел; находить площадь поверхности и объем тел правильной и неправильной формы, их массу и плотность, а также учатся использовать для расчетов микрокалькуляторы и знакомятся с некоторыми правилами приближенных вычислений.
Все работы вводного практикума связаны с основной темой курса: изучение процесса роста растений и влияния на него внешних условий. Уже на первом уроке, когда мы начинаем говорить о жизни растений, выявляется необходимость количественной оценки процесса роста: при измерения длины стеблей и площади поверхности листьев, объема и массы отдельных частей растения. Знакомство с результатами влияния внешних условий на рост растений приводит нас к необходимости измерения температуры, к изучению процессов теплообмена, испарения и конденсации, а также капиллярных явлений. Рассматривая питание и дыхание растений или действия света на них, можно познакомить ребят со свойствами воды и растворов, со свойствами газов и составом воздуха, с работой простейших оптических приборов (лупой и микроскопом), а также с некоторыми химическими процессами.
В дальнейшем ребята знакомятся с основными частями растений, их функциями и процессами в них происходящими, строением и свойствами почвы, воздуха, воды, влияним климатических и атмосферных условий на процесс роста растений. Заключительная часть курса посвящается экологическим проблемам: загрязнение воздуха, почвы и воды.
Данный курс предполагает возможность параллельной координации с учебными программами по технологии и информатике и использование навыков работы с компьютером для подготовки "научных отчетов и публикаций" будущих экспериментаторов. Предусматривается возможность использования групповой и сетевой работы, а также видеоматериалов по некоторым темам курса.
Все изучение материала проводится на основе экспериментальных данных, полученных учащимися в процессе лабораторных исследований на уроке и дома.Для записи результатов, полученных в ходе опытов, учащимся предлагается лабораторный журнал (тетрадь на печатной основе), в котором они на каждом уроке ведут свои записи. В этот лабораторный журнал они вклеивают некоторые отчеты и материалы, подготовленные на уроках информатики в компьютерном классе.
По итогам каждой серии опытов в классе проводится обсуждение полученных результатов, систематизируются экспериментальные данные. Демонстрационный эксперимент используется гораздо меньше, чем фронтальные опыты учащихся. Эти опыты проводятся на простейшем оборудовании, которое легко подобрать в любой школе.
Настоящий курс предполагает возможность использования вкупе с курсом информатики. На уроках естествознания учащиеся, моде- лируя работу исследователя, осваивают технику подготовки отчетов по проделанной работе, которые могут стать предметом обмена информацией по электронной почте. При этом компьютерная компонента курса может включать в себя следующие основные этапы: освоение текстового и графического редактора, подготовка собственных текстов и рисунков с помощью персональной ЭВМ, а также освоение файловой системы, сохранение подготовленных текстов в виде файлов, изучение устройств постоянной памяти персональной ЭВМ, ведение архива подготовленной информации на переносимых устройствах памяти (дискетах), знакомство с электронной почтой для обмена корреспонденцией с "коллегами" из других школ.
Кроме того в качестве дополнительного материала могут быть рассмотрены: электронные таблицы как средство оформления результатов исследований; издательская система как средство подготовки печатных материалов по результатам исследований и обмена корреспонденцией по определенным темам.
Работа по программе этого курса повышает мотивацию учащихся, развивает их творческую активность, способствует обновлению содержания образования, гуманитаризации учебного процесса, позволяет использовать в процессе преподавания новые педагогические и информационные технологии.
Возможность обмена корреспонденцией с помощью ПЭВМ открывает широкие перспективы для использования подготовленных на уроках естествознания материалов во время уроков русского или иностранного языков (например, при возможности обмена с зарубежными партнерами, для которых иностранный язык является родным). Выработка навыков письменной речи, изучение лексики и грамматики на реальном "живом" материале, изучение различных стилей деловой или научной корреспонденции - таков далеко не полный пере-чень возможных для такого обмена тем.
Возможность обмена однородной информацией по электронной почте предполагает перспективу организации электронных конференций в масштабах города, региона или даже страны в целом, участниками которой могут стать учащиеся школ, в которых преподается естествознание, а также зарубежные школы - партнеры, в которых изучают аналогичные вопросы и проблемы. Такая организационная форма обмена корреспонденцией подразумевает определенную координацию. На основе материалов экспериментальной электронной конференции по этому курсу подготовлено методическое руководство для модератора подобной конференции, включающее в себя практические рекомендации по - выбору тем курса для обмена подготовленными материалами; - выбору тем сообщений, носящих общий, не привязанный к конкретным изучаемым темам характер; - последовательности обмена сообщениями,- примеры писем как модератора сети, так и подготовленных учащимися; - сетевому этикету и правилам поведения в сети.
В основе работы такой сетевой группы использованы принципы и техники обучения в сотрудничестве (collective learning), находящие широкое применение в зарубежных образовательных электронных конференциях.
Описание дистантной подготовки к преподаванию интегригованного курса для 5-6 классов 'Основы естественнонаучных исследований'
Основной задачей данного курса является формирование навыков исследовательской работы у младших школьников. Учащиеся знакомятся с такими приемами работы, которые действительно нужны любому исследователю-экспериментатору: химику, биологу, физику или географу, В основу этого интегрированного курса естествознания положен деятельностный подход к процессу обучения, большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся.
Курс выстроен как последовательность исследовательских работ, каждая из которых естественно вытекает из предыдущей. Домашние задания являются своеобразными "мостиками", связывающими соседние занятия.
