Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/gym1512/projects/zandman.doc
Дата изменения: Mon Apr 28 21:21:47 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:14:07 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: m 1

Название проекта:

«Русская классическая литература и ее воплощение в киноискусстве»

Автор: Зандман Р.И., учитель русского языка и литературы гимназии ? 1512
г. Москвы

Цель проекта. Научить школьников давать самостоятельную оценку явлениям
культуры через исследование и сопоставление произведений искусства
(литературу и кино) с учетом философско-эстетических взглядов художника
и сквозь призму образной структуры произведения.
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект: литература.
Близкие к проблеме проекта темы: философия, культурология, кинокритика,
социология, медиаобразование.
Срок проведения всего проекта: учебный год.
Срок проведения фрагмента проекта, связанного с изучением творчества
И.С.Тургенева: сентябрь-октябрь (8 уроков и самостоятельные занятия в
медиатеке).
Возраст учащихся, работающих в проекте: 15-17 лет.
Аннотация: Данный проект рассчитан на весь учебный год и проводится
учителем гуманитарного цикла гимназий и лицеев с целью изучения русской
классической литературы на культурологическом уровне. Проект призван
помочь решить проблему отношения к литературе как к виду искусства.
Работа в проекте покажет школьникам значимость общечеловеческих
ценностей, позволит сформировать особое отношение к нравственно-
эстетическим ценностям в рамках гуманитарного мышления. Участие в данном
проекте побуждает к творческому освоению художественной
действительности. В рамках данного проекта реализуются развивающие цели
и задачи, формируется аналитическое мышление и развивается внимание,
память. Формируются общеучебные умения и навыки.
Выходы: творческие отчеты по темам фрагмента проекта с использованием
видеоматериалов.
Этапы работы над фрагментом проекта, связанным с изучением творчества
И.С.Тургенева:
1 этап (два урока): Актуальность проблемы, предлагаемой проектом, выбор
подтем, первичное знакомство с темой фрагмента проекта, определение
задач и способов взаимодействия, разделение участников на творческие
группы по интересам, выбор лидеров и обозначение функциональных
обязанностей каждого в группах. Введение понятий "природа", "воля",
"любовь", "вечность", "мировоззрение", "миросозерцание" в лекционном
материале.
2 этап (два урока и самостоятельные занятия в медиатеке):
Обсуждение источников информации, сбор информации, ознакомление с ней,
анализ-обобщение, самостоятельная (групповая, индивидуальная)
деятельность учащихся, консультации учителя, оформление результатов,
анализ результатов в группах, коррекция, выводы (обсуждение своеобразия
восприятия информации в гуманитарной области с учетом позиций критика и
художника), консультации учителя. Углубление понятия "эпическое
произведение" Введение понятия "роман". Консультации учителя по
самостоятельной работе учащихся с текстами произведений, словарей и
справочников.
З этап (три урока и самостоятельные занятия ребят в медиатеке):
Введение теоретического материала в виде лекций (тема: Философские и
эстетические взгляды Тургенева. Своеобразие его романов). Введение
терминов кинокритики: режиссура, музыкальный фон, коллорит, актерская
игра. крупный план, полнометражный, экранизация, творческое освоение
классического материала. Самостоятельная работа учащихся в группах и
индивидуально в медиатеке: а) сравнительный анализ эпизодов произведения
и кинофрагментов с целью выявления степени освоения классического текста
средствами киноискусства; б) обсуждение изобразительных средств
художественного текста и кинопроизведения; в) привлечение критического
материала и сделанных самостоятельно выводов с целью осознания и оценки
избранного материала, относящегося к характеристике главного героя; г)
компановка материала внутри групп с виде творческого отчета с
привлечением видеоматериалов.
4 этап (один урок): "Защита" учащимися творческих работ по избранной
проблеме творческая лаборатории).
Процедура проведения проекта:
1. Презентация тем будущего проекта, формирование групп по интересам.
2. Определение количества групп участников (5-7 человек), распределение
функциональных обязанностей каждого.
3. Обсуждение источников информации (словари, справочники
видеоматериалы, компьютерные базы данных).
4. Работа над проблемой коллективно в классе (лекции).
5. Работа по темам проекта в группах (в классе и медиатеке): сбор
информации, аналитическая работа над собранным материалом, консультации
учителя, корректировка, дальнейший поиск информации, анализ новых
фактов, обобщение-обсуждение полученных данных, оформление материалов.
6. "Защита" проектных работ.
7. Оценка деятельности творческих групп в рамках проекта, работа
"академической" группы по подведению общих итогов.