Циклон-3
Ракета-носитель 'Циклон-3'
Ракета-носитель (РН) 'Циклон-3' (11К68) представляет собой трехступенчатую ракету легкого класса для запуска космических аппаратов различного назначения на низкие и средние круговые и эллиптические околоземные орбиты.
Ракета космического назначения 'Циклон-3' создана на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-36 (8К69). Постановление правительства о разработке носителя 11К68 вышло 2 января 1970 г. Летно-конструкторские испытания РН 'Циклон-3' начались 24 июня 1977 г. на космодроме Плесецк. В штатную эксплуатацию ракета принята в 1979 году. За время летных испытаний и штатной эксплуатации осуществлен 121 пуск данного носителя. На различные околоземные орбиты выведено свыше 230 космических аппаратов (КА) военного и народнохозяйственного назначения. Также проводились запуски КА в рамках программ международного сотрудничества.
Ракета 'Циклон-3' выполнена по классической схеме 'тандем', все ее ступени соединены последовательно. Третья ступень выполнена в ампульном варианте, обеспечивающем длительное хранение ракеты в заправленном состоянии.
Двигатели всех ступеней РН работают на самовоспламеняющемся, с высококипящими компонентами топливе: окислитель - азотный тетраоксид (AT); горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ).
Важной особенностью РН 'Циклон-3' является возможность двукратного запуска двигателя третьей ступени в условиях невесомости, что существенно расширяет возможности запуска КА на различные орбиты.
Система управления РН 'Циклон-3' состоит из двух автономных систем: системы управления первой и второй ступеней и системы управления третьей ступени. Первая обеспечивает предстартовую подготовку, старт и управление движением РН до момента отделения третьей ступени, вторая - управление полетом на последующих участках выведения КА на орбиту.
Первая и вторая ступени РН 'Циклон-3' (с учетом незначительных доработок) идентичны ступеням РН 'Циклон-2' (11К69), разработанной на базе МБР Р-36.
Первая ступень состоит из переходного отсека (переходника), бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека.
Переходник представляет собой цилиндрический отсек клепаной конструкции, предназначенный для соединения первой и второй ступеней.
Приборный отсек предназначен для соединения бака окислителя и бака горючего первой ступени и размещения некоторых приборов системы управления и телеизмерений. По конструкции он аналогичен переходнику.
Баки окислителя и горючего по конструкции аналогичны и представляют собой цилиндрические обечайки, закрытые с торцов сферическими днищами. Наддув топливных баков РН осуществляется продуктами сгорания самих компонентов топлива.
Основные характеристики ракеты-носителя
Стартовая масса, т |
187 |
Габаритные размеры: | |
общая длина, м |
39,3 |
диаметр, м |
3,0 |
диаметр головного обтекателя, м |
2,7 |
Количество ступеней |
3 |
Система управления |
автономная, инерциальная |
Топливо на всех ступенях |
жидкое, самовоспламеняющееся, с высококипящими компонентами (окислитель - AT, горючее - НДМГ) |
Масса заправляемого топлива, т: | |
окислитель |
123,9 |
горючее |
49,5 |
Масса выводимой полезной нагрузки, т: | |
НKB = 200 км |
3,6 |
HKD = 1000 км |
2,5 |
Точность выведения: | |
на круговую орбиту высотой 600 км: | |
по высоте орбиты, км |
+15 |
по периоду обращения, с |
+5 |
на круговую орбиту высотой 1500 км: | |
по высоте орбиты, км |
+25 |
по периоду обращения, с |
+12 |
Максимальное количество КА, выводимых в одном пуске |
6 |
Тип старта |
наземный, автоматизированный |
Уровень автоматизации предстартовой подготовки и пуска РН |
100% |
В хвостовом отсеке цилиндрической формы размещается двигательная установка ступени и ряд агрегатов, а также пневмогидравлическая система. На нем имеются четыре опоры, с помощью которых РН устанавливается на пусковое устройство. Конструкция отсека - клепаная, аналогичная конструкции переходника и приборного отсека. На боковой поверхности хвостового отсека смонтированы четыре обтекателя, в которых размещены камеры рулевых двигателей. В каждом из этих обтекателей располагается также пороховой тормозной двигатель.