Существенной частью методики работы является формирование и развитие навыков продуктивного взаимодействия школьников в составе малых групп. В процессе преподавания широко используются новые информационные технологии, компьютер становится рабочим инструментом как учащихся, так и преподавателей. Курс включает элементы физики, химии, биологии, географии и экологии и представляет собой пример кардинальной реконструкции традиционного учебного предмета в соответствии с требованиями подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Интегрированный курс <естествознание + информатика + технология> для пятых и шестых классов моделирует основные принципы работы ученого-исследователя и формирует некоторые навыки научно-исследовательской работы у младших школьников. Курс посвящен изучению жизни растений и включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умение обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности, умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в различных условиях, навыки работы с литературой и т.д.
Начинается курс с вводного лабораторного практикума, позволяющего научить учащихся правильно работать с такими приборами как линейка, мензурка, весы, термометр, пользоваться палеткой и т.п. Знакомясь с техникой измерений, учащиеся учатся измерять длину, размеры малых тел; находить площадь поверхности и объем тел правильной и неправильной формы, их массу и плотность, а также учатся использовать для расчетов микрокалькуляторы и знакомятся с некоторыми правилами приближенных вычислений.
Все работы вводного практикума связаны с основной темой курса: изучение процесса роста растений и влияния на него внешних условий. Уже на первом уроке, когда мы начинаем говорить о жизни растений, выявляется необходимость количественной оценки процесса роста: при измерения длины стеблей и площади поверхности листьев, объема и массы отдельных частей растения. Знакомство с результатами влияния внешних условий на рост растений приводит нас к необходимости измерения температуры, к изучению процессов теплообмена, испарения и конденсации, а также капиллярных явлений. Рассматривая питание и дыхание растений или действия света на них, можно познакомить ребят со свойствами воды и растворов, со свойствами газов и составом воздуха, с работой простейших оптических приборов (лупой и микроскопом), а также с некоторыми химическими процессами.
В дальнейшем ребята знакомятся с основными частями растений, их функциями и процессами в них происходящими, строением и свойствами почвы, воздуха, воды, влияним климатических и атмосферных условий на процесс роста растений. Заключительная часть курса посвящается экологическим проблемам: загрязнение воздуха, почвы и воды.
Данный курс предполагает возможность параллельной координации с учебными программами по технологии и информатике и использование навыков работы с компьютером для подготовки "научных отчетов и публикаций" будущих экспериментаторов. Предусматривается возможность использования групповой и сетевой работы, а также видеоматериалов по некоторым темам курса.
Все изучение материала проводится на основе экспериментальных данных, полученных учащимися в процессе лабораторных исследований на уроке и дома.Для записи результатов, полученных в ходе опытов, учащимся предлагается лабораторный журнал (тетрадь на печатной основе), в котором они на каждом уроке ведут свои записи. В этот лабораторный журнал они вклеивают некоторые отчеты и материалы, подготовленные на уроках информатики в компьютерном классе.
По итогам каждой серии опытов в классе проводится обсуждение полученных результатов, систематизируются экспериментальные данные. Демонстрационный эксперимент используется гораздо меньше, чем фронтальные опыты учащихся. Эти опыты проводятся на простейшем оборудовании, которое легко подобрать в любой школе.
Настоящий курс предполагает возможность использования вкупе с курсом информатики. На уроках естествознания учащиеся, моде- лируя работу исследователя, осваивают технику подготовки отчетов по проделанной работе, которые могут стать предметом обмена информацией по электронной почте. При этом компьютерная компонента курса может включать в себя следующие основные этапы: освоение текстового и графического редактора, подготовка собственных текстов и рисунков с помощью персональной ЭВМ, а также освоение файловой системы, сохранение подготовленных текстов в виде файлов, изучение устройств постоянной памяти персональной ЭВМ, ведение архива подготовленной информации на переносимых устройствах памяти (дискетах), знакомство с электронной почтой для обмена корреспонденцией с "коллегами" из других школ.
Кроме того в качестве дополнительного материала могут быть рассмотрены: электронные таблицы как средство оформления результатов исследований; издательская система как средство подготовки печатных материалов по результатам исследований и обмена корреспонденцией по определенным темам.
Работа по программе этого курса повышает мотивацию учащихся, развивает их творческую активность, способствует обновлению содержания образования, гуманитаризации учебного процесса, позволяет использовать в процессе преподавания новые педагогические и информационные технологии.
Возможность обмена корреспонденцией с помощью ПЭВМ открывает широкие перспективы для использования подготовленных на уроках естествознания материалов во время уроков русского или иностранного языков (например, при возможности обмена с зарубежными партнерами, для которых иностранный язык является родным). Выработка навыков письменной речи, изучение лексики и грамматики на реальном "живом" материале, изучение различных стилей деловой или научной корреспонденции - таков далеко не полный пере-чень возможных для такого обмена тем.
Возможность обмена однородной информацией по электронной почте предполагает перспективу организации электронных конференций в масштабах города, региона или даже страны в целом, участниками которой могут стать учащиеся школ, в которых преподается естествознание, а также зарубежные школы - партнеры, в которых изучают аналогичные вопросы и проблемы. Такая организационная форма обмена корреспонденцией подразумевает определенную координацию. На основе материалов экспериментальной электронной конференции по этому курсу подготовлено методическое руководство для модератора подобной конференции, включающее в себя практические рекомендации по - выбору тем курса для обмена подготовленными материалами; - выбору тем сообщений, носящих общий, не привязанный к конкретным изучаемым темам характер; - последовательности обмена сообщениями,- примеры писем как модератора сети, так и подготовленных учащимися; - сетевому этикету и правилам поведения в сети.
В основе работы такой сетевой группы использованы принципы и техники обучения в сотрудничестве (collective learning), находящие широкое применение в зарубежных образовательных электронных конференциях.