Цандер Фридрих Артурович
(1887-1933) - советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей и ЛА. В 1914 окончил Рижский политехнический институт. Проблемами реактивного движения начал заниматься с 1908. Его внимание привлекали вопросы конструирования КА, выбор движущей силы, способы очистки атмосферы на КА и др. В 1909 он впервые высказывает мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля; с 1917 приступает к систематическим исследованиям проблем ракетно-космической науки и техники. В 1921 Цандер представил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана на Московскую губернскую конференцию изобретателей. В 1924 опубликовал в журнале 'Техника и жизнь' статью 'Перелеты на другие планеты', в которой изложил свою основную идею - сочетание ракеты с самолетом для взлета с Земли и последующее сжигание в полете самолета в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. В том же году Цандер разрабатывал идею об использовании Луны или попутных планет (их гравитационного и электромагнитного поля или их атмосферы) для увеличения скорости полета на другие планеты, а также идею планирующего спуска КА с торможением в атмосфере планеты. С 20-х гг. Цандер, наряду с исследованием проблем межпланетных сообщений, занимался разработкой теории и расчетом двигателей КА. Он предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе; выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей различных схем, включая ВРД и комбинированные РД. Основные труды по ракетной астродинамике; им были рассмотрены также вопросы движения КА в гравитационном поле Солнца, планет и их спутников, определения траекторий и продолжительности полетов. В 1929-32 Цандер построил и испытал на сжатом воздухе с бензином реактивный двигатель ОР-1; в 1933 - ЖРД ОР-2 (на жидком кислороде с бензином). Разрабатывал проекты двигателя 10 и ракеты -'ГИРД-Х'. Принимал участие в организации Группы изучения реактивного движения. В 1931-32 был пред. ГИРД при Осоавиахиме. В 1930-31 преподавал в Московском авиационном институте. Именем Цандера названа мемориальная комната в Рижском политехнич. институте, музей развития космонавтики в Кисловодске, улица в Москве, кратер на Луне.
Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985
Годы жизни и деятельности
1887, 23 августа - в семье рижского врача, доктора медицины Артура Константиновича Цандера и его жены, дочери саксонского камергера и музыканта Готшалька, Елены Цандер, родился мальчик, названный родителями Фридрихом. Он был в родительской семье четвертым ребенком.
1889 - рождение сестры Елены и смерть матери при родах. Детей воспитывал отец, увлекавшийся естественными науками и техникой. Родившийся в 1854 году в купеческой семье, он окончил Рижскую губернскую гимназию, затем, в 1881 году - Дерптский (ныне Тартуский) университет. Далее для продолжения образования он отправился в Вену, где защитил докторскую диссертацию, и, вернувшись в Ригу, начал заниматься врачебной практикой. Именно он своими рассуждениями о возможной разумной жизни на других планетах развил в любознательном мальчике стремление лететь к звездам. Рассказы отца о полетах Отто Лилиенталя и запуски воздушных змеев возбудили в мальчике мысль, нельзя ли добиться перелета на другие планеты. Эта мысль не оставляла Фридриха всю жизнь.
Мальчик любил читать. В доме отца была неплохая библиотека. Особенно нравились ему книги по астрономии и научно-фантастические, в частности, романы Жюля Верна.
1891- женитьба отца на Берте Августовне Конради, двадцатилетней экономке, работавшей у них в доме и ставшей детям второй матерью. Вскоре родилась дочь Маргарита, ставшая сестрой ранее родившимся детям и особенно близкой - Фридриху.
1894 - поездка А.К. Цандера в Баку и закаспийские области России. Привезена уникальная коллекция пресмыкающихся и земноводных.
1896 - Фридрих Цандер определен в частное приготовительное училище, дававшее подготовку для поступления в реальное училище. Трехгодичный курс Фридрих преодолевает за два года (сказались старания отца)
1898 - Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, готовившего специалистов для промышленности и торговли.
1904, 30 января - гибель под поездом Роберта Цандера, старшего брата Фридриха. Отец приглашает жить в свой дом Вальтера Конради, младшего брата жены.
1905 - Фридрих Цандер заканчивает реальное училище первым учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Это укрепило его в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов.
1905 - Фридрих Цандер поступает на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института.
1905 - 1907 - Фридрих уезжает из Риги (администрация, напуганная революцией 1905 года, временно закрывает институт), заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом возвращается в "альма матер"
1908 организация при участии Цандера Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета, члены которого устраивали выставки летательных аппаратов, сами строили планеры и пропагандировали идею полета на устройствах тяжелее воздуха. В это же время Цандер задумывается над проблемами космической тематики.
