ДМ-SLБ
Разгонный блок (РБ) 'ДМ-SLБ' предназначен для выведения космических аппаратов различного назначения на высокоэллиптические, высококруговые (в том числе стационарные) орбиты и отлетные (межпланетные) траектории. Блок разработан и производится РКК 'Энергия' им. С. П. Королева.
Конструкция разгонного блока 'ДМ-SLБ', используемого на ракете-носителе 'Зенит-3SLБ', во многом сходна с конструкцией РБ 'ДМ-SL' проекта 'Морской старт' и является его адаптированным для 'Наземного старта' вариантом. Блок, использующий в качестве компонентов ракетного топлива жидкий кислород и керосин, может производить до трех включений двигателя в течение миссии. Поэтому выведение космических аппаратов на геостационарную орбиту осуществляется по двух- или трехимпульсной схеме в зависимости от долготы точки стояния КА.
Основная конструкция блока включает верхний переходник и внутреннюю ферму. Средний и нижний переходники, в которые заключен РБ, сбрасываются перед первым включением маршевого двигателя. Для хранения керосина используется тороидальный бак, соединенный фермой с верхним переходником, и окружающий турбонасосный агрегат маршевого двигателя 11Д58М. Сферический бак жидкого кислорода, блоки авионики и ферма полезной нагрузки расположены над баком керосина и тоже соединены с верхним переходником. Два двигателя управления ориентацией, обеспечивающие стабилизацию во время полета, установлены в основании бака керосина.
Характеристики РБ'ДМ-SLБ' | |
Длина, м |
5,93 |
Максимальный диаметр, м |
3,7 |
Максимальная стартовая масса, кг |
17800 |
Максимальный запас топлива, кг |
14580 |
Тяга в пустоте, кгс |
8103 |
Маршевый двигатель 71Д58М
Разгонный блок 'ДМ-SLБ' оснащен двигателем 11Д58М, являющимся представителем семейства кислородно-углеводородных жидкостных ракетных двигателей, разработанных Научно-производственным объединением 'Энергия' (1970-1973 гг.) для разгонных блоков. Для управления тангажом и рысканием углерод- углеродное сопло двигателя установлено в карданном подвесе, а для управления креном используется привод горячим газом.
Двигатели управления ориентацией
Трехосная стабилизация и управление ориентацией во время свободного полета и маневров по крену обеспечиваются двумя двигателями управления ориентацией (работающими на самовоспламеняющихся компонентах топлива), расположенными в задней части бака керосина маршевого двигателя, по обе стороны от сопла маршевого двигателя.
Изменения, внесенные в конструкцию РБ 'ДМ' для проекта 'Морской старт'
При подготовке проекта 'Морской старт' в конфигурацию разгонного блока 'ДМ' были внесены существенные изменения, которые сохранены и в блоке 'ДМ-SLБ':
- новая система навигации;
- бортовой компьютер нового поколения;
- автономная система управления разработки НПЦ АП;
- удлиненное сопло и различные сокращения массы для повышения характеристик блока.
Отличия блока 'ДМ-SLБ' от 'ДМ-SL':
- передние стыки конструкции блока изменены в целях совместимости с конструкциями головного обтекателя российского производства, а также полезной нагрузкой, в то время как блок 'ДМ-SL' совместим с головным обтекателем разработки компании Boeing;
- большой (и тяжелый) тороидальный отсек радиоэлектроники(авионики) заменен несколькими отдельными контейнерами с целью уменьшения массы;
- удалены ненужные датчики и кабели, использованные в квалификационных полетах;
- развертываемая антенна и система телеметрии заменены более легкой системой, применяемой на РН 'Зенит' с фиксированными антеннами с двумя независимыми радиоканалами;
- удалена система приема команд с антенной;
- удален один блок баков горючего двигателей управления ориентацией;
- бак жидкого кислорода наддува- ется гелием, а не смесью кислорода и гелия;
- минимальное количество топлива для последнего включения снижено с 4000 кг до 1500 кг посредством добавления двух двигателей обеспечения запуска тягой 10 кгс;
- удален внешний радиатор, поскольку его функция перенесена на конструкцию верхнего переходника.