Союз-2
Ракета-носитель "Союз-2"
"Союз-2" - новая ракета-носитель, которая позволит в будущем заменить ракеты-носители "Союз-У", "Союз-ФГ" и "Молния-М" одной ракетой-носителем.
Ракета-носитель "Союз-2" в сочетании с разгонным блоком "Фрегат" позволит выводить космические аппараты на всевозможные типы орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные.
Разработка ракеты-носителя "Союз-2" велась на базе ракеты-носителя "Союз" в два этапа (этапы 1А и 1Б).
Ракета-носитель 'Союз 2' создана для обеспечения запусков космических аппаратов военного, народнохозяйственного и социального назначения. После завершения летных испытаний она должна заменить эксплуатирующиеся в настоящее время российские ракеты-носители среднего класса семейства 'Союз'.
Создание и летные испытания модернизированной ракеты 'Союз-2' являются важным шагом на пути оптимизации отечественного парка средств выведения и обеспечения гарантированного, полностью независимого доступа в космос для решения оборонных, научных и социально-экономических задач.
Ключевые особенности нового представителя наиболее массового и надежного семейства ракет, созданных на базе Р-7, - использование исключительно отечественных комплектующих, а также возможность выведения всех существующих и планируемых полезных нагрузок среднего класса с российского космодрома Плесецк.
Головным разработчиком и изготовителем РН 'Союз-2' является Государственный научно-производственный ракетно-космический центр 'ЦСКБ-Прогресс' (г. Самара), а государственными заказчиками - Федеральное космическое агентство и Министерство обороны Российской Федерации (Космические войска). Ракета-носитель 'Союз-2' разработана на базе серийной ракеты 'Союз-У', успешно эксплуатируемой с 1973 года. Новый носитель с улучшенными тактико-техническими характеристиками полностью создается предприятиями, расположенными на территории России, и позволяет существенно расширить номенклатуру выводимых космических аппаратов среднего и легкого классов. 'Союз-2' рассчитан как на прямое выведение, так и на использование разгонного блока 'Фрегат'. Энергетические возможности носителя и использование цифровой системы управления позволяют заметно увеличить массу выводимого полезного груза и габариты доставляемых на орбиту космических аппаратов.
Ракета-носитель 'Союз-2' создается в два этапа. На этапе 1а на ракете устанавливаются новая цифровая система управления, обеспечивающая высокоточное выведение полезных нагрузок, двигатели с усовершенствованными форсуночными головками на первой и второй ступенях, внедряется новая система телеизмерений. На втором этапе модернизации (этап 16) на третьей ступени устанавливается новый двигатель с повышенными удельными характеристиками.
Одна из модификаций 'Союза-2' будет также использоваться для запуска полезных нагрузок из Гвианского космического центра (Куру, Французская Гвиана) в рамках совместного проекта Федерального космического агентства, ФГУП 'ЦСКБ-Прогресс', ФГУП 'ЦЭНКИ', компаний Starsem, EADS и Arianespace.
Этап модернизации 1А:
-
на двигателях I-II ступени применяются форсуночные головки с улучшенным смесеобразованием;
-
разработана новая, единая для всех трех ступеней система управления на базе высокопроизводительной цифровой машины;
-
применяется новая цифровая радиотелеметрическая система;
-
конструкция блока III ступени максимально унифицирована как для этапа 1А, так и для этапа 1Б.
Этап модернизации 1Б:
-
дополнительно к мероприятиям этапа 1А используется новый двигатель на блоке III ступени с повышенными энергетическими характеристиками.
Это позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя, а также использовать сборочно-защитный блок с головным обтекателем диаметром 4,11 м и длиной 11,43 м.