18 сентября - Фридрих Цандер завел особую тетрадь под названием "Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат сообщение между звездами. Движение в мировом пространстве." С этого дня он более или менее регулярно делал записи по космической тематике. Со временем тетрадь выросла в сборник серьезнейших научных работ и идей и если бы она была в свое время опубликована, то принесла бы молодому автору мировую известность. Но этого не произошло. Вдобавок Цандер еще со времен Данцига, оценив преимущества, которые дает умение быстро писать, делал записи в зашифрованном виде, используя систему стенографии Габельсбергера. В результате некоторые записи Цандера не расшифрованы и до сих пор. Цандер выполняет расчет величины работы по подъему тела определенной массы на некоторую высоту над поверхностью Земли с учетом изменения с высотой ускорения свободного падения, оценивает запас кислорода на борту космического аппарата для обеспечения жизнедеятельности одного космонавта.
1909 - Цандер высказывает мысль о возможности использования в качестве топлива отработавших частей самой ракеты.
1910 май - мысль о возможности соединения Земли и Луны тросом. Цандер делает математические выкладки, проводит расчет троса. Идея привлекла внимание в 60-е годы, появилась терминология "космический лифт". Сейчас в научной литературе существует много разработок различных космических тросов и буксиров. Июнь - идея использовать для движения космического корабля магнитное поле Земли.
1912, 18 сентября - Цандер приходит к доказательству возможности выхода космического аппарата на орбиту Солнца, используя известные виды топлива. Идея была доказана еще Циолковским, но Цандер пришел к этому самостоятельно! Работая над вопросами динамики такого полета, Цандер ранее Циолковского и Оберта приходит к весьма плодотворной идее отбрасывания отработавших ступеней. Лишь у американского пионера ракетной техники Роберта Годдарда эта идея зафиксирована ранее - в январе 1909 года (в 1914 году Годдард получает патент на проект двухступенчатой твердотопливной ракеты). Параллельно Цандер приходит к мысли о возможности сжигания отработанных ступеней (в общем случае он эту мысль высказывал еще в 1909 году). В настоящее время, правда, считается более выгодным возврат дорогостоящих ракетных ступеней на Землю, хотя идея использовать в качестве вторичного топлива другие металлоконструкции вызвала большой интерес и находит практическую реализацию на твердотопливных ракетах.
1914 - после окончания института Цандер поступает на завод "Проводник", являвшийся отраслевым гигантом того времени и выпускавший различные резиновые изделия. Цандер и здесь остался верен себе - диплом с отличием давал ему право самому выбрать место работы и он решил изучить производство и свойства резины, чтобы в дальнейшем применить эти знания для космических нужд!
1915 - в связи с приближением фронта к Риге завод со всем персоналом эвакуируется в Москву
1915 - 1917 - Цандер проводит эксперименты по "оранжерее авиационной легкости" или, выражаясь современным языком, по системе жизнеобеспечения. Он выращивает в древесном угле горох, капусту и другие овощи.
1919 - Цандер переходит работать на авиационный завод "Мотор"
1921, конец (по другим данным - начало 1922) - встреча Цандера с лидером большевистского правительства В.И. Ульяновым-Лениным. Беседа о проблемах межпланетных сообщений. По-разному можно оценивать сущность коммунистической идеологии и личностные качества предводителей большевистского режима. Но факт не оставляет сомнений - всю жизнь Фридрих Цандер подчеркивал огромный идейный кругозор своего визави, колоссальный энергетический импульс, исходивший от этого человека, и то, как окрылила его эта беседа. Цандер решает уйти с завода и работать дома, чтобы быстрее решить поставленные перед собой задачи
1922 - 1923 - Фридрих Цандер получает длительный отпуск и напряженно работает дома. В отпускном свидетельстве, выданном ему, сказано:"... отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему". Чтобы помочь изобретателю, рабочие завода "Мотор" отчислили из своей зарплаты его 2-хмесячный заработок.
1923 апрель - Цандер выступает с докладом о межпланетных сообщениях перед коллективом Госавиазавода N 4 имени М.В. Фрунзе. Май - аналогичный доклад в Научно-техническом комитете ВСНХ. 15 июня - Цандер, завершив в основном исследования, возвращается на завод. Он начинает теперь "битву за умы" в надежде привлечь на свою сторону новых энтузиастов космонавтики.