Двигательная установка первой ступени состоит из маршевого РД-261 и рулевого РД-68М.
Маршевый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) РД-261 с турбонасосной системой подачи топлива разработан на НПО 'Энергомаш' и выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Конструктивно этот шестикамерный двигатель состоит из трех одинаковых синхронно функционирующих блоков, собранных на общей раме и имеющих общую кабельную сеть. Каждый блок имеет две камеры, турбонасосный агрегат (ТНА) с рамой, восстановительный газогенератор (ГГ), пороховой стартер, агрегаты автоматики и трубопроводы.
Запуск всех трех блоков двигателя происходит синхронно примерно через две секунды после запуска рулевого двигателя. Первоначальная раскрутка ТНА осуществляется пороховыми стартерами.
Рулевой двигатель РД-68М разработки ГКБ 'Южное' (г. Днепропетровск, Украина) имеет турбонасосную систему подачи и выполнен по схеме без дожигания. Он включает в себя четыре поворотные камеры (угол поворота + 42њ), ТНА, восстановительный ГГ, пороховой стартер, агрегаты автоматики и трубопроводы. Запуск и выключение - одноступенчатые. Поворот камер осуществляется гидроприводами.
Разделение ступеней обеспечивается за счет создания ускорения второй ступени работой рулевого двигателя и торможения отделяющейся части первой ступени срабатыванием РДТТ.
Вторая ступень состоит из трех отсеков - приборного, топливного и хвостового.
Приборный отсек клепаной конструкции из алюминиевых сплавов имеет коническую форму.
Топливный отсек представляет собой цилиндрическую оболочку, снабженную тремя сферическими днищами - верхним, промежуточным и нижним. Промежуточное днище делит объем топливного отсека на две полости - окислителя (верхнюю) и горючего (нижнюю). Наддув полостей в полете осуществляется от специальных газогенераторов.
Хвостовой отсек клепаной конструкции аналогичен хвостовому отсеку первой ступени. В нем смонтированы двигательная установка (ДУ) и агрегаты пневмогидравлической схемы второй ступени.
ДУ второй ступени также включает в себя два двигателя: маршевый РД-262 и рулевой РД-69М.
Маршевый двигатель второй ступени РД-262 разработан НПО 'Энергомаш'. Конструктивно РД-262 представляет собой 'высотный' вариант одного блока двигателя РД-261 и имеет две камеры с увеличенным соплом и ТНА, расположенный между ними. С целью повышения экономичности выхлопной патрубок турбины заменен соплом. Истекая через сопло, отработавшие на турбине ТНА генераторные газы создают дополнительную тягу.
Рулевой двигатель второй ступени РД-69М разработки ГКБ 'Южное' расположен идентично рулевому двигателю первой ступени. Он имеет четыре поворотные камеры, ТНА, восстановительный ГГ, агрегаты автоматики, пиростартер. По конструкции он также аналогичен рулевому двигателю первой ступени.
Разделение второй и третьей ступеней 'холодное' и обеспечивается торможением корпуса отделяющейся части второй ступени с помощью двух РДТТ.
Третья ступень ракеты-носителя 'Циклон-3' разработана в ампульном варианте на базе двигателя ГКБ 'Южное' и состоит из рамы, топливного и хвостового отсеков.
Рама, к которой стыкуется КА, устанавливается в верхней части ступени.
Топливный отсек представляет собой тороидальный бак, состоящий из наружной и внутренней цилиндрических обечаек и трех днищ - верхнего, среднего и нижнего. Среднее днище разделяет топливный отсек (ТО) на две полости - окислителя и горючего. Наддув топливных баков третьей ступени осуществляется гелием из шаробаллона высокого давления. Запуск двигательной установки третьей ступени в невесомости обеспечивают сетчатые разделители вблизи устройств забора топлива. Во внутренней полости, образованной топливным отсеком, размещен маршевый ЖРД третьей ступени 11Д25.