Технические характеристики ракеты-носителя "Союз-2"
Количество ступеней |
3 |
Стартовая масса |
312 т |
Максимальная длина |
46,3 м |
Диаметр головного обтекателя |
2,7 м; 3,0 м; 3,3 м; 3,715 м; 4,11 м |
Энергетические характеристики ракеты-носителя "Союз-2"
(при использовании головного обтекателя диаметром 3,715 м)
Космодром |
Наклонение (градус) |
Средняя высота круговой орбиты (км) |
Выводимая масса полезного груза (кг) | |
"Союз-2" этапа 1А |
"Союз-2" этапа 1Б | |||
Плесецк |
62,8 |
220 |
6830 |
7850 |
67,1 |
190 |
6690 |
7880 | |
81,4 |
200 |
6360 |
7470 | |
98,3 |
200 |
5900 |
6900 | |
Байконур |
51,6 |
200 |
7020 |
8250 |
64,9 |
190 |
6710 |
7930 | |
70,4 |
200 |
6660 |
7790 | |
95,4 |
200 |
5500 |
6500 |
Летные испытания ракеты-носителя "Союз-2" этапа 1А успешно начаты 8 ноября 2004 года пуском с космодрома Плесецк. 19 октября 2006 года осуществлен первый коммерческий пуск ракеты-носителя "Союз-2" этапа 1А с европейским метеорологическим космическим аппаратом "Метоп".
Летные испытания ракеты-носителя "Союз-2" этапа 1Б начаты 27 декабря 2006 года запуском с космодрома Байконур французского исследовательского космического аппарата "Коро".
Основные характеристики ракеты-носителя 'Союз-2'
Массовые характеристики |
стартовая масса, т |
311,7 | |
масса РН (без головной части), т |
303,2 | ||
масса конструкции РН (без головной части), т |
24,4 | ||
масса компонентов топлива, т |
278,8 | ||
Масса выводимой полезной нагрузки, кг ('Союз-2.1а'/'Союз-2.16') |
на низкую околоземную орбиту (Н = 200 км, i = 5,3њ) |
7480/8660 | |
на солнечно-синхронную орбиту (Н = 820 км, i = 98,7') |
4350/4900 | ||
на геопереходную орбиту (4 V = 1500 м/с) |
2780/3060 | ||
на геостационарную орбиту (Н = 36000 км, i = 0њ) |
1300/1480 | ||
Компоненты топлива |
окислитель |
жидкий кислород | |
горючее |
T-1 (керосин) | ||
Тяга двигателей, тс |
первая ступень (4 х РД-107А) |
у Земли |
85,5x4 |
в пустоте |
104,1x4 | ||
вторая ступень (РД-108А) |
у Земли |
79,4 | |
в пустоте |
101,0 | ||
третья ступень (РД-0110 / РД-0124) |
в пустоте |
30,4/30,0 |
Новая версия РН семейства 'Союз' обеспечивает:
- повышение массы выводимого полезного груза на низкую орбиту высотой 200 км по сравнению с ракетой-носителем 'Союз':
- на этапе 1 а - на 250-300 кг;
- на этапе 1 б - на 1100-1200 кг; - увеличение зоны размещения полезного груза при использовании головного обтекателя большого диаметра (4,11 м);
- повышение точности выведения космического аппарата (погрешность по периоду обращения составит не более +2,5 с вместо нынешних +22 с);
- выведение КА в широком диапазоне наклонений орбиты при сохранении согласованных районов падения отработавших ступеней за счет возможности изменения наклонения плоскости орбиты путем пространственного маневра на активном участке полета;
- при использовании разгонного блока 'Фрегат' - выведение полезных нагрузок на высокие круговые, эллиптические, солнечно- синхронные, геопереходные, геостационарную орбиты и отлетные траектории.
При модернизации РН 'Союз' до варианта 'Союз-2' были проведены следующие работы:
- повышение удельных характеристик двигателей первой и второй ступеней путем улучшения смесеобразования в камерах сгорания за счет применения новых форсуночных головок;
- внедрение современной цифровой системы управления с комплексом высокоточных приборов, обеспечивающей полет ракеты- носителя по оптимальным траекториям, пространственный маневр и высокую точность выведения полезной нагрузки на орбиту;
- разработка новой высокоинформативной цифровой системы телеизмерений;
- разработка новой системы внешнетраекторных измерений, построенной на базе навигационной аппаратуры потребителей;
- разработка новой третьей ступени на базе современного двигателя с высокими удельными характеристиками.
