3.1. Этапы организации годового цикла образовательного процесса
Этапы организации образовательного процесса |
Педагогические действия |
Промежуточные результаты |
1 этап
первая четверть первого класса (адаптационный период) |
Обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни. |
1)определить количественный и качественный прирост в предметных способах/средствах действия, компетентностях и социальном опыте; 2) оценить возможности первоклассников действовать в нестандартных условиях в малой группе; 3) восстановить и осмыслить собственный путь движения в учебном материале года (описание маршрута движения по "карте" знаний, определение достижений и проблемных "точек" для каждого ученика класса); 4) собрать все материалы в общий портфолио; 5) предъявить личные достижения и достижения класса |
2 этап
Второе полугодие
первого класса первое полугодие четвертого класса |
Конструирование коллективного 'инструмента' учебной деятельности в учебной
общности класса Придумывание игр с правилами (практика первоначального конструирования); спортивные игры, требующие разметки площадок 'городки', 'вышибалы', 'штандр' (практики измерения и отмеривания); сбор и
коллекционирование разнообразных искусственных и естественных объектов (камни,
сорта бумаги, листья и др.); конструирование (архитектурное и др.); практика мелких движений
(каллиграфия, вышивание, движения кистью, вязание узлов и др.); словесные игры (конструирование слов и предложений из кассы букв и др.); предметные преобразования ('как сделать, чтобы.', 'что будет, если.); слушание и чтение различных литературных произведений; речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление загадок), спортивные игры (футбол, баскетбол) и тренировки, обеспечивающие физическую готовность к ним. |
диагностика уровней освоения действий младших школьников по
основным учебным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. |
3 этап
Второе полугодие 4 класса (5 класс) |
Построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, не кризисный переход школьников с начальной на основную ступень
образования: 1) разработка сценариев каждого дня образовательного модуля; 2) фиксация результатов наблюдений педагогов и пятиклассников; |
1) проведение проектной предметной задачи;
2) проведение итоговых проверочных работ по 4
предметам; 3) подготовка к презентации и презентация учащимися собственных достижений за учебный
год:
- восстановление |
3.2. Этапы организации годового цикла образовательного процесса
Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три фазы:
-
фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза 'запуска');
-
фаза постановки и решения учебных задач года;
-
рефлексивная фаза учебного года.
Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (месяц - сентябрь )
Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие:
-
дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;
-
провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;
-
создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.
Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя:
-
этап - проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам;
-
этап - коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся;
-
этап - определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления;
-
этап - представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний.
Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь, первая половина апреля)
В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий:
-
инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе - в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию;
-
моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач;
-
самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания;
-
адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка);
-
самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий;
-
содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);
-
самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);
-
понимания устных и письменных высказываний.
Рефлексивная фаза учебного года (вторая половина апреля - май)
Основными задачами заключительной фазы учебного года являются:
-
определение количественного и качественного прироста (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года;
-
восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками);
-
предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу).
Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса:
-
этап - подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов;
-
этап - проведение межпредметного образовательного модуля в форме проектной задачи;
-
этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений
-
этап - проведение межпредметного образовательного модуля в форме проектной задачи;
-
этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений.