Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/print/1704/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:37:07 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: hst
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС

Фролов Константин Васильевич

 

1932-2007 гг.

Родился 22 июля 1932 г. в г. Кирове Калужской области.

В 1951 г. поступил в Брянский институт транспортного машиностроения. После окончания института (1956 г.) работал на Ленинградском металлическом заводе, где занимался испытаниями гидротурбин. В 1958 г. поступил в аспирантуру Института машиноведения АН СССР, где под руководством крупнейшего специалиста в области теории колебаний академика АН Украины Виктора Олимпановича Кононенко им была подготовлена и в 1962 г. защищена кандидатская диссертация на тему "Влияние свойств источника энергии на колебания автономных систем".

В октябре 1964 г. по инициативе К.В.Фролова в Институте машиноведения была создана лаборатория вибрационной техники. Результаты многочисленных исследований тех лет нашли свое отражение в его докторской диссертации "Колебания в машинах с переменными параметрами в приложении к динамке силового гидропривода", утвержденной в 1970 г.

Параллельно с работой над темой докторской диссертации К.В.Фролов начал развивать новой научное направление, связанное с совершенствованием пассивных и активных систем виброзащиты оборудования и человека, а также с изучением воздействия вибрации на организм человека-оператора. В середине 70-х годов на базе лаборатории вибротехники он создает отдел биомеханики, в котором, наряду с классическими задачами динамики механических систем, изучается поведение человека-оператора как живого звена единой биотехнологической системы, находящейся в вибрационном поле (система "человек-машина-среда"). Исследования в этой области, лежащие на стыке механики, биологии, физики, эргономики, принесли К.В.Фролову заслуженную мировую известность. Выполненные под его руководством исследования и разработанные методики позволили решить ряд актуальных проблем, связанных с деятельностью человека-оператора в условиях вибрации машин и оборудования, заложить новые принципы профилактики и лечения больных от длительной гиподинамии, основанные на использовании вибрационной стимуляции.

Начиная с 1972 года, по инициативе К.В.Фролова поводятся Всесоюзные симпозиумы по влиянию вибрации на человека и проблемы виброзащиты.

В октябре 1975 г., после смерти директора ИМАШ СССР академика А.А.Благонравова, К.В.Фролов был назначен директором Института машиноведения АН СССР. Вплоть до трагической кончины (18 ноября 2007 г.) К.В.Фролов являлся бессменным руководителем Института. За этот период времени была существенно обновлена научная тематика института, были сформированы новые научные направления, такие как, например, виброакустики машин и оборудования, прочности объектов энергетического машиностроения, робототехники, биомеханики и другие, укрепился научный авторитет института и его научных школ, выросло международной сотрудничество и участие ученых института в международных научных организациях.

С начала 70-х годов по инициативе К.В.Фролова в институте было построено три многоэтажных корпуса, в которых были размещены новые установки и стенды для проведения самых различных экспериментальных исследований. Институт оснащен современными вычислительными системами и средствами телекоммуникаций.

По инициативе К.В.Фролова для развития связи фундаментальной науки с прикладными проблемами современного машиностроения во второй половине 80-х годов была создана сеть филиалов ИМАШ СССР в ряде промышленно развитых регионах страны. В дальнейшем, по мере становления, эти филиалы были преобразованы в самостоятельные институты РАН. В настоящее время эти институты, а также ряд других ведущих научных организаций страны объединены в Ассоциацию "Объединенный институт машиноведения" РАН.

Особое внимание К.В.Фролов уделял проблеме снижения риска и обеспечения безопасности сложных технических систем, людей и окружающей среды при возникновении техногенных и природных катастроф. По его инициативе сформирована общегосударственная программа "Безопасность", направленная на разработку научных основ и средств обеспечения техногенной безопасности. С целью интеграция усилий и научно-технического потенциала других стран создан Международный институт безопасности.

К.В.Фролов вел активную преподавательскую работу: с 1961 г. по 1976 г. он преподает и заведует (с 1973 г.) кафедрой теоретической механики и теории машин и механизмов Московского технологического института легкой промышленности, с 1976 г. по 2007 г. являлся заведующим кафедрой теории машин и механизмов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Огромная роль принадлежит К.В.Фролову в деле издания научной литературы. С 1977 г. по 2007 г. он бессменный главный редактор журнала "Машиноведение" (с 1990 г. - "Проблемы машиностроения и надежность машин"), а также международного журнала "Проблемы машиностроения и автоматизации". Он являлся инициатором издания и главным редактором крупных многотомных энциклопедических справочников: справочник "Вибрация в технике" (1978-1981 гг.), энциклопедический справочник "Машиностроение". Он возглавлял редакционные Советы серии книг "Научно-технический прогресс в машиностроении", научной серии "Основы проектирования машин".

За большие заслуги в научной и научно-организационной работе Константин Васильевич Фролов в 1976 г. был избран членом-корреспондентом, а в 1984 г. - действительным членом Академии наук СССР. Избран действительным членом ВАСХНИЛ.

С 1985 г. по 1992 г. он возглавляет Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления АН СССР, одновременно являясь вице-президентом АН СССР. С 1985 г. по 2007 г. К.В.Фролов - член Президиума РАН. В мае 2002 г. - избран заместителем академика секретаря Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.

Основные научные результаты, полученные К.В. и его школой, опубликованы в фундаментальных монографиях и многочисленных публикациях. В числе первых была издана монография "Прикладная теория виброзащитных систем" (1980). Значительный интерес представляет монография "Методы совершенствования машин и современные проблемы машиностроения" (1984).

 

http://www.imash.ru/departments/frolov/frolov_info.shtml