Хвостовой отсек предназначен для размещения исполнительных органов системы управления с приводами и ЖРД малой тяги.
Двигатель включает в себя камеру, ТНА, восстановительный ГГ, два пиростартера, систему выброса генераторных газов, раму, агрегаты автоматики и другие элементы. Все агрегаты ЖРД смонтированы на раме, которая крепится к нижнему шпангоуту бака горючего.
Создание управляющих усилий по всем каналам управления на участках работы основного двигателя третьей ступени обеспечивается перепуском генераторного газа после турбины через неподвижные сопла с помощью системы газораспределения. На пассивных участках полета управляющие усилия создаются включением ЖРД малой тяги.
Помимо маршевого двигателя, третья ступень РН 'Циклон-3' снабжена специальной жидкостной реактивной системой управления (ЖРС 11Д75), предназначенной для успокоения ступени с КА после отделения, ее ориентации и стабилизации в 'свободном' полете и обеспечения запуска ее маршевого двигателя в условиях невесомости. Она работает на том же топливе, что и маршевый двигатель ступени, и фактически представляет собой ЖРД с вытеснительной подачей компонентов. В состав данной системы, питаемой из основных баков, входят десять неподвижных миниатюрных камер, пускоотсечные электрогидроклапаны, трубопроводы и элементы крепления на ступени. Восемь камер используются для обеспечения ориентации и стабилизации ступени по тангажу, рысканию и крену, а две - для создания осевой перегрузки перед повторным запуском маршевого ЖРД.
Третья ступень и КА размещаются под головным обтекателем, который сбрасывается во время полета второй ступени после прохождения плотных слоев атмосферы. Для отделения КА используется энергия восьми пружинных толкателей.
Основные характеристики двигательной установки первой ступени
Параметр |
РД-261 |
РД-68М |
Тяга у Земли / в пустоте, кН |
2364 / 2643 |
285 / 328 |
Удельный импульс тяги у Земли / в пустоте, Н с/кг |
2645 / 2957 |
2492 / 2865 |
Соотношение компонентов |
2,6 |
2,36 |
Масса двигателя (сухая), кг |
1730 |
326 |
Давление в камере, МПа |
8,33 |
6,57 |
Давление на срезе сопла, кПа |
0,077 |
0,059 |
Основные характеристики двигательной установки второй ступени
Параметр |
РД-262 |
РД-69М |
Тяга в пустоте, кН |
941 |
54,3 |
Удельный импульс тяги в пустоте, Н-с/кг |
3116 |
2752 |
Соотношение компонентов |
2,6 |
2,36 |
Масса двигателя (сухая), кг |
725 |
120 |
Высота/ диаметр, м |
2,68/2,59 |
0,9/3,35 |
Основные характеристики маршевого двигателя третьей ступени
Параметр |
11Д25 |
Тяга в пустоте, кН |
81,8 |
Удельный импульс тяги в пустоте, Н с/кг |
3110 |
Соотношение компонентов |
2,1 |
Время работы при однократном запуске, с |
менее 130 |
Время работы при двукратном запуске, с |
5-120 |
Ракетно-космический комплекс 'Циклон'
Наземный комплекс РН 'Циклон-2' включает в себя две стартовые площадки, расположенные на космодроме Байконур. Первый пуск РН 'Циклон-М' состоялся в октябре 1967 года. Комплекс для запусков ракеты-носителя 'Циклон-3' расположен на космодроме Плесецк и включает две стартовые площадки.
В процессе проектирования были реализованы технические решения, позволившие уменьшить объем предпусковых операций ракеты-носителя при использовании возможностей нового технического комплекса и минимизировать время на подготовку и осуществление пуска, который теперь производится в автоматическом режиме.
Наземный комплекс 'Циклон' состоит из стартового (СК) и технического комплексов (ТК).
