Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/print/469/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:17:02 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС

Рокот

Ракета-носитель 'Рокот'

 

Описание ракеты-носителя

 

Ракета-носитель легкого класса "Рокот", созданная в соответствии с Распоряжением Правительства ?925-р, состоит из 3-х ступеней. Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (СС-19). В качестве третьей ступени используется новый разгонный блок "Бриз-КМ". Для носителя разработан головной обтекатель, который позволяет размещать под ним один или несколько космических аппаратов.


На блоках ускорителей установлены высокоэкономичные ЖРД, работающие на азотном тетроксиде (окислитель) и несимметричном диметилгидразине (горючее). Они разработаны в Воронежском КБ Химавтоматики - давнем партнере Центра по работам над ракетной и космической техникой.


Управление полетом первой ступени осуществляется путем отклонения четырех маршевых двигателей. Для управления полетом второй ступени на ней установлен специальный четырехкамерный рулевой двигатель.


Высокие технические характеристики ракеты- носителя "Рокот" во многом обусловлены использованием на ней разгонного блока "Бриз-КМ". Он обеспечивает широкие возможности по выведению космических аппаратов на орбиты с различными высотами и наклонениями. Аппаратура разгонного блока способна с высокой точностью проводить необходимую ориентацию космического аппарата, а также обеспечивать его энергоснабжение при выведении и в ходе орбитального полета продолжительностью до 7 часов. Специальная система позволяет провести отделение КА от разгонного блока с минимальными возмущениями.


В состав РБ "Бриз-КМ" входят отсек двигательных установок (ДУ), топливный, приборный и переходный отсеки, а также адаптер. В состав отсека ДУ входят двигательная установка, топливный отсек и гидросистема. Двигательная установка использует долгохранимые компоненты ракетного топлива (АТ+НДМГ). Она включает маршевый ЖРД, ЖРД коррекции и ЖРД ориентации. Маршевый ЖРД отличается высокой надежностью. Он разработан КБ ХимМаш имени А.М.Исаева и широко используется в космической технике. Это двигатель многократного включения, что позволяет реализовывать различные схемы выведения полезных грузов, включая выведение на одну или несколько различных орбит. Разгонный блок "Бриз-КМ" имеет высокую степень унификации с разгонным блоком "Бриз-М".

Технические характеристики РН 'Рокот'

 

Характеристика

'Рокот'

Состав РН

3 ступени

I и II ст. - на базе блока ускорителей МБР СС-19,

III ст. - РБ 'Бриз-КМ'

Стартовая масса РКН, т

107.5

Масса ПН на опорной орбите (Н кр =200 км, i =63 њ ), кг

1950 (с РБ 'Бриз-КМ')

2300 (с РБ 'Бриз-КС')

Точность выведения:

 - по высоте орбиты, %

+ 1...2 

 - по наклонению, %

+ 0.03...0.05

Тип, количество и тяга (зем./пуст.) двигателей

 - первая ступень

ЖРД 15Д95 (3 шт.) + 15Д96 (1 шт.)

188.0  тс / 212.7 тс

 - вторая ступень

ЖРД 15Д113 (1 шт.), - / 23.98 тс (маршевый),

ЖРД 15Д114, - / 1.58 тс (рулевой)

 - третья ступень (РБ 'Бриз-КМ')

ЖРД С5.98 (1 шт.), - / 2.0 тс (маршевый),

ЖРД 11Д458 (4 шт.) по 40 кгс (двигатели коррекции),

ЖРД 17Д58Э (12 шт.) по 1.3 кгс (двигатели ориентации и стабилизации)

Диаметр / длина применяемого ГО, м

2.5 x2.62 / 6.74

Дата начала летных испытаний

май 2000 г.

(3 успешных пуска близких прототипов в период 1990-1994 гг.)

Летная история

Коммерческие запуски СП Eurockot: 10 запусков (одиночных, парных, групповых) в период с мая 2000 по июнь  2010, из которых 9 были успешными.Последний пуск: 2 июня  2010 года  с японским КА SERVIS-2 ( "СЕРВИС-2") (успешный)

Федеральные запуски: 5 запусков в период с 2005 по февраль 2011 г.  Последний пуск РН "Рокот" , осуществленный с космодрома Плесецк  01 февраля 2011 года с космическим аппаратом "Гео-ИК-2",  был аварийным.

