Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/print/22011/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:57:19 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п р п р п р п р п
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС

КАК ЭТО БЫЛО

 

ГАГАРИН. ПОЕХАЛИ! КАК ЭТО БЫЛО

В начале 1959 г. в Академии наук СССР узкий круг осведомленных людей обсуждал возможность полета человека в космос. К тому времени у СССР уже был успешный опыт запусков искусственных спутников, а значит, была и надежда. Начали появляться постановления Правительства, где были прописаны задачи по подготовке полета человека в космическое пространство.
Для нас важен документ, который стал основой для деятельности тех, кого в соответствии с ним стали называть космонавтами. Это – Приказ Главкома ВВС ?267, в соответствии с которым на должность слушателей-космонавтов были зачислены первые 12 летчиков-истребителей: Аникеев И.Н., Быковский В.Ф., Волынов Б.В., Гагарин Ю.А., Горбатко В.В., Комаров В.М., Леонов А.А., Нелюбов Г.Г., Николаев А.Г., Попович П.Р., Титов Г.С., Шонин Г.С. В начале июля того же года отряд был сформирован окончательно. В него были включены дополнительно Беляев П.И., Бондаренко В.В., Варламов В.С., Заикин Д.А., Карташов А.Я., Рафиков М.З., Филатьев В.И. и Хрунов Е.В.
Первую двадцатку спустя многие годы так и будут называть – гагаринский отряд. Но это случится много позже.
Приказ вышел в свет 7 марта 1960 г.; именно это день и стал официальной датой создания Отряда космонавтов.
В первых числах марта кандидаты в космонавты начали прибывать в Москву. Местом их временного проживания стал Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе. В этом тоже была некая символика – раньше аэродром назывался Ходынским полем, над которым в начале ХХ века парили первые летчики России. Двухэтажное здание спортивной базы ЦСКА стало их временным домом и местом для первых занятий.
14 марта 1960 г., в 9.00 по московскому времени у будущих космонавтов начались теоретические занятия.  До первого полета человека в космос остается еще чуть больше года. Объем знаний и умений, которые должны были получить будущие космонавты, был огромен. И расслабляться было некогда. Им читали лекции по авиационной и космической медицине, по ракетной технике и динамике полета, по конструкции космического корабля и его многочисленным системам, и еще по многим узкоспециальным дисциплинам.
Примерно в середине апреля первые 11 человек были откомандированы в г. Энгельс Саратовской области, где приступили к парашютным тренировкам. Чуть позже к ним присоединились еще двое. Парашютные занятия с прыжками самой разной сложности продолжались целый месяц.
По возвращении в Москву их ждали тренировки в барокамере, термокамере, сурдокамере, на центрифуге, вибростенде, полеты на невесомость, регулярные спортивные занятия, продолжение теоретических занятий по различным дисциплинам.
Примерно тогда же первая двадцатка познакомилась с тем, кто возглавлял огромный коллектив, кто проектировал, создавал и готовил для них космические корабли. На одно из занятий в Москву приехал С.П. Королев. Первая встреча была короткой, Сергей Павлович говорил с будущими космонавтами мало, больше всматривался в них, как будто выбирая того, кто станет первым.
Но вот и пришло время приступить к тому, что у летчиков называется предполетной подготовкой. От традиционной она отличалась тем, что занимала весьма длительное время - почти 6 месяцев. За полгода надо было досконально изучить космический корабль и то, как функционируют все его системы. Корабль надо было освоить до такой степени, чтобы он для будущего космонавта стал родным домом. Спустя примерно полгода, если быть точным – 11 октября 1960 г. – новым Приказом Главкома ВВС ?176 была определена группа из шести летчиков, которые должны были начать заниматься по ускоренной программе. В октябре 1960 г. они приступают к занятиям на тренажере космического корабля «Восток» в летно-исследовательском институте подмосковного города Жуковского.
И вот 17 января 1961 г. настал первый экзаменационный день, когда представительной и требовательной комиссии надо было в течение часа детально, подробнейшим образом рассказать о корабле «Восток», его внутренней начинке, об условиях орбитального полета, ответить на множество других вопросов, связанных с предстоящим путешествием в космос. По итогам двух экзаменационных дней все шестеро слушателей получили отличные оценки. Фамилия Гагарин в списке кандидатов на первый полет стояла в экзаменационной ведомости первой.
9 марта 1961 г. Юрию Гагарину исполнилось 27 лет. И самым отличным подарком ко дню его рождения стал старт очередной ракеты-носителя с космическим кораблем, на борту которого находилась собачка Чернушка и манекен Иван Иванович, в теле которого были и другие космические путешественники – крысы и мыши. Полет корабля длился 115 минут и завершился успешно. 
День первого полета все ближе и ближе. Вот интересный документ – «Заявка на попытку установления рекорда», заполненная на имя того, кто стал первым в истории человечества космонавтом. Документ, снимающий любые сомнения в том, когда именно Юрия Гагарина выбрали первым. Официальная версия гласит, что случилось это на космодроме во время заседания Государственной комиссии, которая состоялась 8 апреля, а 10-го ее решение было объявлено космонавтам. Обратите внимание на дату подписания «Заявки…», из которой следует, что решение о назначении первым космонавтом именно Юрия Гагарина было принято, по крайней мере, за месяц до старта в космос.
25 марта 1961 г. на космодроме должен был состояться еще один пуск ракеты-носителя с космическим кораблем. В этот раз его пассажирами были собаки Звездочка и Чернушка. И этот полет стал удачным. Всем уже было понятно: первый старт человека в космос наступит совсем скоро.

