Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/452/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:01:49 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |

Перейти на официальный сайт
Федерального космического агентства

http://federalspace.ru
Ru En

ДМ-SLБ

   Разгонный блок (РБ) 'ДМ-SLБ' предназна­чен для выведения космических аппаратов различного назначения на высокоэллиптичес­кие, высококруговые (в том числе стацио­нарные) орбиты и отлетные (межпланетные) траектории. Блок разработан и производится РКК 'Энергия' им. С. П. Королева.

Конструкция разгонного блока 'ДМ-SLБ', используемого на ракете-носителе 'Зенит-3SLБ', во многом сходна с конструкцией РБ 'ДМ-SL' проекта 'Морской старт' и является его адаптированным для 'Наземного старта' вариантом. Блок, использующий в качестве компонентов ракетного топлива жидкий кисло­род и керосин, может производить до трех вклю­чений двигателя в течение миссии. Поэтому выведение космических аппаратов на геоста­ционарную орбиту осуществляется по двух- или трехимпульсной схеме в зависимости от долготы точки стояния КА.

  Основная конструкция блока включает верх­ний переходник и внутреннюю ферму. Средний и нижний переходники, в которые заключен РБ, сбрасываются перед первым включением маршевого двигателя. Для хранения керосина используется тороидальный бак, соединен­ный фермой с верхним переходником, и окру­жающий турбонасосный агрегат маршевого двигателя 11Д58М. Сферический бак жидкого кислорода, блоки авионики и ферма полезной нагрузки расположены над баком керосина и тоже соединены с верхним переходником. Два двигателя управления ориентацией, обеспе­чивающие стабилизацию во время полета, установлены в основании бака керосина.

 

Характеристики РБ'ДМ-SLБ'

Длина, м

5,93

Максимальный диаметр, м

3,7

Максимальная стартовая масса, кг

17800

Максимальный запас топлива, кг

14580

Тяга в пустоте, кгс

8103

 

 

Маршевый двигатель 71Д58М

 

    Разгонный блок 'ДМ-SLБ' осна­щен двигателем 11Д58М, являю­щимся представителем семейства кислородно-углеводородных жидкост­ных ракетных двигателей, разработан­ных Научно-производственным объе­динением 'Энергия' (1970-1973 гг.) для разгонных блоков. Для управле­ния тангажом и рысканием углерод- углеродное сопло двигателя установлено в карданном подвесе, а для управле­ния креном используется привод горя­чим газом.

 

Двигатели управления ориентацией

 

   Трехосная стабилизация и управле­ние ориентацией во время свободного полета и маневров по крену обеспе­чиваются двумя двигателями управ­ления ориентацией (работающими на самовоспламеняющихся компонентах топлива), расположенными в задней части бака керосина маршевого двига­теля, по обе стороны от сопла марше­вого двигателя.

 

Изменения, внесенные в конструкцию РБ 'ДМ' для проекта 'Морской старт'

 

При подготовке проекта 'Морской старт' в конфигурацию разгонного блока 'ДМ' были внесены существенные изме­нения, которые сохранены и в блоке 'ДМ-SLБ':

  • новая система навигации;
  • бортовой компьютер нового поко­ления;
  • автономная система управления разработки НПЦ АП;
  • удлиненное сопло и различные сокращения массы для повыше­ния характеристик блока.

 

Отличия блока 'ДМ-SLБ' от 'ДМ-SL':

  • передние стыки конструкции блока изменены в целях совместимости с конструкциями головного обте­кателя российского производства, а также полезной нагрузкой, в то время как блок 'ДМ-SL' совместим с головным обтекателем разработки компании Boeing;
  • большой (и тяжелый) тороидальный отсек радиоэлектроники(авионики) заменен несколькими отдельными контейнерами с целью уменьше­ния массы;
  • удалены ненужные датчики и кабели, использованные в квалификацион­ных полетах;
  • развертываемая антенна и система телеметрии заменены более легкой системой, применяемой на РН 'Зенит' с фиксированными антен­нами с двумя независимыми радио­каналами;
  • удалена система приема команд с антенной;
  • удален один блок баков горючего двигателей управления ориента­цией;
  • бак жидкого кислорода наддува- ется гелием, а не смесью кисло­рода и гелия;
  • минимальное количество топл­ива для последнего включения снижено с 4000 кг до 1500 кг посред­ством добавления двух двигате­лей обеспечения запуска тягой 10 кгс;
  • удален внешний радиатор, посколь­ку его функция перенесена на конструкцию верхнего переход­ника.