 

Типовой сценарий выведения КА с помощью РН 'Рокот'

 

Пуск ракеты-носителя "Рокот" производится из транспортно-пускового контейнера. Отделение ускорителя первой ступени осуществляется на 121-ой секунде полета на высоте около 60 километров. Для надежного исключения вредного воздействия на окружающую среду остатков компонентов топлива предусмотрена полная их выработка к моменту выключения двигателей. На 186-ой секунде полета на высоте 119 километров производится сброс створок головного обтекателя. Ускоритель второй ступени отделяется на высоте 211 километров на 304-ой секунде полета.


Дальнейшее выведение КА осуществляется разгонным блоком "Бриз-КМ", на котором после разделения включается маршевый двигатель. Он установлен в карданном подвесе и обеспечивает управление полетом. Этот двигатель может включаться многократно, что позволяет реализовать сложные программы выведения одного или нескольких КА на различные орбиты.


Наличие в составе двигательной установки блока специального корректирующего двигателя обеспечивает высокую точность выведения КА. Перед отделением осуществляется его ориентация с использованием двигателей ориентации РБ. При необходимости может проводиться также "закрутка" выводимого аппарата. В процессе всего полета обеспечивается непрерывный телеметрический контроль.


Технический комплекс РН "Рокот" создан путем реконструкции ряда сооружений, технологического оборудования и транспортных средств комплексов РН "Циклон-3" и "Космос-3М". Стартовый комплекс "Рокота" в максимальной степени использует сооружения и оборудование стартового комплекса "Космоса-3М".


В технологии подготовки носителя к пуску максимально учтены особенности иностранных КА. Так сборка космической головной части в составе головного обтекателя, полезного груза (КА) и разгонного блока "Бриз-КМ" осуществляется в специальных "чистых" помещениях технического комплекса в вертикальном положении. Стыковка КГЧ и блока ускорителей осуществляется непосредственно на стартовом комплексе (пусковой установке). Предусмотрено поддержание требуемого для КА температурно-влажностного режима на всех этапах подготовки к пуску.



20.11.1990 года и 20.12.1991 года с космодрома Байконур были проведены два успешных пуска данной РН по суборбитальным траекториям с выполнением геофизических экспериментов.


Третий пуск "Рокота" с космодрома Байконур был успешно произведен 26 декабря 1994 года. В ходе этого пуска было впервые осуществлено выведение на орбиту спутника радиолюбительской связи "Радио-Росто". Испытательные пуски "Рокота" осуществлялись из шахтной пусковой установки соответствующего боевого ракетного комплекса РС-18 (СС-19).


16.05.2000 года состоялся демонстрационный запуск РКН 'Рокот' c космодрома Плесецк.


Целью запуска РКН 'Рокот' с разгонным блоком 'Бриз-КМ' являлось выведение двух имитаторов КА. Имитаторы по массовым и частотным характеристикам соответствовали космическим аппаратам 'Иридиум', предназначенным для запусков в составе РКН 'Рокот'. В задачи пуска входило:


В результате демонстрационного пуска 16.05.2000 года имитаторы КА 'Иридиум' были выведены на целевые орбиты с высокой точностью. Задачи пуска выполнены полностью. Демонстрационный пуск  показал полную готовность, как самой ракеты-носителя, так и всех сооружений космодрома к предоставлению конкурентоспособных пусковых услуг.

 

Первый  пуск РН 'Рокот' с реальными космическими аппаратами  состоялся 17 марта 2002г. На орбиту были успешно выведены два КА Grace ( 'Грейс'). 

 

Всего, начиная с 2000 года по 01 февраля 2011 года было осуществлено  15 пусков ракеты-носителя 'Рокот' : 

10 пусков в рамках СП Eurockot ( из них 9 успешных запусков) 

5 пусков в рамках Федеральной космической программы РФ ( из них  4 успешных запуска).

 

Ракета-носитель легкого класса 'Рокот' создана в соответствии с Распоряжением Правительства РФ на базе снимаемых с вооружения двухступенчатых баллистических ракет РС-18 и предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т на низкие околоземные орбиты. "Рокот" состоит из 3-х ступеней. Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (СС-19). В качестве третьей ступени используется новый разгонный блок "Бриз-КМ".