18 марта 1961 года в монтажно-испытательный корпус прибыла группа во главе с Героем Советского Союза генералом Н.П. Каманиным, руководителем центра подготовки космонавтов, Е.А. Карповым, специалистом в области авиационной медицины и генералом Л.И. Гореглядом. В тот день ведущий конструктор О.Г. Ивановский давал пояснения и отвечал на вопросы о космическом аппарате («Салют»). Среди слушателей были Григорий Нелюбов, Герман Титов, Юрий Гагарин, Андриян Николаев, Валерий Быковский, Павел Попович.

 

20 марта в одной из лабораторий монтажно-испытательного корпуса будущие космонавты провели тренировку по надеванию и регулировке скафандра под руководством ведущего конструктора О.Г. Ивановского и ведущих специалистов по скафандру: Ф.А. Востокова и В.И. Сверщека. Мало кто знал в то время, что к данному моменту было изготовлено всего только три индивидуальных скафандра: для Юрия Гагарина, Григория Нелюбова и Германа Титова.

 

К 21 марта космический аппарат был полностью подготовлен для стыковки с ракетой. После 17:00 местного времени, когда основная часть личного состава покинула монтажно-испытательный корпус, на площадке, где находился космический аппарат, появились Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов и Герман Титов в сопровождении технического руководства и специалистов для проведения тренировки в надевании скафандра, посадке в скафандрах в кабину космического корабля, проверке скафандров и средств связи. Надевание скафандра занимало не более 20-25 минут, а посадка в кабину спускаемого аппарата и проверка оборудования на функционирование – 15-25 минут. Руководили этими включениями с подачей бортового питания на некоторые системы космического аппарата В.И. Ярополов и  В.Я. Хильченко.

 

22 марта в первой половине дня Главный конструктор наземного испытательного комплекса В.П. Бармин вместе со своим заместителем Б.М. Хлебниковым провели ознакомительную экскурсию с космонавтами по стартовому комплексу.

 

23 марта Главный конструктор СКБ ЛИИ С.Г. Даревский провел с группой космонавтов занятия по коррекции глобуса на пульте пилота. Занятия прошли в лаборатории на первом этаже монтажно-испытательного корпуса.

 

24 марта в 13:00 ракету с космическим аппаратом и манекеном в кресле пилота вывезли на стартовую позицию и под руководством В.А. Романенко установили в стартовое сооружение. К 18:00 Юрий Гагарин и Герман Титов с помощью специалистов облачились в скафандры и в специальном голубом автобусе ЛАЗе прибыли на стартовую позицию. С помощью ведущего конструктора и испытателей В.Я. Хильченко, а также В.А. Холина, отвечающего за установщик и лифт, космонавты провели тренировку по подъему на лифте к космическому аппарату и прохождению пути от лифта на верхней площадке установщика к люку спускаемого аппарата. Гагарин в присутствии С.П. Королева проверил, насколько удобно будет садиться в спускаемый аппарат. Затем сошел на две ступеньки вниз с приставочной площадки и Королев повел его вокруг обтекателя. Затем Титов выполнил те же операции, что и Гагарин. Далее они все спустились на нулевую отметку стартового комплекса и вернулись в автобус.

