Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/print/1936/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:41:26 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: ориентация спинов
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС

Левченко Анатолий Семенович

Порядковый номер   - 207 (64)
Количество полетов - 1
Продолжительность полетов - 7 суток 21 час 58 минут 12 секунд.

Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.

 

Дата и место рождения:

Родился 21 мая 1941 года в городе Краснокутск Харьковской области УССР.

 

 

Дата и причина смерти:

Скоропостижно скончался 6 августа 1988 года от опухоли головного мозга, развившейся вследствие жесткой посадки СА «Союз ТМ-3». Похоронен на Быковском кладбище в г.Жуковский Московской области.

 

 

Образование и научные звания:

В 1958 году окончил Краснокутскую среднюю школу.

В 1985 году поступил в Авиационное инженерное училище, но учиться не стал и забрал документы.

 

 

Профессиональная деятельность:

В 1958 - 1959 годах работал в садоводстве.

 

 

Военное образование:

В 1959 году поступил в Кременчугское ВВАУЛ. После его расформирования в том же году был переведен в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (ЧВВАУЛ), которое окончил в 1964 году.

 

 

Воинская служба:

На службе с 1959 года. До 1964 года - курсант Черниговского ВВАУЛ.

С 1964 по 1970 год служил в различных частях ВВС, вначале в Липецком районе, затем в Туркменской ССР (в Туркестанском военном округе).

В 1970 году вышел в запас.

 

 

Воинское звание:

Капитан запаса (с 1983).

 

 

Классность:

За время работы освоил 87 типов и модификаций самолетов. Имел налет на самолетах 3574 часов 22 минуты, в том числе в испытательных полетах - 1979 часов 36 минут.

Летчик-испытатель 4-го класса (с 1971 года).

Летчик-испытатель 3-го класса (с 1975 года).

Летчик-испытатель 2-го класса (с 1977 года).

Летчик-испытатель 1-го класса (с 1979 года).

 

 

Испытательная работа:

В 1971 году успешно окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).

С 1971 года работал летчиком-испытателем ЛИИ. Летал на самолетах истребительного, бомбардировочного и транспортного типов. Проводил работы, связанные с расширением ограничений и улучшением характеристик боевых истребителей, прочностными и аэродинамическими исследованиями, а также доводкой серийных и модифицированных силовых установок и экспериментального оборудования.

 

 

Космическая подготовка:

12 июля 1977 года приказом ?630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК).

1 февраля 1979 года приказом ?34 Министерства авиационной промышленности (МАП) зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).

С апреля 1979 по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980 года приказом MOM ?345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда). 10 августа 1981 года приказом ?26 начальника ЛИИ был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12 февраля 1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

 

С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к полету в составе дублирующего экипажа с В.Васютиным и В.Савиных. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7».

 

С декабря 1983 года на базе ЛИИ проходил подготовку к космическому полету на МТКК «Буран», во время которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154 и самолете МиГ-25, оснащенных системами управления «Бурана».

 

По планам МАП и ЛИИ А.Левченко должен был стать командиром дублирующего экипажа для первого космического полета МТКК «Буран» вместе вместе с А.Щукиным. Проходил подготовку в качестве командира экипажа вместе с Г.Стрекаловым из НПО «Энергия».

 

Выполнил две рулежки по ВПП в качестве командира и второго пилота и четыре полета на специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира экипажа:

 

Рулежки:

1986.04.26 - 6-я рулежка БТС-02 по ВПП (командир).

1987.03.29 - 7-я рулежка БТС-02 по ВПП с испытаниями тормозной системы (второй пилот).

 

Полеты:

1986.06.20 - 5-й полет БТС-02 (командир).

1986.06.28 - 6-й полет БТС-02 (командир).

1986.12.29 - 9-й полет БТС-02 (командир).

1987.05.21 - 12-й полет БТС-02 (командир).

 

В феврале 1987 года был назначен заместителем начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ).

 

С 1 марта 1987 года проходил подготовку к кратковременному полету в составе группы. С 11 мая 1987 года проходил непосредственную подготовку к полету на ОК «Мир» в качестве космонавта-исследователя основного экипажа (вместе с В.Титовым и М.Манаровым) для краткосрочного полета.

 

Первый полет

 

 

С 21 по 29 декабря 1987 года в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз ТМ-4» (старт с В.Титовым и М.Манаровым) и «Союз ТМ-3» (посадка с с Ю.Романенко и А.Александровым) и ОК «Мир». Позывной: «Океан-3», «Таймыр-3».
В ходе полета проводил эксперимент по исследованию возможности управления МТКК «Буран» в период острой адаптации к невесомости на специальном стенде, размещенном в бытовом отсеке КК «Союз ТМ-4».

Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 58 минут 12 секунд.

 

29 декабря 1987 года сразу после возвращения на Землю провел эксперимент с целью оценки реакции пилота при управлении МТКК «Буран» после воздействия факторов космического полета. На самолетах Ту-154 и МиГ-25, оборудованных системами управления «Бурана», выполнил самостоятельные полеты до Москвы и обратно на Байконур.

 

Почетные звания:

Герой Советского Союза (1987),

Летчик-космонавт СССР (1987),

Заслуженный летчик-испытатель СССР (1986).

 

 

Награды:

Был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (1987).

 

 

Семейное положение:

Отец - Левченко Семен Павлович, (1904 - 1943), слесарь, шофер-механик.

Мать - Левченко Прасковья Трофимовна, (1904 - 1968), заведущая детским садом.

Жена - Левченко (Костромина) Людмила Николаевна, (14.01.1944 - 29.12.1996), начальник бюро летно-технической документации ЛИИ МАП.

Сын - Левченко Кирилл Анатольевич, 1974 г.р.

 

 

Увлечения:

Увлекался горными лыжами, плаванием, туризмом, хорошо играл на гитаре.

 

http://www.astronaut.ru/as_rusia/lii/text/levchenko.htm