Интегрированный урок русского языка с информатикой
Ход урока.
I Организационный момент.
II Сообщение темы и цели урока.
Мы разделились с вами на 3 команды, чтобы посоревноваться между собой в знаниях о русском языке, в частности о частях речи. На уроке нам также потребуется тетрадь по информатике, так как урок сегодня не совсем обычный: мы на нем коснемся и русского языка, и информатики. За правильно выполненное задание команда будет получать очки - бусины. Чем больше бусин у команды, тем она ближе к победе.
III Раунд 1. Закрепление знаний об имени существительном.
Скажите, какие части речи вам известны? (Имя сущ-ное, имя прилаг., глагол, предлог.)
Наш первый раунд посвящен имени существительному. Вспомните, что вы знаете об этой части речи?(Дети рассказывают правило.) А теперь приступаем непосредственно к заданию. Я вам предлагаю прослушать текст( Компьютерный диск 'Семейный наставник. Русский язык. 2 класс. Контрольный диктант? 13.)
Ст.ял солнечный день. Костя и дедушка х.дили п. л.су. Присели на п.нек. Дедушка ра..казал внуку ска.ку.
Вдру. Костя заметил капли. Они падали с б.ре.ки. У дер.ва был сломан сук. Из ранки лились слезы.
Дедушка п.р.вязал вет.ч.ку. Б.ре.ка п.р.стала плакать. Дедушка взял глину и замазал рану. Пусть ж.вет б.ре.ка!
Вопросы к тексту:
1. Как вы думаете, в какое время года происходит событие, описанное в тексте? (Весной.) Почему? (Березовый сок течет весной.)
2. Как вы объясните действия дедушки? (Он перевязал ранку, чтобы береза не погибла.)
А теперь возьмите листы (каждый ученик получает текст, напечатанный на листе) и послушайте задание:
1. Вы должны вставить пропущенные буквы синей ручкой. В выделенном отрывке текста (для каждой команды свой отрывок) найти имена сущ-ные и подчеркнуть их зеленой ручкой при помощи линейки.
2. Когда вы выполните задание самостоятельно , я вам разрешаю тихонько посоветоваться и сверить выполненное задание друг с другом.
(На выполнение этого задания ученикам дается 4-5 минут, после чего идет проверка.)
Хочу обратить ваше внимание на то, что одна пока команда отвечает, остальные две команды должны внимательно слушать и если потребуется , то дополните ответ другой команды и тем самым принесете дополнительное очко своей команде.
Итак, проверяем 1 команду. Прежде чем услышать какие имена сущ-ные вы подчеркнули , скажите
- В каком слове парный согласный требует проверки?
( сказка-сказочка)
- В каком слове вы вставили удвоенную согласную?
( рассказы)
- На какую еще орфограмму вам встретились слова в этом отрывке?
(безуд. гл.)
Называйте слова и проверяйте их:
Стоял- стоя
Ходили-ходит
Пенек-пень
Молодцы, а теперь послушаем, какие имена сущ-ные вы подчеркнули. (Каждый член команды называет по одному имени сущ-ному: день, Костя, дедушка, (по) лесу, (на) пенек, дедушка, внуку, сказку.)
Если возражений или добавлений у других команд нет, то 1 команда заработала 5 очков.
Проверяем 2 команду.
- Назовите, какие словарные слова вам встретились и как вы их написали?
( вдруг, березки)
- На какую еще орфограмму встретилось слово с пропущенной буквой?
( безуд. гл.)
- Какую букву вы написали и почему?
Называйте имена сущ-ные.( Костя, ранки, (с) березки, (у) дерева, сук, (из) ранки, слезы.
Какие замечания или дополнения ко 2-ой команде? (Если команда выполнила все верно, то она получает тоже 5 очков.
Проверим 3 команду.
- Назовите слова с сочетаниями ( веточку, живет)
- Назовите слова, которые нельзя перенести (взял, пусть).
Прочитайте имена сущ-ные, которые вы подчеркнули.( дедушка, веточку, березка, дедушка, глину, рану, березка).
Оцениваем 3-ю команду.
Итак, за первый раунд 1-я команда заработала : очков, 2-я команда : очков, а 3-я команда : очков.
IV Раунд 2. Закрепление знаний об имени прилагательном.
Наш второй раунд посвящен другой части речи, какой именно догадаетесь немножко позже.
( На доске висят таблицы со словами:
гаечный
человечный
сердечный
канареечный
леденечный
солнечный
беспечный
встречный
аптечный
спичечный
крошечный
игрушечный
- Прочитайте эти слова про себя. Что общего вы заметили в этих словах? (Эти слова- имена прилагательные, во всех словах есть сочетания 'ЧН').
- Вы догадались какой части речи будет посвящен 2 раунд? ( Имени прилагательному.)
- Что вы знаете об этой части речи? (Рассказывают правило.)
Какие слова непонятны вам? ( Если смысл каких-то слов детям непонятен, то учитель объясняет.)