 

25 марта в 6:30 М.В. Келдыш провел короткое заседание членов Государственной комиссии перед стартом космического корабля ЗКА ?2. За час до старта Королеву доложили, что один из датчиков на третьей ступени ракеты-носителя вышел из строя. Главный конструктор блока «Е» С.А. Косберг, посоветовавшись со своими специалистами, дает указание отключить данный датчик. Специалисты первого отдела поднялись к лючку третьей ступени и отключили его.

 

В этот же день космический аппарат ЗКА ?2 с манекеном и собакой Звездочкой, кличку которой предложил Гагарин, вышел на орбиту без происшествий. На сей раз все шло строго по программе: все системы корабля функционировали нормально. Через 1,5 часа космический корабль приземлился в заданном районе.

 

Успешное завершение испытаний двух беспилотных космических аппаратов дало возможность С.П. Королеву и членам государственной комиссии доложить правительству, что отработка полета кораблей на орбите проводится в соответствии с утвержденной программой, и подтверждается реальная возможность осуществления первого полета человека в космическое пространство.

 

3 апреля 1961 года Сергей Павлович Королев с группой специалистов вылетел на полигон. На космическом аппарате ЗКА ?3 (будущем космическом корабле «Восток-1») проводились заключительные операции для стыковки с ракетой-носителем.

 

 

В тот же день космонавтов Гагарина и Титова в последний раз одели в резервные скафандры, чтобы заснять на пленку, как они забираются в «Восток». Будущие покорители космоса по очереди произносили прощальные речи у подножия пусковой башни. На этих кадрах Р-7 не видна, потому что ракета лежала в сборочном ангаре, а подробности ее конструкции хранились в величайшем секрете. То была государственная тайна. Техники воспроизвели процесс запирания космонавтов в шар (это было проделано в другой зоне главного ангара, служившего для подготовки корабля, а не на самой площадке). В последующие месяцы некоторые из этих постановочных эпизодов смонтировали с короткой подлинной съемкой подготовки к старту, осуществленной оператором Владимиром Суворовым в куда менее благоприятных условиях. В тот великий день предстартовая группа просто не могла предоставить ему такой же широкий доступ к кораблю и пусковым устройствам, как при репетиции в ангаре.

 

6 апреля на полигон прибыл председатель Государственного комитета по оборонной технике и председатель Государственной комиссии К.Н. Руднев. После 17 часов в монтажно-испытательном корпусе на первом этаже в одной из лабораторий Юрий Гагарин и Герман Титов примеряли свои индивидуальные скафандры под руководством Главного конструктора катапультируемого кресла, скафандра и систем обеспечения жизнедеятельности космонавта – С.М. Алексеева и ведущих специалистов В.И. Сверщека и Ф.А. Востокова.

 

7 апреля к 10 часам в одной из лабораторий монтажно-испытательного корпуса на первом этаже были установлены приборная доска и пульт пилота с глобусом, при помощи которых космонавт мог определить точку земной поверхности, над которой находится в данный момент времени космический аппарат, и выбрать момент включения тормозной двигательной установки для приземления (в случае применения ручной системы ориентации корабля и ручного управления спуском с орбиты). Пульт пилота был расположен рядом с контрольно-проверочной аппаратурой.

 

Юрий Гагарин и Герман Титов выполняли все необходимые операции по ручной ориентации космического аппарата, включению тормозной двигательной установки и контролю программы спуска по установленному на пульте пилота индикатору. Все необходимые операции выполнялись под контролем главного конструктора СКБ ЛИИ С.Г. Даревского, где разрабатывали пульт пилота и первый космический тренажер.