При разработке РН 'Союз-2' особое внимание было уделено обеспечению максимальной преемственности с прототипом. Конструкция сухих и топливных отсеков, внутрибаковых устройств, пневмогидроарматуры, монтаж двигателей боковых и центрального блоков ракеты-носителя в основном аналогичны РН 'Союз', однако некоторые корпусные элементы всех ступеней усилены без изменения принципиальной конструктивной схемы. По-иному размещены приборы и кабельная сеть системы управления на боковых и центральном блоке. Блок третьей ступени сохранил габариты прототипа, однако для оптимизации массы заправляемых компонентов топлива изменена конфигурация баков. При этом приняты в расчет соотношения расходов компонентов как для варианта третьей ступени с двигателем РД-0110 (этап 1а), так и для варианта с двигателем РД-0124 (этап 16). Наконец, по-новому размещены на блоке третьей ступени элементы систем телеизмерений и внешнетраекторных измерений.
Центральным направлением модернизации ракеты стало создание принципиально иной цифровой системы управления, которая разработана на основе современных принципов управления и новой отечественной элементной базы. В качестве главного звена системы управления РН 'Союз-2' используется быстродействующая бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) с большим объемом оперативной памяти.
БЦВМ непрерывно принимает сигналы от чувствительных элементов системы управления, исполнительных органов и других абонентов, сравнивает текущие значения с программными и в соответствии с принятым законом управления вырабатывает соответствующие управляющие воздействия. В состав измеряемых параметров входят параметры вектора скорости, значения углов тангажа, рыскания, вращения, а также показатели расходомеров топлива. В отличие от активной системы управления, цифровая система легко адаптируется к условиям полета, включая случайные внешние воздействия, и парирует их без превышения действующих на ракету-носитель силовых нагрузок по сравнению с их расчетными и допустимыми значениями.
Чувствительные элементы и БЦВМ располагаются на третьей ступени ракеты-носителя, а преобразующие устройства и исполнительные органы - на первой и второй ступенях.
Внедрение цифровой системы управления позволяет рационально использовать энергетические возможности РН 'Союз-2' при выведении крупногабаритных КА, требующих применения головных обтекателей диаметром 3,7 и 4,11 м.
Ракета-носитель 'Союз-2' выполнена по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по окончании его работы. На первом этапе полета работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков, - только двигатель центрального блока.
Первая ступень РН включает четыре боковых блока конической формы, закрепленных в шаровых опорах центрального блока.
Конструктивно-компоновочная схема бокового блока состоит из силового конуса, несущего конического бака окислителя, межбакового отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков перекиси водорода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека специальной формы.
В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается автономный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) однократного включения РД-107А, работающий на жидком кислороде и керосине и оснащенный четырьмя маршевыми камерами и двумя рулевыми соплами. Для управления полетом на каждом боковом блоке с внешней стороны, противоположной центральному блоку, на небольшом пилоне установлен аэродинамический руль, выполненный в виде треугольного крыла малого удлинения. Для привода руля имеется электрическая рулевая машина.
Двигатели боковых блоков работают в течение -118 секунд после старта, после чего отключаются. Выключение происходит по результатам сравнения текущего значения скорости с расчетным. После отключения двигателей боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.
Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения РД-108А, содержащий четыре маршевых камеры и четыре рулевых сопла, отсека бака перекиси водорода, в котором также установлен тороидальный бак жидкого азота, отсека бака горючего, межбакового отсека, отсека бака окислителя и приборного отсека.
Запуск ЖРД центрального и боковых блоков производится на Земле, что дает возможность контролировать работу двигателей в переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это обеспечивает повышение безопасности эксплуатации. Управление полетом по трем осям осуществляется с помощью четырех рулевых камер двигателя РД-108А. Номинальное время работы двигателя центрального блока составляет -280-290 секунд. Разделение второй и третьей ступеней происходит по 'горячей схеме'.
Третья ступень (блок 'И'), состоящая из переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с помощью ферменной конструкции.
Для обоих вариантов РН 'Союз-2' блок 'И' оснащается двигательной установкой, состоящей из четырехкамерного двигателя однократного включения и четырех поворотных рулевых сопел, используемых для управления полетом по трем осям. Маршевый двигатель третьей ступени включается примерно за две секунды до отключения центрального блока. Газы, истекающие из сопел двигателя третьей ступени, непосредственно отделяют ступень от центрального блока. После отключения двигателя и отделения космического аппарата или разгонного блока с КА третья ступень выполняет маневр увода путем открытия дренажного клапана в баке горючего.