Стартовый комплекс ракеты-носителя 'Циклон-3'
Стартовый комплекс обеспечивает оперативную подготовку и пуск ракеты-носителя в автоматическом режиме, управление технологическим оборудованием с помощью системы дистанционного автоматического управления, контроль за реализацией циклограммы подготовки.
Комплекс не имеет послепусковых ремонтно-восстановительных работ стартового оборудования. Узлы и детали разового действия эвакуируются со стартового комплекса вместе с транспортно-установочным агрегатом.
Стартовый комплекс включает:
- наземное технологическое оборудование;
- проверочное оборудование РН;
- контрольно-проверочную аппаратуру космического аппарата;
- системы технического обеспечения;
- инженерные сооружения.
Наземное технологическое оборудование стартового комплекса предназначено для выполнения всех технологических операций по проведению предстартовой подготовки, пуска РН 'Циклон' с космическим аппаратом и включает:
- пусковое устройство;
- подъемно-установочный агрегат;
- агрегат автоматической стыковки коммуникаций;
- транспортно-установочный агрегат;
- систему термостатирования РН;
- системы заправки окислителем и горючим;
- системы дистанционного управления заправкой и стартовым оборудованием;
- комплект аппаратуры проверки электроцепей;
- систему централизованного контроля подготовки старта.
Пусковое устройство (ПУ) предназначено для установки на него ракеты-носителя в вертикальном положении, подготовки и пуска РН 'Циклон-3'. Пусковое устройство представляет собой стационарный неповоротный стол с односкатным отражателем, устанавливаемым на общем фундаменте со стартовым сооружением.
Подъемно-установочный агрегат (ПУА) предназначен для подъема РН в вертикальное положение, установки РН на пусковое устройство, отвода транспортно-установочного агрегата (ТУА) на безопасный угол и съема РН с пускового устройства при несостоявшемся пуске. Управление агрегатом осуществляется с центрального пульта системы дистанционного управления (СДУ) стартовым оборудованием.
Агрегат автоматической стыковки коммуникаций (АСК) предназначен для автоматической стыковки и расстыковки заправочных и электрических коммуникаций, а также коммуникаций термостатирования и пожаротушения, размещенных на ТУА, с соответствующими коммуникациями наземных систем.
Стыковка коммуникаций производится автоматически в процессе наезда транспортно-установочного агрегата на ПУА с помощью каретки.
АСК выполнен в виде трех отдельных блоков:
- центрального (электро- и пневмо- коммуникаций);
- гидрокоммуникаций горючего;
- гидрокоммуникаций окислителя.
Управление агрегатом автоматической стыковки коммуникаций производится с центрального пульта системы дистанционного управления стартовым оборудованием и местного пульта при выполнении регламентных работ.
Транспортно-установочный агрегат предназначен для хранения и транспортировки собранной РН, ее установки на ПУ и снятия при несостоявшемся пуске. ТУА представляет собой четырехосную тележку на железнодорожном ходу. На раме агрегата смонтированы коммуникации заправки первой и второй ступеней РН компонентами топлива и сжатыми газами, воздушные магистрали термостатирования и электрические кабели РН и КА, а также опоры с ложементами для укладки РН и опорное кольцо. Между ложементами рамы агрегата шарнирно закреплена кабель-мачта с электрическими кабелями, обеспечивающая связь с РН и КА после отвода ТУА на безопасный угол. Управление ТУА осуществляется с центрального пульта системы дистанционного управления.
Система термостатирования РКН (РН и КА) предназначена для подачи воздуха с необходимой температурой в отсеки РКН. Она построена по принципу воздушного цикла термостатирования, не содержит токсичных, взрывоопасных и озоноразрушающих веществ и является экологически чистой. Управление термо- статированием отсеков РН осуществляется в автоматическом или дистанционном режимах.
Система заправки окислителем предназначена для приема, хранения и заправки окислителем носителя, а при несостоявшемся пуске - слива окислителя из РН. Заправка производится методом выдавливания окислителя сжатым воздухом. Управление системой заправки производится в автоматическом режиме от системы дистанционного управления заправкой.