1924 январь - доклад в теоретической секции Московского общества любителей астрономии. Цандер подает в Комитет по изобретениям авторскую заявку на спроектированный им самолет-ракету (космический самолет), но получает отказ. Комитет считает проект слишком фантастическим. Полет в плотных слоях атмосферы должен был осуществляться с помощью аэроплана с двигателем высокого давления. В достаточно разреженных слоях атмосферы полет был должен осуществляться с помощью жидкостного ракетного двигателя, дополнительным горючим которого служили бы ставшие ненужными части аэроплана. В результате в космос выводилась бы сравнительно небольшая крылатая ступень, предназначенная для полета и возвращения на Землю. В космосе она должна была передвигаться под действием "солнечного паруса". Проект Цандера отличался большой экономичностью с энергетической точки зрения: на каждом участке полета предполагалось использовать наиболее эффективный вид двигателя, максимально использовалось аэродинамическое качество аппарата. Оcновные идеи этого проекта были опубликованы автором в 1924 году в журнале "Техника и жизнь". Это была первая публикация Цандера по космической тематике. Апрель - доклад в Военно-научном обществе Академии Воздушного флота имени Н.E. Жуковского. 20 июня - организационное собрание членов Общества изучения межпланетных сообщений. 1,4,5 октября - трехдневный диспут по проблемам межпланетных сообщений в аудитории Физического института МГУ.
1924 - 1925 - серия поездок с лекциями в Ленинград, Рязань, Тулу, Харьков, Саратов.
1926, октябрь - Цандер начинает работу в Центральном конструкторском бюро Авиационного треста.
1927, февраль в Москве на Тверской улице открылась первая Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов. Выставлены экспонаты по работам Р.Х. Годдарда, Н.И. Кибальчича, Г. Оберта, Ф.А. Цандера, К.Э. Циолковского, Р. Эсно-Пельтри и других.
Ракетными проблемами Цандер по-прежнему занимается дома, в нерабочее время. Цандер строит первый ракетный двигатель ОР-1 из обыкновенной паяльной лампы. Одновременно инженер-ученый работает над теоретическими вопросами межпланетных полетов. Он ставит проблемы: использования гравитационных полей Солнца и планет для изменения скорости движения ракеты, (Сейчас это получило название гравитационного, или пертурбационного маневра, и широко применяется на практике), использования давления солнечного света для обеспечения транспортировки грузов в космосе ("солнечный парус"), жизнеобеспечения в космосе и противометеоритной защиты, создания пакетной схемы ракет (реализована в несколько иной форме в ракете-носителе "Восток"), нахождения энергетически оптимальных траекторий перелета к другим планетам (сейчас они известны под названием траекторий Гомана и модифицированных траекторий Крокко).
1930 март - начало преподавательской деятельности Цандера в Высшем аэромеханическом училище (ныне Московский авиационный институт), образованном из аэромеханического факультета МВТУ и одного из факультетов Московского механического института имени М.В. Ломоносова. Декабрь - Цандер переходит работать в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ)
1931 май - Цандер организует секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима. 2-я половина - cекция преобразована в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председатель - Цандер, председатель технического совета - С.П. Королев
1932 апрель - создана производственная часть ГИРДа, выделено помещение на Садово-Спасской улице, штаты. Цандер переходит на постоянную работу в ГИРД. 1 мая - начальником ГИРДа назначен С.П. Королев. Работы развернулись полным ходом. В короткие сроки был создан двигатель ОР-2. Именно он впоследствии послужил прототипом двигателя для германской ракеты "Фау-2". Но Цандеру уже не суждено было участвовать в испытании ракеты ГИРД-Х, оснащенной этим двигателем.
Чрезмерное напряжение, работа буквально на износ, вызвали сильное переутомление. По настоянию коллектива и врачей Ф.А. Цандер уехал отдыхать и лечиться в Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом. Ослабленный организм не справился с болезнью и талантливейший инженeр-конструктор скончался на 46-м году жизни.
1933, 28 марта - смерть Ф.А.Цандера в Кисловодске.
В том же 1933 году в Подмосковье состоялся запуск первых двух советских ракет. На одной из них стоял двигатель Цандера. Так было положено начало практическому исследованию космоса в России. И роль Фридриха Артуровича Цандера состоит в том, что он был первым в нашей стране инженером, подчинившим свою практическую деятельность решению задач, связанных с осуществлением космических полетов.
Монахов С.С. 1997