А теперь послушайте задаание: всей командой вы должны обсудить, какие имена существительные могут подойти к данным именам прилагательным и составить с данными словами словосочетания. Для 1 команды слова на 1 листе, для 2 команды на другом листе и т.д.
На это задание детям дается 2-3 минуты, после чего задание проверяется. (Примерные ответы детей:
Гаечный ключ
Человечный поступок
Сердечный человек
Канареечный цвет, шест
Леденечный цех
Солнечный день, луч, свет
Беспечный человек
Встречный поезд
Аптечный пункт, киоск
Спичечный коробок
Крошечный ребенок, человечек
Игрушечный домик, башмачок.
А сейчас вы должны открыть тетрадь по информатике на с. 54 и выполнить задание ? 1.
В цепочку слов (учитель показывает образец работы) вы должны вставить синей ручкой недостающие буквы. На это задание вам дается 2 минуты.
Для проверки этого задания я для каждой команды приготовила утверждения. Проверяемая команда использует для ответов карточки с буквами И, Л, Н. Вспомните, что обозначают эти буквы?(' истинно', 'ложно', 'неизвестно'.)
Итак, сейчас приготовилась 2 команда.
1. В этой цепочке 11 имен прилагательных. (Л)
2. 3 слово после слова ВСТРЕЧНЫЙ слово КРОШЕЧНЫЙ.(И)
3. После слова ИГРУШЕЧНЫЙ хотели написать слово СЛАДКИЙ.(Н)
Приготовилась 3 команда.
1. Все имена прилагательные имеют разные окончания.(Л)
2. Во всех словах этой цепочки есть сочетания ЧК.(Л)
3. Слово СОЛНЕЧНЫЙ идет позже слова БЕСПЕЧНЫЙ .
А теперь утверждения для 1 команды.
1. Все буквы, которые вы вставили- согласные.(Л)
2. Первое слово в этой цепочке - ИГРУШЕЧНЫЙ.(Л)
3. 3 слово после слова АПТЕЧНЫЙ - ИГРУШЕЧНЫЙ. (И)
Все активно и дружно отвечали в этом раунде и поэтому 1 команда получает : очков, 2 команда - : очков, 3 команда - : очков.
V Раунд 3. Закрепление знаний о глаголе.
Переходим к 3 раунду, который посвящен глаголу. Вспомните, что вы знаете об этой части речи.( Дети рассказывают правило.)
Задание заключается в следующем: каждая команда получает цепочку бусин, в которые вписаны буквы. Из этих слов - бусин вы должны составить слово, которое обозначает действие предмета ( т. е. глагол).
Бусины для 1 команды: И, В, С, Ь, Е, Т ( ВИСЕТЬ).
Бусины для 2 команды: Я, Т, С, Ь, В, А, З ( СВЯЗАТЬ)
Бусины для 3 команды: Ь, Т, А, О, П, Д, И, С (ПОСАДИТЬ).
(После того, как учитель видит, что дети справились с заданием, ученикам предлагается самопроверка.)
- Откройте конверты и посмотрите на глаголы, которые у вас должны получиться. Если они совпали, то вы с заданием справились и получаете по 1 очку.
Далее каждой команде раздается по картинке и листу с несколькими выражениями. Команде предлагается выбрать из нескольких выражений только одно, подходящее к картинке. Также команда должна попытаться объяснить, что это выражение означает. Если дети затрудняются, то учитель приходит на помощь. (Компьютерный диск 'Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004').
Связать по рукам и по ногам - лишить возможности действовать, поступать по своему.
Висеть на телефоне - часто и помногу говорить по телефону.
Посадить в галошу - что и посадить в калошу - поставить в неловкое, смешное положение. Сесть в калошу - потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении.
Далее оценивается работа каждой команды. В этом раунде 1 команда получает .. очков, 2 команда .. очков, а 3 команда .. очков.
VI Раунд 4. Закрепление знаний о предлоге.
И осталось нам повторить еще одну часть речи - предлог. Вспомните, что вы знаете об этой части речи. (Дети рассказывают правило.) Прочитайте еще раз выражение, которое подошло к вашей картинке и найдите в нем предлог. Докажите, что это действительно предлог. (Связать по больным рукам. Висеть на сотовом телефоне. Посадить в резиновую галошу.)
И последнее задание будет творческое . Вам предстоит составить предложение, в которых есть следующие предлоги: 1 команда- предлог ПО, 2 команда - предлог В, 3 команда - предлог НА.
Далее прослушиваются предложения, которые придумали в каждой команде и выставляются очки.
VII Подведение итогов урока.
Ребята, наш конкурс подошел к концу и теперь нам предстоит подвести итоги этого конкурса. На 1 место у нас вышла : команда, которая набрала : очков. На 2 месте : команда, у которой : очков. На 3 месте : команда, которая набрала : очков.
В заключении я хочу отметить все 3 команды, потому что участники всех команд старались, хорошо отвечали и самое главное - стремились к победе. Поэтому все 3 команды награждаются шоколадными медалями. |