 

Этажом выше тренировкой по специальной радиопереговорной линии наземной станции «Заря», главным конструктором которой являлся Ю.С. Быков, руководил начальник лаборатории радиосистем космических аппаратов инженер-майор Г.Д. Ракитин. Космонавты отрабатывали доклады на Землю, привыкали к своим позывным: Гагарин – «Кедр», Титов – «Орел».

 

8 апреля к 9:00 космонавты прибыли в монтажно-испытательный корпус для проведения тренировочных занятий в спускаемом аппарате корабля. Космический аппарат был установлен на специальной подставке, огороженной стойками с натянутой белой лентой, освещался юпитерами. Для подъема космонавта к спускаемому аппарату использовался легкий подвижный лифт.

 

 

В дверях монтажно-испытательного корпуса появились космонавты, облаченные в скафандры, в сопровождении С.П. Королева и ведущего конструктора О.Г. Ивановского. Первым должен был проводить тренировку Юрий Гагарин, а за ним – Герман Титов. Специалисты, принимавшие участие в «обживании» корабля космонавтами, заняли свои рабочие места у наземных пультов. Включение всех систем осуществлялось с наземного центрального пульта управления.

 

В.И. Ярополов согласно программе проведения тренировки подавал команды по шлемофонной связи, а операторы определенных систем включали их на космическом аппарате, чтобы аппарат, как говорят испытатели, «дышал». Космонавты, находясь в спускаемом аппарате, следили за включением систем, выполняли различные манипуляции и отрабатывали определенные навыки по управлению космическим аппаратом.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Материалы предоставлены партнером программы «Гагарин. Поехали!» Мемориальным Музеем Космонавтики
Скачать фотографии https://cloud.mail.ru/public/34jw/dC31nJnRf

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА ПЛАНЕТЫ!

9 марта исполнилось 82 года со дня рождения первого космонавта планеты Юрия Алексеевича ГАГАРИНА!
Детство Юрия прошло в селе Клушино Гжатского (ныне - Гагаринского) района Смоленской области, РСФСР. В 1941 году ГАГАРИН поступил в 1-й класс средней школы, но из-за войны смог возобновить учебу в школе лишь в 1943 году. Затем три года учился в ремесленном училище ?10 города Люберцы Московской области, получил специальность «формовщик-литейщик».
1951 году окончил 7-ой класс школы рабочей молодежи ? 1 города Люберцы и был направлен на учебу в Саратовский индустриальный техникум по специальности «Литейное производство», который окончил через 4 года с отличием. Будучи студентом техникума, поступил в аэроклуб и навсегда связал свою жизнь с авиацией.
С 4 сентября 1954 по 1 октября 1955 года Юрий Алексеевич занимался в Саратовском областном аэроклубе на самолете Як-18. Слова летчика-инструктора Дмитрия МАРТЫНОВА о том, что Юрий ГАГАРИН будет замечательным летчиком, стали решающими в его судьбе. В 21 год на счету ГАГАРИНА было уже 196 полетов. 14 марта 1955 года он совершил свой первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров.
В 1957 году окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ) имени К.Е.Ворошилова в городе Оренбург по истребительному профилю. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично». Летал на самолетах Як-18 и МиГ-15бис.
В конце 1950-х годов среди молодых летчиков-истребителей начался набор для переучивания на «новой технике». Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому «новой техникой» именовали космические корабли.
9 декабря 1959 года ГАГАРИН написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты и уже через неделю его вызвали в Москву для всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В январе 1961 года был зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на космическом корабле «ВОСТОК» вместе с Валерием БЫКОВСКИМ, Григорием НЕЛЮБОВЫМ, Андрияном НИКОЛАЕВЫМ, Павлом ПОПОВИЧЕМ и Германом ТИТОВЫМ.
12 апреля 1961 года с космодрома БАЙКОНУР впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом на борту - Юрием Алексеевичем ГАГАРИНЫМ. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже день полета ГАГАРИНА в космос был объявлен праздником — ДНЕМ КОСМОНАВТИКИ.

ФИЛЬМ ТЕЛЕСТУДИИ РОСКОСМОСА. ГАГАРИН

Документальный фильм студии Роскосмоса о первом человеке полетевшем в космос - Юрии Алексеевиче Гагарине. Премьера фильма состоялась на телеканале "Культура" 12 апреля 2015 года.