Стартовый и технический комплексы
Стартовый комплекс предназначен для предстартовой подготовки и проведения пусков ракет-носителей среднего класса семейства 'Союз' с различными космическими аппаратами. Головным разработчиком стартового комплекса (СК) является ФГУП 'Конструкторское бюро общего машиностроения' (КБОМ) им. В. П. Бармина (ныне филиал ФГУП 'ЦЭНКИ' - НИИСК им. В.П. Бармина).
Первый стартовый комплекс для ракет типа Р-7 был построен на Байконуре. В 1957 году с него был осуществлен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). В дальнейшем этот СК неоднократно дорабатывался в связи с модернизацией МБР Р-7, введением дополнительных ступеней и превращением ее в ракету-носитель для выведения на орбиту космических аппаратов различного назначения. СК успешно использовался при запуске первого и многих последующих искусственных спутников Земли, космических кораблей 'Восток' с первыми космонавтами на борту, пилотируемых кораблей 'Восход' и 'Союз', межпланетных космических аппаратов, запущенных к Луне, Марсу и Венере. Для народного хозяйства и обороны страны запускались спутники телевизионного вещания и связи, наблюдения Земли, метеорологические и научно-исследовательские космические аппараты. Проводились совместные работы с зарубежными партнерами в области биотехнологий и исследований космического пространства. Кроме того, со стартовых комплексов Байконура были запущены ракеты-носители 'Союз' по коммерческим космическим программам - выводились космические аппараты Globalstar, Mars Express, Amos и др.
Основные характеристики стартового комплекса
Метеорологические условия работы технологического оборудования |
температура окружающего воздуха, њС |
от -40 до +50 |
влажность при 20"С,% |
до 98 | |
ограничение видимости, м |
до 30 | |
Гарантийный срок эксплуатации, годы |
10 |
С учетом опыта, накопленного при эксплуатации первого космического стартового комплекса на Байконуре, в 1958-1961 гг. были построены еще пять аналогичных СК (один комплекс на Байконуре и четыре - на космодроме в Плесецке, который впоследствии стал одним из крупнейших космодромов мира).
Существующие стартовые комплексы РН 'Союз' и 'Молния' на космодроме Плесецк, как и на космодроме Байконур, первоначально были созданы для проведения пусков боевых ракет Р-7. В период с 1960 по 1965 год эти комплексы использовались для выполнения задач боевого дежурства на МБР Р-7А. Впоследствии они также были переоборудованы для осуществления пусков ракет космического назначения.
Первый космический аппарат со стартового комплекса, переоборудованного ныне для пусков РН 'Союз-2', был запущен в 1966 году. Стартовые комплексы ракет-носителей типа 'Союз' и 'Молния' на космодромах Байконур и Плесецк периодически реконструировались, подвергались капитальным ремонтам и ремонтно-восстановительным работам. Проводимые работы по техническому обслуживанию позволили продлить технический ресурс этих комплексов и обеспечить возможность их дальнейшей эксплуатации.
В 2001 году на космодроме Плесецк Космическими войсками в кооперации с предприятиями промышленности начались работы по реконструкции стартового и технического комплексов для проведения летных испытаний ракеты-носителя 'Союз-2'. Первый пуск РН 'Союз-2' произведен с космодрома Плесецк в ноябре 2004 года.
В настоящее время стартовые комплексы РН 'Союз' обеспечивают выполнение возложенных на них задач по пуску ракет космического назначения в интересах обороны страны, выполнения социально-экономических и научных задач. Многолетняя эксплуатация этих СК в сложнейших климатических условиях Казахстана и российского Севера подтвердили их высокую надежность и значительный потенциал применения для запуска автоматических космических объектов, пилотируемых и транспортных кораблей. Простота конструкции, удобство обслуживания СК 'Союз' и высокий профессионализм боевых расчетов Космических войск обеспечили выполнение большого объема программ космических исследований.
