Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/print/1696/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:36:33 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС

Кемурджиан Александр Леонович

    Родился 4 октября 1921 г. в г. Владикавказе. В 1940 г. поступил в МВТУ им. Н.Э.Баумана. В 1942 г. добровольцем ушел на фронт. Александр Леонович - участник битвы на Курской дуге, форсирования Днепра, Вислы, Десны и Одера.
    В 1946 г. А.Л.Кемурджиан был демобилизован, а в 1951 г. с отличием окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана и был направлен на работу во ВНИИ-100.
    Занимался исследованиями фрикционной бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных гусеничных машин. В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию.
    С 1959 г. возглавлял отдел новых принципов передвижения. Под его руководством проводились работы по созданию и исследованию аппаратов на воздушной подушке.
    В 1963 г. А.Л.Кемурджиан назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси 'Луноход', а в 1969 г. - заместителем директора, главным конструктором института. Под руководством А.Л.Кемурджиана во ВНИИтрансмаш сложился коллектив, работающий по космической тематике, сформировалось новое направление - космическое транспортное машиностроение. Разработаны основы теории, конструирования и испытаний планетоходов.
    Основными вехами в деятельности этого коллектива являлись: создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси луноходов - 'Луноход-1' (1970 г.) и 'Луноход-2' (1973 г.), создание и поставка заказчику подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры. При этом отличительной чертой школы А.Л.Кемурджиана является реализация новых научных идей и технических решений, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного, гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей. Одновременно с этим разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация, температура) на искусственном полигоне ВНИИтрансмаш, на естественных полигонах Камчатки и Средней Азии. В 1971 г. А.Л.Кемурджиан защитил докторскую диссертацию по результатам исследований, выполненных при создании и эксплуатации 'Лунохода-1'.
    А.Л.Кемурджан участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В мае 1986 г. был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. Под его руководством в сжатые сроки создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии. Он неоднократно находился в командировке на ЧАЭС для оценки работоспособности СТР-1 и определения путей его совершенствования.
    А.Л.Кемурджиан - автор более 200 научных трудов, в том числе шести монографий. А.Л.Кемурджиан стоял у истоков международного сотрудничества ВНИИтрансмаш по космической технике и робототехническим системам и хорошо известен в отечественных и зарубежных научных кругах. Являлся членом Федерации космонавтики России, действительным членом Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, членом Планетного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция). Составители книги 'Outs tending People of the 20th Century', изданной международным биографическим центром (г. Кембридж, Англия), включили А.Л.Кемурджиана в число 'выдающихся людей XX века'. В 1997г. решением Международного астрономического союза именем 'Кемурджиан' была названа малая планета Солнечной системы ? 5993.
    А.Л.Кемурджиан - лауреат Ленинской премии, награжден орденами Ленина, Мужества, Красной Звезды, Отечественной войны, Почета, а также медалями ФК СССР и боевыми медалями.

 

http://www.vniitransmash.ru/MENU/WE/BIOGRAFII/Kemurjian.html