Март
Феномен лагерного сбора в нашей школе - тема отдельного разговора. Это традиционное школьное дело (а этой традиции уже 27 лет) по праву можно назвать самым ожидаемым и любимым, поэтому в нашем сайте ему выделены отдельные странички. Но даже это не может дать той полной картины, которая позволила бы понять чувства ребят, пишущих такие строки в сборовском "Ветерке" (газета, в которой ребята досказывают то, что не успели сказать во время сбора):
"Сбор - ты лучшее, что было в моей жизни" (Таня С.).
"Сбор, хочу снова окунуться в тебя" (Максим Ш.).
"Сбор, ты подарил мне столько друзей" (Ира Н.).
"Сбор, спасибо тебе за чудеса" (Елена С.).
"Сбор, ты моя надежда на справедливость" (Владимир К.).
Сбор - это форма воспитания личности через включение ее в идеальные отношения, формируемые в процессе труда, общения, искусства, спорта и игры. Время сбора до предела насыщено делами, порождающими коллективистические, гуманные отношения, носителем которых становится актив ребят, способствующий развитию этих отношений в повседневной жизни школы. Условно это время можно разделить на три этапа.
Первый - подготовительный. Он начинается с Большого совета школы, в котором принимают участие ученики, учителя и выпускники (именуемые "старичками"). На Большом совете анализируют прошедший сбор, обсуждают идею предстоящего. Большой совет утверждает количество участвующих в сборе, а также персонально каждого комиссара-старшеклассника - будущего руководителя разновозрастного отряда. Этому утверждению предшествует кропотливая работа в школьных классах, начиная с седьмого. Ребята выбирают лидеров сбора. Они сориентированы на то, каким должен быть комиссар. Главные его качества: ум, творческая активность, доброе отношение к людям, энергичность.
Едут на сбор не все желающие. Учащимся 7-11-х классов предоставляется возможность участия в сборе общим собранием класса (нельзя не оговориться: сбор школы ?825 - это не сбор отличников, а сбор людей, активно участвующих в делах своего класса, добросовестно учащихся - именно добросовестно).
Принципы формирования отрядов предстоящего сбора:
добровольность выбора отряда;
разновозрастность;
возможность перехода из отряда в отряд в период подготовки (вот уже несколько лет это удается избежать);
равновесие сил (оптимальное отношение юношей и девушек, старших и младших, опытных и дебютантов, поющих, играющих на музыкальных инструментах и т.д.).
Отрядов восемь: шесть из них сформированы из ребят, плюс педагогический отряд и отряд "старичков". Каждый отряд занимается подготовкой к сбору по своей программе, исходя из конкретных задач, перед ним поставленных.
Начинается подготовка к сбору. Каждый день сбора предполагает несколько дел, требующих коллективного, группового, индивидуального участия. Каждый планируемый день включает одно из "обязательных" коллективных традиционных творческих дел ("Защита имени отряда", ГТД - главное творческое дело, ГФТ - главное философское дело), к которым отряды собирают материалы, пишут сценарии. Темы для ГТД и ГФД выбираются на Большом совете.
Следующий, второй этап - собственно сбор - это трое суток ("нулевой", первый, второй, третий дни) весенних каникул с выездом за пределы своего города.
Организация каждого дня сбора - задача особая: важно найти оптимальный режим для отдыха, творчества, общения. Помимо главных дел, программа каждого дня включает полуэкспромты, т.е. темы, известные заранее и часто обдуманные еще дома. А есть и абсолютные экспромты, предлагаемые и организуемые, как правило, отрядом "старичков" и готовящиеся в течение 15-30 минут всеми отрядами сбора.
Вечером в каждом сборовском отряде проходит "огонек". Это честный и добрый разговор о прошедшем дне, об его светлых и темных сторонах, это анализ дня. Разговор откровенный и правильно понимаемый ребятами.
Завершает день общий "огонек" - это два часа, наполненные особым смыслом: общий круг, освещенный светом Бригантины (макет корабля с подсвеченными алыми парусами - один из символов сбора), песенная прелюдия анализа дня в самом уютном месте работы сбора. "Огонек" - это разговор не по "службе", а по "душе".
Третий этап - последствие. Ребята и учителя возвращаются в последнюю учебную четверть, и вся школа несколько дней не отходит от сборовских газет, передающих настроение, атмосферу случившегося, и только спустя три дня всех приглашают на Большой совет для анализа сбора.
На анализ собираются не только сборовское сообщество, но и другие заинтересованные лица. Здесь разговор иной раз начинается жестко, в корне отличаясь от разговоров в кругу на самом сборе. И это педагогически оправдано: чтобы двигаться дальше, расти, необходим критический взгляд на прошедшее.
Если Вас заинтересовало это дело, то более подробно о нем Вы можете прочитать в статьях книги, вышедшей в 2004 году, "Школа воспитания: 825-й маршрут" (См. список публикаций о школе).