Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/print/1711/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:37:36 2016
Кодировка: Windows-1251
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС

Лавочкин Семен Алекеевич

Лавочкин Семен Алекеевич (11.09.1900 - 09.06.1960) - Главный конструктор авиационного конструкторского бюро, генерал-майор инженерно-авиационной службы.

 

Семен Алексеевич (Айзикович) Лавочкин родился 11 сентября (по старому стилю 29 августа) 1900 года в Смоленске. В некоторых документах указывается иное место рождения - местечко Петровичи Рославльского уезда Смоленской губернии. Сын учителя гимназии. Еврей. Окончил городское училище в городе Рославле, гимназию в Курске.

 

С 1918 года - в Pабоче-Крестьянской Красной Армии. Воевал рядовым в гражданской войне, в 1920 году служил в пограничной охране. В конце 1920 года демобилизован и направлен на учебу в Москву. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана в 1927 году. Проходил преддипломную практику в конструкторском бюро А.Н. Туполева, участвуя в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). С 1929 года работал в ряде авиационных конструкторских бюро (КБ Ришара, Бюро новых конструкций и Центральное конструкторское бюро). В 1935 - 1938 годах - главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошел в серию). В 1938 - 1939 годах работал в Главном управлении авиационной промышленности.

 

С 1939 главный конструктор по самолетостроению, руководитель конструкторского бюро на авиазаводе ? 301 в городе Химки Московской области. Под его руководством там создан истребитель ЛаГГ-3 (совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым). С 1940 года - главный конструктор конструкторского бюро на авиазаводе ? 21 в городе Горький. В годы Великой Отечественной войны существенно переработал ЛаГГ-3, первоначально имевший высокую аварийность и недостаточные летные характеристики (произвел замену двигателя и существенное усиление плоскости крыла, что резко увеличило боевые возможности самолета). Тогда же создал 10 серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в боях. При их разработке Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планера (применив особо прочный материал - дельта-древесину) с надежным двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полета. Компоновка самолета Ла-5, Ла-7 обеспечивала надежную защиту летчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н. Кожедуб сбил 62 немецких самолета. Всего в 1941 - 1945 годах построены 22 500 экземпляров самолетов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе. С 1943 года испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа 1944 года С.А. Лавочкину присвоено воинское звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы".

 

За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года Лавочкину Семену Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали "Серп и Молот" и ордена Ленина.

 

В первые послевоенные годы в конструкторском бюро Лавочкина (в 1945 году оно было переведено в Химки) созданы его последние поршневые истребители - цельнометаллический самолет Ла-9, учебно-тренировочный Ла-180 и дальний истребитель Ла-11. Затем КБ Лавочкина переведено на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей, хотя проблемами реактивных двигателей и их применения в авиации занялся вплотную еще с 1944 года. В 1947 году был разработан Ла-160 - первый отечественный самолет со стреловидным крылом, Ла-15. В декабре 1948 года на Ла-176 со стреловидностью крыла в 45 градусов впервые в СССР была достигнута скорость полета, равная скорости звука. Конструктор создан сверхзвуковой истребитель Ла-190, всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200.

 

Под руководством Лавочкина создан ряд образцов ракетной техники. В 1950 году ОКБ С.А. Лавочкина было поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса "земля-воздух", причем тактико-технические данные были заданы чрезвычайно высокие, не достигнутые ни в одной стране мира. По инициативе И.В. Сталина, осознавшего опасность вполне реального в те года ядерного удара по промышленным центрам страны, было принято решение о создании первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25) с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на вооружении.

 

В кратчайшие сроки был пройден путь с формулировки самой идеи системы ПВО до создания системы. В 1951 - 1955 годах под руководством С.А. Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР-"205" и ЗУР-"215", а также ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 году вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут". Ракеты конструкции С.А. Лавочкина находились на боевом дежурстве до начала 80-х годов (это были ЗУР-"217М" и ЗУР-"218"). Член КПСС с 1953 года.

 

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года Лавочкину Семену Алексеевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второй Золотой медали 'Серп и Молот' (? 33/II).

 

Параллельно с ракетной тематикой С.А. Лавочкин в 1950 - 1954 годах разработал беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся почти 40 лет - до 1993 года. Кроме того, был создан и применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных летательных разведывательных аппаратов).

 

С 1956 С.А. Лавочкин - генеральный конструктор ОКБ. На этом посту он завершил две такие крупнейшие работы, как во-первых, создание межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, во-вторых, проектирование нового зенитного комплекса ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей. Член-корреспондент Академии наук СССР (1958).

 

Депутат Верховного Совета СССР 3-5 созывов (с 1950 по 1960 годы).

 

При завершении испытаний "Бури" 9 июня 1960 года Семен Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на полигоне Сары-Шаган в районе озера Балхаш (Казахская ССР). По неистребимой советской привычке засекречивать все подряд, в газетах было сообщено, что конструктор умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище города-героя Москвы (участок 1).

 

Лауреат четырех Сталинских премий СССР (1941, 1943, 1946, 1948).

 

Награжден тремя орденами Ленина (31.10.1941, 21.06.1943, 30.08.1950), орденом Красного Знамени (2.07.1945), орденом Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степени, медалями, в том числе "За боевые заслуги" (5.11.1944).

 

Имя Лавочкина носит научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст установлен на родине Героя в городе-герое Смоленске.

 

Его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты. В Москве установлена мемориальная доска на доме, где жил Герой.

 

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10487