Описание комплекса
В состав стартового комплекса входят:
- комплект технологического оборудования, обеспечивающий доставку ракеты на стартовую площадку, установку ее в стартовую систему, наведение РН по азимуту, проведение предстартовых комплексных испытаний, заправку РН компонентами топлива и сжатыми газами, термостатирование космического аппарата и приборных отсеков РН, пуск ракеты;
- сооружения для размещения оборудования;
- комплект технических систем, создающих необходимые условия для функционирования оборудования и жизнедеятельности обслуживающего персонала в сооружениях (вентиляция, освещение и т. п.);
- системы дистанционного управления технологическими и обеспечивающими системами и комплекты контрольно-проверочного оборудования РН и КА.
Стартовые сооружения со стартовой системой для РН 'Союз' - это оригинальная, технически сложная конструкция, представляющая собой многоэтажное железобетонное здание, верхняя часть которого находится на уровне стартовой площадки, с широким проемом в центре, переходящим в односкатный глубокий газоход.
На 'балконе-козырьке' стартового сооружения расположена уникальная по своему конструктивному решению стартовая система, на подвижной круговой части которой закреплены четыре ажурные откидывающиеся опорные фермы. На них как бы 'подвешивается' ракета-носитель.
Шарнирное крепление опорных ферм позволяет сводить их в единое силовое кольцо до замыкания в верхней части. Кольцо удерживается в замкнутом состоянии массой 'висящей' ракеты. С началом движения ракеты при старте нагрузка на силовое кольцо снимается, и опорные фермы под действием закрепленных в нижней части противовесов раскрываются, давая проход ракете.
Такая схема - подвеска ракеты за опорные части, расположенные около центра ее тяжести, - дала возможность отказаться от усиления торцевой части РН при соединении боковых и центрального ее блоков в 'пакет', что обязательно было бы необходимо при традиционном креплении ракеты в нижней торцевой части.
На поворотной части стартовой системы также шарнирно установлены две многоярусные фермы обслуживания с полукольцевыми площадками на различных уровнях. Сомкнутые вокруг ракеты площадки дают возможность специалистам проводить работы по всей высоте ракеты.
Фермы обслуживания оснащены лифтами для доставки рабочего персонала, космонавтов, а также различных технических средств и материалов. Перед пуском фермы разводятся и опускаются в горизонтальное положение.
На опорном кольце расположены также кабель-мачты, которые служат для подвода и подключения к РН кабельных, наполнительных, дренажных, пневматических и других коммуникаций. При старте кабель-мачты отсоединяются и откидываются под действием противовесов.
Во внутренних помещениях стартового сооружения находится ряд систем, обеспечивающих подготовку и запуск ракеты-носителя, в том числе стационарные системы заправки компонентами топлива, термостатирования, дистанционного управления, обеспечения сжатыми газами, средства пожарозащиты и газового контроля. В нише стартового сооружения установлена выдвигающаяся над газоходом кабина обслуживания с многоярусными площадками для обслуживания нижней части ракеты.
Технический комплекс
Технический комплекс (ТК) подготовки РН 'Союз' введен в эксплуатацию в 1961 году.
В последующие годы на его базе путем дооснащения дополнительным технологическим оборудованием создан унифицированный технический комплекс (УНТК) подготовки РН 'Союз-У', 'Молния-М' и 'Союз-2'.
В состав УНТК РН входят следующие группы оборудования:
- ТК подготовки РН 'Союз-У', 'Молния-М' и 'Союз-2';
- комплект проверочного оборудования, предназначенный для проведения автономных и комплексных испытаний РН в целом и ее составных частей;
- комплект монтажно-технологического оборудования;
- унифицированный комплект механо-технологического оборудования для сборки РН;
- система наземного электроснабжения спецтоками;
- система снабжения сжатыми газами;
- технологическая система пожаротушения для защиты условно опасных зон;
- система контроля содержания кислорода в воздухе рабочих зон.
В состав технического комплекса разгонного блока входят следующие группы оборудования:
- комплект монтажно-технологического оборудования, предназначенный для установки РБ 'Фрегат' в стенд комплексных испытаний и сборки космической головной части (КГЧ);
- комплект оборудования для проверки РБ 'Фрегат' на герметичность;
- комплект оборудования для термостатирования РБ 'Фрегат';
- комплект проверочного оборудования для электроиспытаний РБ 'Фрегат'.