Система заправки горючим предназначена для хранения, заправки горючим носителя, а при несостоявшемся пуске - слива горючего из РН. Заправка производится методом выдавливания горючего сжатым азотом. Управляется система в автоматическом режиме от системы дистанционного управления заправкой.
Система дистанционного управления заправкой предназначена для автоматического и пооперационного управления системами заправки горючим, окислителем и сжатыми газами при проведении заправки РН и техническом обслуживании систем. Управление системой осуществляется с центрального пульта, размещенного на командном пункте СК.
Система дистанционного управления стартовым оборудованием предназначена для автоматического и пооперационного управления ТУА, ПУА, АСК и системой обеспечения сжатыми газами стартового оборудования и ракеты-носителя при подготовке ее к пуску и техническом обслуживании оборудования.
Размещенный на командном пункте центральный пулы предназначен для контроля за работой агрегатов стартового оборудования, а также дистанционного управления ими в автоматическом и пооперационном режимах.
Комплект аппаратуры проверки электроцепей предназначен для автоматической проверки монтажа и величины сопротивления и целостности изоляции кабелей АСК и ТУА.
Система централизованного контроля подготовки старта предназначена для выдачи информационно-директивных команд оператора систем, участвующих в подготовке и проведении пуска РН, а также приема информации о состоянии систем и агрегатов и о выполнении ими технологических операций.
Основные конструктивные особенности стартового комплекса РН 'Циклон-3':
- наличие систем теленаблюдения и централизованного контроля подготовки старта ракеты-носителя;
- системы заправки централизованы и работают на обе пусковые установки;
- пусковое устройство с односкатным отражателем и улучшенными газодинамическими характеристиками;
- транспортно-установочный агрегат и агрегат автоматической стыковки коммуникаций с улучшенной конструкцией отдельных узлов и механизмов.
Технический комплекс ракеты-носителя 'Циклон-3'
Технический комплекс ракеты-носителя 'Циклон-3' предназначен для проведения всех видов работ по хранению, обслуживанию и подготовке РН к пуску.
В состав технического комплекса входят:
- наземное технологическое оборудование;
- наземное проверочное оборудование РН;
- строительные сооружения;
- технические системы. Наземное технологическое оборудование технического комплекса обеспечивает:
- транспортировку составных частей РН в специальных железнодорожных вагонах и третьей ступени РН в термоизолированном вагоне;
- выгрузку (погрузку) и хранение составных частей РН на ангароскладских средствах;
- перегрузку составных частей РН с ангароскладских на испытательные средства;
- стыковку (расстыковку) составных частей ракеты-носителя;
- перегрузку состыкованных первой и второй ступеней РН с испытательных тележек на ТУА;
- перегрузку третьей ступени с испытательной тележки на раму термоизолированного вагона для отправки на заправочно-нейтрализационную станцию;
- проведение электроиспытаний РН;
- проведение регламентных работ с составными частями РН;
- прием РН в случае несостоявшегося пуска.
К основным агрегатам технологического оборудования относятся:
- агрегат автоматической стыковки электрокоммуникаций, предназначенный для автоматической стыковки систем РН с контрольно-проверочной аппаратурой монтажно-испытательного корпуса;
- комплект средств обслуживания РН, предназначенный для обслуживания в монтажно-испытательном корпусе (МИК) РН, находящейся на транспортно-установочном агрегате, а также для одновременного обслуживания составных частей РН, находящихся на стыковочных и технологических тележках;
- термоизолированный вагон, предназначенный для транспортировки на заправочно-нейтрализационную станцию и обратно на ТК 'сухой' и заправленной третьей ступени, а также для заправки в нем третьей ступени РН;
- агрегат проверки, предназначенный для стыковки кабельной сети транспортно-установочного агрегата с аппаратурой контроля электроцепей и проверки целостности электроцепей агрегата перед подачей его в МИК под загрузку РН.